Сколько промилле в причастии?
Из разговоров, подслушанных в храме (что само по себе, конечно, грех):
– Слушай, подскажи, сколько промилле в причастии? – обращается один мужчина к другому. – А то я, не подумав, причастился, а теперь за руль садиться. Вдруг гаишники остановят!
– Да не бойся, – утешает его другой, – что там покажет с одной ложки кагора? Ну, может, как будто кефира выпил. Не бойся – права не заберут!
* * *
– Вы каждый раз после причастия кашляете! – назидательно говорит опытная прихожанка мужчине. – А всё потому, что курите перед причастием! Я вижу, вы всё время на улицу курить выходите!
– Да нет, не из-за этого! Просто я ж не пью сейчас, а там спиртное, вот горло и дерёт!
* * *
– Вы почему мужа отправили на причастие? – строго выговаривает благочинная паломнице средних лет. – Я видела, что ваш муж не готовился к причастию и утром поел в гостинице!
– Ну так и что с того? Мы издалека в этот монастырь ехали, он у меня болеет, ему обязательно надо было причаститься!
* * *
– У меня внук всё время болеет, какую бы иконку ему в комнату повесить? – спрашивает молодящаяся женщина интеллигентного вида в свечной лавке.
– Так вы его причащайте почаще, раз болеет, – с улыбкой советует продавец.
– Ой, вы что! Он у нас аллергик! – машет руками женщина. – У него на обычные продукты аллергия, а с вашего вина ему совсем плохо станет! Да и гигиену вы не соблюдаете, всех с одной ложки потчуете!
* * *
– Иди-иди причастись, – толкает грузная женщина в спину молодого парня.
– Да я с утра мяса наелся, – упирается тот.
– А кто об этом узнает?! Иди, может, за ум возьмёшься! – настаивает она.
Не в силах устоять под напором родственницы, которая к тому же с недавнего времени прислуживает в храме, молодой человек, неуверенно почёсывая голову, в шортах идёт к Святой Чаше…
* * *
Таких примеров сотни, тысячи. Причащаются за компанию. Например, приносят детей на крещение к концу службы, а увидев, что идёт причастие, встают в очередь. Запомнился молодой самовлюблённый мужчина, который на вопрос священника, готов ли он к причастию, развернулся к пастве и очень громко ответил с улыбкой: «Всегда готов!» Батюшка его не причастил и потом на проповеди долго объяснял собравшимся, что причастие – это великое Таинство, что, приобщаясь Святых Даров, мы соединяемся с Иисусом Христом, что приступать к Чаше надо со страхом Божиим и трепетом, а предварительно нужно попоститься, со всеми примириться, искренне раскаяться в грехах… А после причастия быть готовым изменить свою жизнь в лучшую сторону…
Вдумаемся в смысл стихов Метафраста, которые нужно повторять перед святым причастием:
Се приступаю к Божественному причащению.
Содетелю, да не опалиши мя приобщением:
Огнь бо еси, недостойныя попаляяй.
Но убо очисти мя от всякия скверны.(Вот я приступаю к Божественному причащению.
Создатель, не опали меня приобщением:
Ибо Ты – огонь, недостойных сожигающий.
Но очисти же меня от всякой скверны.)
Как известно, огонь – двоякая сила: и созидательная, и разрушительная. Тот, кто достойно приготовился к причастию, просит у Бога очиститься от всякой скверны. Недостойное же причастие опалит нечестивца и будет ему в осуждение. То есть он таким деланием только бесов укрепит, а ангелов отгонит. Это в какой-то мере богохульство.
Преподобный Серафим Саровский говорил, что многие из тех, кто причащается здесь, на земле, остаются не приобщёнными у Господа. Ведь причастие – это великое чудо, дар Божий нам, грешным: причащаясь, мы становимся частицей Тела Господа нашего Иисуса Христа. Ещё раз повторю, причастие – это духовный огонь, который может осветить и согреть душу, а может и больно обжечь. К причастию нельзя идти формально, не подготовившись.
Вот представьте, вас пригласили на приём в Кремль. Вы будете подбирать лучшие одежды, размышлять, что скажете, переживать перед встречей с президентом. А теперь представьте, что вы идёте к Богу!..
Поэтому лучше не подходить к Святой Чаше неподготовленным, чтобы потом вместо благодати не получить наказание за свою глупость и самонадеянность. В грязную, дырявую кружку не наливают родниковую воду! В первые века христианства язычники, не понимавшие сути причастия, считали, что христиане пьют человеческую кровь, и это внушало им страх. А мы хуже язычников, мы не испытываем ни страха, ни благоговения, подходя к Святой Чаше, – относимся к этому как к обряду! Причаститься? Да запросто! И ничего, что «Святая – святым»! Чем я не свят?!
Впрочем, так большинство россиян относится и ко крещению, и к венчанию, и к купанию в источниках, и к освящению куличей. Так надо, чтоб не болеть! Всё! Участвуя в этом, мы тем самым продолжаем распинать Христа и укреплять в себе тёмное начало.
Так что же делать? – ведь сказать, что полностью готов к причастию, вряд ли кто может. Есть желание причаститься, это прекрасно. Но быть может, восходить к причастию следует ступенями: для начала просто исповедь, на первый раз и этого достаточно. А уже потом, когда осознаете, что дозрели до принятия Святых Даров и готовы изменить свою жизнь, тщательно подготовиться к этому Таинству.
Как говорил архиепископ Иннокентий Херсонский, «о Таинстве причащения, если размышлять пространно, то надобно размышлять целую вечность: ибо это святейшее Таинство есть верх всемогущества, премудрости и любви Божией к нам».
Юлия Молчанова (Счастливенко)
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий