Все под Богом ходим

Спросите человека, зашедшего в храм поставить свечку, зачем он туда пришёл. В большинстве случаев услышите в ответ: чтобы попросить Божией помощи. В чём? Тут все скажут разное: исцелиться от болезни хочу, чтобы в семье всё было мирно, работу хорошую найти хочу, замуж хочу, успеха в бизнесе хочу… Нормальные желания, вполне понятные. Только вот не всегда они исполняются. Хотя Господь всемогущ, бесконечно добр и всё может совершить, что нам на пользу, но нет, не совершает… Почему так?

Священное Писание говорит о том, что Бог создал наш мир «из ничего». На первый взгляд, это утверждение выше человеческого понимания. Но в нашем мире существует аналогия процессу Творения, проясняющая картину.

Господь Бог в Символе веры называется Творцом, а по-гречески – Поэтом неба и земли. Весь наш мир был сотворён словом Божиим. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть», – пишет апостол и евангелист Иоанн (Ин. 1, 1-3).

Наши земные поэты и писатели тоже творят словом миры. Существуют нематериальные миры, созданные «из ничего» мыслью Достоевского и Толстого, братьев Стругацких, и Толкиена… Где? В нашем сознании, наверное. Но это не мешает множеству людей играть в гномов и эльфов. А кто из мальчишек не рубился на деревянных шпагах под возглас «один за всех и все за одного!»?

«Мои мысли – не ваши мысли» (Ис. 55, 8), – говорит Господь. Его мысли, облечённые в слова, становятся реальностью, претворяются в материю, формирующую и весь окружающий мир, и нас самих. В этом, кстати, нет ничего невероятного с позиций современной физики. Энергия («ничто» для человека, поскольку невидима), будучи «сконденсированной», по словам учёного Вернера Гейзенберга, образует материю.

Представим себе, что Господь «придумал», «сочинил» наш мир, в том числе и людей, и «записал» его в материи. Получилась такая своеобразная «книга», в которой мы с вами персонажи и должны по законам жанра подчиняться воле Автора. Может ли Иван Карамазов уйти в монастырь, а Шерлок Холмс жениться? Нет, их жизненные пути жёстко фиксированы писателями.

Но Господь Своих «действующих лиц» по-настоящему любит, и поэтому Он даёт нам свободу. Свободу сойти с того персонального пути, который Он промыслил для каждого из нас. Пути, ведущего человека к спасению, в вечную жизнь после земной смерти.

Для каждого человека Бог проложил дорогу, наиболее подходящую именно для него. Но мы, вслед за прародителями Адамом и Евой, заявляем: хочу управлять своей жизнью самостоятельно. И сворачиваем с личной кратчайшей тропинки или на шоссе успешности и высокого социального статуса, или на магистраль комфорта и удовольствий, или на аллею тихих семейных радостей, или на просеку самосовершенствования… Проваливаясь по дороге в тинные болота грехов – не без этого.

Всё дело в нашей самости. Наши желания часто не соответствуют тому, что Господь промыслил о нас. И тогда даже самая настойчивая просьба не приведёт к исполнению желания. Автор не переписывает Книгу нашей жизни. Но персонаж может выйти из подчинения и начать писать собственную книгу. И тут же у него появляются хвостатые «соавторы». Бесы, радостно ухмыляясь, исполнят желания человека, уверенного в том, что «человек хозяин своей судьбы». Такие «клиенты» очень подходят для выполнения основной бесовской задачи – не позволить людям соединиться с Богом.

Просить чего-то у Господа вовсе не запрещено. Наоборот, Господь Сам говорит: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам» (Мф. 7,7). Неправедно настаивать на своём хотении, требовать от Бога исполнения своих желаний. Даже если эти желания кажутся вам вполне благими, они могут не согласовываться с Божией волей.

Как узнать, чего просить можно, а чего не стоит? Как познать волю Божию о себе? Это, может быть, самый сложный вопрос, который встаёт перед человеком. Господь Сам открывает человеку Свою волю о нём, наше дело – научиться её видеть.

Общая для всех воля Божия открывается нам в Евангелии. Поэтому регулярное чтение Евангелия – первое дело для православного человека.

Частную волю Божию о себе самом человек часто пытается узнать от духоносного старца или за неимением такового у ближайшего священника. Хорошо, если священник соответствует ожиданиям, а если нет, то не остаётся другого выхода, как учиться действовать самому. Как? Например, по слову епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона, «если нам предстоит что-то сделать и мы не знаем, так поступить или нет, во-первых, нужно отвергнуться своей воли. Чтобы оба решения вопроса были мне абсолютно равнозначны… мы должны от себя как-то отделить, не быть пристрастным ни к одному из этих решений. И после этого усердно молиться Богу, чтобы Господь открыл Свою волю, чтобы Господь дал понять. И на что преклонится сердце, решить, что нужно именно так поступать». И ещё он же: «Воля Божья узнаётся исходя из того, что совершается. Вот если начинаем что-то делать и это что-то получается, то мы верим, что есть воля Божья. Не получается — верим, что нет».

Самое душеполезное – стать послушным инструментом в руке Божией, не противиться Его воле: «Впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26, 39). И самый, наверное, важный совет даёт нам Евангелие: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и… всё приложится вам» (Мф. 6, 33). Чем ближе человек к Богу, тем меньше он просит о земном. «Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя? Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить Тебя. Отче, даждь рабу Твоему, чего я сам просить не умею» (свт. Филарет Московский).

Человек настолько верит Богу, что ничего не просит, кроме исполнения Его воли в своей жизни. Так верила Пресвятая Богородица, когда, будучи трёхлетним ребёнком, оставила за спиной Своих родителей и радостно вошла в Храм Господень.

 ← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий