Крепися убо, и мужaйся зелo
«Боязливых же и неверных… участь в озере, горящем огнём и серою. Это смерть вторая»
(Откр. 21,8).
Помню, как в начале 90-х люди стали отдаляться друг от друга – это было очень заметно. Рубль обесценился, с работой плохо, всё дорого, не до гостей. Вдобавок с экранов телевизоров, со страниц газет исподволь внушалось, что человек человеку даже не волк, а просто никто – пустое место. Новости того времени одни называли «правдой», другие – «чернухой», но били они в одну точку – кругом чужие, не убьют, так ограбят. У немецкого режиссёра Вернера Херцога есть с фильм с очень говорящим названием: «Каждый за себя, а Бог против всех». У нас за 70 лет богом стало государство, скрепляя людей в единое целое, но оказалось вдруг именно, что против всех.
Никому не нужны были миллионы русскоязычных, оставшихся за пределами России, не говоря о других бывших соотечественниках. Они бежали к нам, не находя не то что приюта, но сталкиваясь с неприязнью, мол, самим мало. Не нужны стали крестьяне, рабочие, инженеры. Такого не было со времён Гражданской войны, а прежде последний раз наблюдалось в Смутное время. Распад личности, распад народа, от которых спасали лишь вера и память о том, что всё может быть иначе, должно быть иначе.
…«Это вам за пацанов!» – последние слова геройски погибшего 3 февраля Романа Филиппова, военного лётчика, сына военного лётчика, – они так зацепили нас всех, потому что это пароль, означающий, что Роман был человеком. Когда говорят «это человек», подразумевается только одно – это тот, кто даже в смертный час думает о других больше, чем о себе.
Когда-то это было очевидно для всех – необходимость быть человеком.
В нынешнем постхристианском мире, кажется, только в Германии сохранилась статья в законодательстве, требующая оказать помощь погибающему или страдающему. Именно требующая, если это не угрожает собственной жизни. Такой же закон был в СССР. Согласно ст. 127 УК РСФСР, преступлением считалось «оставление человека без помощи даже при отсутствии у виновного законной обязанности заботиться о безопасности потерпевшего, при условии, что такая помощь заведомо могла быть оказана виновным без существенной опасности для него самого и третьих лиц». Между тем в современном УК РФ (ст. 125) неоказание помощи преступлением не считается, если только ты сам, скажем, не работаешь в МЧС. То есть если в метре от тебя тонет человек, то ты можешь протянуть ему руку, а можешь – не протягивать. Такой вот привет из 90-х.
Эти изменения показывают степень нашей деградации, и дело не в западном влиянии, ведь сохранили же немцы старые представления о том, что нужно помочь человеку, попавшему в беду. Нет, это результат антихристианских, эгоистических тенденций, которые достигли у нас своего пика в годы после распада СССР. В последнее время ситуация начала меняться, и дай Бог, чтобы мы вернулись однажды к старым русским понятиям о человеке, для которого нормой были действия, запечатлённые в восходящей к Евангелию поговорке: «Сам погибай, а товарища выручай».
Отношение к этому вопросу сегодня – это линия фронта, передовая, где человечество борется не только за физическое выживание, но и моральное.
Греческое слово martis («мученик») значит «свидетель». Примерно тот же смысл несёт слово «исповедник». Речь о людях, которые своей смертью или страданиями, своим мужеством запечатлевали истинность христианства. Всё самое важное в нашей жизни подтверждается только так, а в наше время, когда нет гонений на христиан, подтверждать необходимо то, что есть в жизни нечто большее, чем собственные интересы, – эгоизм для народа смертоноснее чернобыльской радиации. Вспомним о тех, кто, жертвуя собой, борется сегодня за Божью правду о человеке. Это не всегда верующие, не всегда христиане, но это свидетели – мученики и исповедники в страшной войне против диавольского «разделяй и властвуй».
* * *
В первую очередь вспоминается недавний подвиг алтарника московского храма Всемилостивого Спаса в Митино Георгия Великанова – человека, который погиб мученически за други своя. Миссионер, автор богословских статей, первый пресс-секретарь православной службы помощи «Милосердие», он погиб, пытаясь спасти бездомного, упавшего на рельсы. Это случилось 25 января на железнодорожной платформе Красногорская.
Человек, близко знавший Георгия, рассказывает: «Как я сейчас понимаю, Гоша увидел сильно нетрезвого человека на рельсах, пытался его оттащить в сторону. Это трудно, он вроде бы полный был, а Гоша не силач. И вот он увидел, что оттащить не сможет. Тот вообще, похоже, сопротивлялся, как машинист поезда говорит в своих показаниях. Тогда Гоша решил его закрыть своим телом, спасти. Поэтому тот бездомный и говорит, что получил удар телом Георгия. Ведь Гоша мог укрыться под платформой и спасти свою жизнь, а он хотел загородить другого человека».
Ему было 32 года. Любимая жена, дети, он готовился стать священником, а стал мучеником.
О нём вспоминают.
«Этот последний случай с бездомным – не единственный его мужественный поступок. Вдруг на него что-то спускалось, какая-то, может быть, благодать Божия, правда. Он менялся, становился как лев. У меня вообще было предчувствие, что он как-нибудь так умрёт, честно говоря. Потому что он влезал в какие-то истории, где надо было кому-то помочь, но это было небезопасным делом».
Это был радостный человек, мог позвонить, чтобы поделиться: «Ты представляешь, что я сейчас понял. Ты понимаешь, как Он нас любит!» Часами разговаривал в храме с людьми, которым нужна была поддержка.
Из записи Георгия в соцсетях: «И когда отдаёт себя Богу великий святой (Силуан, например), и когда это, пусть даже на мгновение, делает совершенно безвестный, “обычный”, “маленький” человек – для Него это столь же велико и дорого. И Он этого не забывает. Это имеет для Него – вселенское, космическое значение… Обнимаю вас всех».
В наши дни многие пошатнулись в вере, сталкиваясь с примерами бездушия, но нужно понимать, что Церковь – это не те, кто на ней паразитирует, а Георгий Великанов и многие, подобные ему.
* * *
Другая история. Двое подростков в Перми решили повторить преступление своих американских сверстников из школы «Колумбайн», где в 1999 году два ученика убили 13 человек, ранили 24, после чего покончили с собой. У пермских, к счастью, не было огнестрельного оружия, а резать ножами оказалось не так просто, как им казалось.
Они зашли в 4 «б» класс 127-й школы. «Просто зашли два человека, – рассказывает одна из учениц, – приставили детей к окну, потом один из них держал двери, а другой в этот момент начал их резать». Наталья Васильевна пыталась защитить детей и, лишь когда получила удар ножом, упала, сказав: «Дети, бегите!» В тот момент некоторые успели выбежать.
Пострадали 12 детей, но их жизни ничто не угрожает. Учительница Наталья Шагулина получила 17 ножевых ранений, но выжила. Когда пришла в себя, прошептала: «Как мои детки?» Наталья почти месяц провела в больнице – врачи, сделавшие ей сложную операцию, сказали, что она чудом выкарабкалась. Снова выйти на работу сможет ещё нескоро. «В голове глубокая проникающая рана – на затылке. Порезана шея, жена до сих пор её не чувствует. На теле множество травм», – рассказывал супруг пострадавшей. Нужно понимать, что, если бы эти 17 ударов пришлись по детям, многим выжить бы не удалось.
* * *
В Дивногорске в дежурную часть обратилась девушка, рассказав, что в квартире, где остались её мать и отчим, происходит что-то страшное, а она не может туда попасть. На место выехали старшие сержанты Денис Сумин и Павел Волосунов. В подъезде они услышали из квартиры крики. Волосунов отправился приглядеть за окнами, как положено делать в таких случаях, а Денис бросился на помощь. Как выяснилось, мужчина застрелил жену.
Увидев в руках у мужчины охотничье ружьё, полицейский успел оттолкнуть девушку и принял выстрел в упор на себя. Подбежал старший сержант Волосунов, смог вывести девушку и вытащить смертельно раненого товарища, но ещё один заряд достался уже ему. Павел сейчас поправляется. Денис не выжил. Согласно закону, полицейский в таких случаях обязан прийти на помощь, но никто не заставляет его вставать под выстрел, защищая человека. Это был личный выбор Дениса Сумина, Царствие ему Небесное.
* * *
Конец прошлого года. Обрушение жилого дома в городе Юрьевец. 59-летний Владимир Галочкин проснулся от треска и увидел в стене дома трещины. Дом разрушался буквально на его глазах. Он мог убежать, вызвать МЧС, а потом рассказывать на похоронах соседей, как всё было. И никто бы, скорее всего, не осудил Владимира. Вместо этого он разбудил всех соседей и вывел из дома, почти так же, как в фильме «Дурак», – и буквально через минуту стена дома обрушилась, при этом никто не погиб. Только, в отличие от фильма, героя не побили, а губернатор даже вручил Владимиру медаль. Я не знаю, верующий ли человек Галочкин. Но Ангел коснулся того, кто мог спасти всех, и Владимир не обманул Того, Кто в него верит.
Житель Самары Вячеслав Якушкин играл дома с ребёнком, когда его жена вдруг заметила, что на четвёртом этаже соседнего дома висит на перилах балкона девочка. Мама, как потом оказалось, оставила 12-летнюю дочку дома с двумя младшими детьми, а сама ушла ненадолго. В это время старшая девочка решила пойти к бабушке, спустившись через балкон. Вячеслав, подбежав, понял, что вариантов спасения немного – один. Когда ребёнок упал, он погасил своим телом скорость падения, поймав её на плечо и получив множественные ушибы. Оба остались живы, вот только супруга, встретив мужа из больницы, попросила его коротко постричься: муж в одночасье поседел.
Медалью «За отвагу на пожаре» собирается наградить МЧС 8-летнего Никиту Копылова из Пензенской области. Мальчик проснулся от запаха гари. Выбежал из дома, попытался потушить горящую стену, но, увидев, что занялась крыша, вернулся, разбудил сестёр и братьев и помог им выбраться. Младшего брата он вынес из дома на руках.
А недавно в Вязьме его тёзка – Никита Казаченко, девяти лет, – спас из горящего дома двух братьев и сестру. В Башкирии 11-летняя Алина Абдуллина вывела из огня шестерых человек – родных и двоюродных братьев и сестёр.
Буквально на днях похожая история произошла в семье Черновых на Белгородчине. Дом загорелся, когда мать шестерых детей ушла в лесополосу за дровами. Дверь была охвачена пламенем. Малыши, испугавшись, спрятались под кровати и в шкаф, но десятилетняя Юля собрала их, разбила окно. Выбросила туда одеяло и куртку, затем начала отправлять по очереди братьев и сестёр. Подбежавшему мужчине протянула последнего из них – полуторагодовалого, после чего потеряла сознание. Её спасли.
* * *
Случаи, которые я перечислил, произошли совсем недавно, многие я не стал упоминать. Предвижу замечание, что вот в цивилизованных странах в подвигах нет необходимости, потому что мало что происходит. Это не так. Везде стреляют, везде горят. То и дело приходят сообщения из Европы, где так называемые беженцы насилуют девушек и женщин на глазах у их мужей и кавалеров, а убийства соучеников в Штатах происходят едва ли не ежемесячно. О подвигах известно очень мало. Даже в Швеции, где нацист Брейвик убил 77 человек в детском лагере, единственный подвиг совершили двое россиян – мальчишки-чеченцы Мовсар Джамаев и Рустам Даудов, сумевшие спасти больше двадцати подростков. Сначала они попытались спрятаться в лесу, но, когда Мовсар позвонил отцу домой, тот сказал, что нужно держать себя в руках – думать не только о себе, а спасти всех, кого сможет.
Дух сохраняется вопреки всем экспериментам над нашим сознанием, хотя и не стоит себя переоценивать – нам всё ещё далеко до того народа, который победил в Великой Отечественной и других войнах. Мы продолжаем балансировать на той грани, за которой деградация может стать необратимой. Поэтому так важно, чтобы ни один подвиг не остался без внимания – каждый должен быть донесён до сознания наших детей, дошёл до нас самих. Практически у каждого геройского поступка находятся в соцсетях многочисленные критики: «Зачем полицейский пожертвовал собой?! Проще было бы застрелить убийцу…», «Почему хорошо отзываются о чеченцах?», «Великанов был беспомощным человеком, не сумев вытащить бездомного. Да и кому вообще был нужен этот алкаш?..»
Мы живём, постоянно вдыхая эти ядовитые испарения, так что обойдёмся без иллюзий. Подвиг – это вызов малодушию, которое многие в себе чувствуют и пытаются оправдать его. Например, многозначительно произносят, что любой подвиг – результат чьей-то беза-лаберности. Нет, это исправление тех несовершенств мира, которые не иссякнут нигде и никогда. В пермской школе, где учительница Наталья Шагулина встала между ножами и учениками, самая современная система охраны – такую встретишь далеко не в каждой школе развитых стран. Но она всё равно не сработала, и пришлось защищать детей по старинке, жертвуя собой. Поэтому в конечном итоге надеяться надо только на Бога и готовность последовать Его крестной жертве. Это благодатное и благодарное состояние. «Чтобы стать счастливым, нужно быть смелым», – учил монах Симеон Афонский.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий