Крестить ли младенца?

Рисунок с сайта pravoslavie.by

В 793-м номере нашей газеты вы могли прочитать репортаж с региональных Рождественских чтений, прошедших в Сыктывкаре в конце ноября. Там рассказывалось, что в докладе игумена Рафаила (Беловолова) из Воркуты – об опыте преподавания священника в школе – прозвучали такие слова: «Вы знаете, что всё больше и больше священнослужителей склоняются к тому, что надо бы прекращать крестить детей во младенчестве».

Некоторые наши читатели неверно поняли батюшку, решив, что он против крещения младенцев. Это не так: мысль была о том, что не стоит крестить всех подряд, а надо делать это избирательно. Приношу свои извинения батюшке за то, что я выразил его мысль очень кратко, без разъяснений.

Однако произошедшее недоразумение дало почву для материала о том, какие мнения есть в Церкви по такому сложному вопросу, как крещение младенцев. Отец Рафаил посоветовал мне обратиться к высказываниям известных православных деятелей на этот счёт, что я и сделал. Действительно, тема не раз поднималась в СМИ. Например, телеканал «Союз» в 2008 году давал кадры из выступления диакона Андрея Кураева, сказавшего:

«Нет никаких проблем с тем, чтобы крестить детишек в православных семьях. Это совершенно естественно: родители хотят дать своему малышу всё, что у них есть дорогого. Вопрос возникает тогда, когда семья нехристианская. Вот это действительно вопрос: это Таинство или профанация Таинства? В старой монашеской книге шестого века “Луг духовный” преподобного Иоанна Мосха есть такой рассказ: пошла эпидемия по Александрии, и многие люди стали креститься в надежде, что не заболеют. Но многие заболевали и умирали. И Александрийскому Патриарху было видение, где Господь гневно сказал ему: “Доколе будете посылать сюда мешки, запечатанные снаружи, но пустые внутри?!”

Что касается “а вдруг младенец умрёт некрещёным” – то православным ли этого бояться? Это у католиков есть чудовищное учение о том, что младенцы, умершие некрещёными, идут в ад. В православии ничего подобного нет…»

В программе «Беседа с батюшкой» на том же «Союзе» иерея Алексия Дорошевича попросили прокомментировать отрицательное мнение Алексея Ильича Осипова по поводу крещения младенцев.

Батюшка усомнился относительно того, что Осипов мог сказать так.

– Крещение – древнее установление Церкви, которое идёт ещё от апостолов, – сказал он, – а уж апостолы знали, что можно, а что нельзя. Существует протестантская точка зрения, что младенцев крестить нельзя. Она основана на том, что человек должен принять веру сознательно, сделать выбор, будучи взрослым. Но почему всё-таки Церковь крестит? Церковь – это семья Божия. И если я нахожусь в семье, под покровом и стенами Церкви, то как же я могу своего ребёнка оставить вне покрова? Я возьму сразу же своего ребёночка и принесу к порогу этого дома, и там меня встретит священник и спросит: «Зачем ты принёс этого ребёнка?» Я скажу: «Чтобы этот ребёнок был питаем духовной благодатью Церкви. А когда он будет возрастать и понимать, я ему буду постепенно открывать веру православную. И я его буду выращивать в полноценную духовную личность не за стенами, а в самой Церкви». А повзрослев, человек может и отказаться от того, что ему дали… Но я, как отец его, как человек, которому от Бога дан был этот ребёнок, по крайней мере скажу: «Господи, я сделал всё, чтобы этот ребёнок был Твоим, и если он отказался, то это не моя уже вина».

* * *

Как видим, священник не поверил, что богослов Осипов мог выступить против крещения младенцев. Послушаем же самого профессора. Корреспондент спрашивает у него:

– Разве в православных семьях не стоит следовать традиции крестить младенцев от 8-го до 40-го дня, ведь даже Господу нашему через семь дней после рождения сделали обрезание, а это было ветхозаветное крещение? Конечно, сам по себе ребёнок не может стяжать Духа Святого, но для этого и существуют родители, в том числе и крёстные…

– Во-первых, это большая ошибка, когда называют обрезание ветхозаветным крещением, – отвечает Алексей Ильич. – В Ветхом Завете не было таинств, они были дарованы только с пришествием Христа. Нигде не говорилось, что при обрезании человек получал благодать Божию. Это был знак принадлежности к еврейскому народу с его верой, но совсем не Таинство.

Нельзя смешивать две разные стороны в Таинстве: одна сторона – священнодействие, которое совершает священнослужитель, и другое – дар благодати, которое даёт только Господь и больше никто. Так вот, если мы коснёмся священнодействия, то его можно совершать, конечно, над кем угодно: безбожником, атеистом, буддистом, независимо от того, верит он или нет. Дар же благодати даёт Господь, Который видит состояние души человека и в зависимости от этого состояния даёт ему этот дар благодати в большей или меньшей степени. Что же является критерием в этом даровании благодати? Оказывается, степень веры человека. «Кто будет веровать и креститься, спасён будет (Мк. 16, 15)» – это сказал Сам Спаситель, а не кто-нибудь.

У младенца ещё нет веры, и в таком возрасте и не может быть. Вера к нему может прийти только постепенно, по мере правильного воспитания родителями этого человека. И вот степень веры обуславливает и степень причастности благодати. Нет веры – пожалуйста, сами делайте вывод. Эту мысль можно найти у святых отцов, они очень на это обращали внимание. Почему в древней Церкви на оглашение приходящих к крещению отводили очень длительное время – год, два, три? Кирилл Иерусалимский писал об этом: «Если лицемеришь, то люди (священнослужители) крестят тебя (совершают священнодействие), а Дух крестить не будет». То есть не сам факт совершения священнодействия означает получение благодати.

Григорий Нисский считал, что младенец и так свят. Христос говорит ученикам: «Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие (Лк. 18, 16)». Каких таковых? Их кто крестил? – никто. Оказывается, состояние их таково, что их есть Царствие Небесное.

Святоотеческие учения здесь очень трезвые, они смотрят на Таинство крещения не как на магический акт – сделали, окрестили и, Дух Святой, никуда уже ты не денешься, пойман ты – ничего подобного! Крещение можно внешне принять, а благодати-то и не получить. Поэтому в древней Церкви крещение принимали взрослые. Дети – лишь тогда, когда крестилась, например, вся семья. Но было условие: в том случае, когда родители имеют твёрдое намерение сами жить по-христиански, когда атмосфера в семье вся христианская, жизнь по заповедям Божиим, тогда ребёнка они воспитывают в этой христианской жизни. И тогда есть полная надежда на то, что крещёный, придя в возраст и приобретя уже сам веру, примет эти обеты крещения. Тогда и благодать Божия воссияет в нём. Вот что мыслили святые отцы о Таинстве.

А что мы наблюдаем сейчас на каждом шагу? Крестят младенца, постоянно приносят его причащаться, а достиг он лет 13-14 – и где он? Множество крещёных и причащённых, а где они в храме?..

Вот что думает А. И. Осипов о крещении младенцев и, как мы видим, твёрдо стоит на своём.

* * *

Протоиерей Димитрий Смирнов, мастер слова и проповеди, также выступал с телеэкрана по этому поводу:

«С одной стороны, крещение младенцев – древняя церковная традиция: когда крестится вся семья, отец, мать, все дети. Понятно, если отец и мать живут христианской церковной жизнью, они хотят, чтобы и дети жили такой же жизнью. У отца с матерью Пасха – и у детей Пасха. Поэтому крещение младенцев – это обязательство взрослых людей перед Богом воспитать из них христиан. Но большинство людей, приносящих покрестить ребёнка, не только не собираются воспитывать христиан, но даже не знают, что это такое. Они это делают из двух соображений. Первое – суеверие, а второе – это обычай. А обычай легко возникает, но трудно искореняется.

Практика крещения младенцев существует. Но при одном условии: что родители и воспреемники являются православными христианами, а это очень легко выявить. Пожалуйста, воспреемники трижды должны прочитать Символ веры, если они этого сделать не могут – ауфидерзейн.

25 лет я всегда спрашивал у родителей: зачем вы крестите ребёнка? И ни разу не получил ответа. Ни разу. Поэтому для них это абсолютно бессмысленный ритуал. Спрашивается: зачем же мы это делаем? То, что люди ничего не знают о христианстве и о крещении, – это не их вина, а их беда. А чья вина? А вина наша, священников. Потому что мы должны их научить.

Вот были крещены дети, дальше что? С 12 лет курят, теряют девственность ещё в школе, разговаривают матом, хамят своим учителям и родителям – где христианство, зачем мы их крестили? Никто их не воспитывает ни в чём, а то и даёт им антивоспитание. Это серьёзнейшая проблема.

Вынужден вас разочаровать: современная практика Церкви совершенно не соответствует канонам Церкви. Одно дело, когда была советская власть, и другое дело – сейчас. Гонений нет, можно подготовить, научить. И Церковь должна подготовить ряд документов и рекомендаций о том, как должна вестись подготовка. И Алексей Ильич Осипов в своей работе готовит к этому почву».

Кстати же, протоиерей Димитрий Смирнов отвечает и на вопрос об участи умерших младенцев, оставшихся некрещёными:

«Думаю, что никакой разницы нет, умер ребёнок крещёным или некрещёным. Если волос с головы не падает без Промысла Божия, то тем более – смерть младенца. Если Господь призывает к Себе младенца, то Он о нём и позаботится. У нас же люди воспринимают и крещение, и саму смерть младенца как некую случайность, которая ни от чего не зависит».

* * *

Хочу подчеркнуть, что ни я, ни редакция не склонны выносить заключений по этому вопросу. Тема крещения младенцев, несмотря на довольно-таки резко высказанные выше взгляды, очень непроста. Потому что есть святые отцы и богословы, которые говорят о необходимости крестить младенцев. Ни Алексей Ильич, ни отец Димитрий, ни даже те святые отцы, на которых они ссылаются, не выражают соборное мнение Церкви. Они размышляют, исходя из своей практики, своих воззрений, и побуждают думать нас с вами.

 ← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий