Марфы и Марии

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что все люди находятся в прелести. А в самой большой прелести находится тот, кто утверждает, что он не в прелести. Меня эти слова трезвят и напоминают, что я обязан от большей прелести стремиться к меньшей. Если духовный рост прекращается, то начинается деградация. А для роста нам полезны искушения, преодолевая которые, мы становимся опытнее. И тогда на смену прежним искушениям приходят более сложные для понимания и переживаний. Когда они наваливаются, я радуюсь, уповая на будущую победу, ведь со мной Бог и все святые.

Таинство исповеди. Изображение сайта ru.wikipedia.org

Я люблю Бога, люблю Церковь, люблю ближних, себя люблю, стараюсь любить всех людей, к каким бы вероисповеданиям, расам, народам они ни принадлежали. Расположился даже к королеве Англии Елизавете II. Как-то услышал, что она самая влиятельная злодейка на всём свете. Под её воздействием все масоны, весь финансовый капитал, на побегушках у неё даже президенты США. Но утром, на литургии, мне стало её жалко. Ведь она не виновата, что родилась в такой семье и стала королевой. И если правда, что с ней всё так плохо, как говорят, то попадёт в ад. Сказал об этом братии. Вечером сын Денис шутит в разговоре с матушкой Марией: «А батюшка влюбился в королеву Англии». Объясняю: «Нет, любовь тут ни при чём, мне просто её жалко стало». А утром, услышав на литургии повеление Божие: «Любите врагов ваших», пришёл к мысли, что в самом деле нужно любить и эту несчастную бабушку, которая принадлежит не себе, а своей короне.

Сейчас переживаю новое искушение. Скорбит душа за безбожных, несчастных людей, а искушение вот в чём. Мир становится всё более тревожным и враждебным к людям. Некогда единый русский народ – тело Христово – раздробляется на «личности», которые собираются в политические партии, корпорации и прочие сообщества. Борются за господство над другими, за материальные блага. Как следствие – у нас, в богатейшей стране мира, миллионы людей живут в бедности. Люди перестали доверять друг другу, власти, перестают доверять и Церкви. Формируется изменённое сознание, когда жить за счёт других – это норма. Супружеская измена оценивается как победа, а не поражение и предательство. Трудиться физически стало унизительно. Всё зашло так далеко, что только Бог может спасти Россию. Об этом Его нужно молить, и, кроме нас, народа Божия, делать этого некому. Но и православные в растерянности. Похоже, у нас в Церкви идёт перестройка, чреватая большими опасностями.

Меня на трапезе спросил один человек: «Как вы относитесь к католикам?» Отвечаю: «Отношусь нормально. Мы когда молимся о мире во всём мире, то, естественно, молимся и за них». При моём служении семь человек из католичества перешли в православную веру. Недавно отпевал бабушку-католичку. Три года назад молился за неё в реанимации, где она пробыла без сознания девять суток. Ко всеобщему удивлению, она поправилась и активно прожила остаток отпущенной ей Богом жизни. Отпевали её в православном окружении, православным чином, просили Господа о спасении её души. Думаю, Он решит посмертную участь этой женщины, а нас, надеюсь, не осудит за то, что мы проводили её по-христиански.

«Нет, батюшка, вы определённо скажите, католики нам братья или нет?» – настаивает прихожанин. «Нет, – отвечаю, – католики нам не братья. Впав в папскую ересь, они отпали от Церкви». Это сообщество всё дальше отходит от христианства, теряя по пути миллионы человек, отпадающих в новые собрания, ещё более далёкие от изначальной святой православной веры. «А митрополит Иларион говорит, – смущённо поясняет прихожанин, – что католики нам братья, а католичество – не ересь». Да, запутанная ситуация. Я католикам не брат, а владыка Иларион – брат. Выходит, мы с ним друг другу чужие? Нет, но денно и нощно нужно молиться за владыку.

Католичество слишком долго было враждебно нам, чтобы перестать его опасаться. А папизм – угроза не только внешняя, он постоянно угрожает нам изнутри, подтачивая соборность. Алексей Ильич Осипов предупредил недавно об изменениях в русском переводе Символа веры. Например, прежде было «Господа животворящего» – стало «оживляющего». Зачем? Почему не соборно постановили что-то изменить, а неведомо кем? Помню, как бабушки в 90-е годы предупреждали, что будут менять Символ веры, и поэтому с тревогой наблюдаю за происходящим. Подобные нововведения, внедряемые против воли народа Божия, приводят к расколам и смутам.

Сейчас многие священники мучаются, не зная, как отнестись к заявлению Волоколамского митрополита о католиках. Но ещё больше тех, кто не обратил на слова владыки никакого внимания. Звоню одному знакомому батюшке, спрашиваю, что он думает на этот счёт.

– Не парься, отец Игнатий, там, наверху, знают, что делают.

Звоню второму, слышу:

– Конечно, братья. Они же мощи святого Николая привозили.

Наверное, есть среди священников Марфы и Марии. Марфы хорошо храмы строят, заботятся о хозяйстве, а Марии – молятся. И понятно, что Марфы удобнее и полезнее, с точки зрения мира. Но Церковь столетиями не имела солидных храмов, ютилась в комнатушках или пещерах. А без Марий она обойтись не может – они соль, без которой христианство перестанет быть собой, и тогда Господь нас оставит. Сейчас, когда Марфы побеждают, когда о вере судят не по учению святых отцов, а по тому, что велит начальство, мы подошли к очень опасному пределу.

Поделился своими размышлениями с благочинным. Он вздохнул:

– Ты был таким добрым, а сейчас пугаешь людей. Нужно быть помягче.

Мой дорогой друг, призывая меня к доброте, затронул больное. Современный человек уверен, что Церковь должна быть комфортным местом, где ему должны всё прощать, ко всему снисходить, относиться с пониманием. Желание понятное. Но и прощение, и снисхождение со стороны Церкви не спасает, а лишь подводит к спасению. Так ребёнка кормят с ложечки, носят на руках, чтобы он однажды встал на ноги. Церковь должна растить святых, людей, способных на подвиг, самоотречение. Без этого она превратится в заведение по психотерапевтическому обслуживанию населения, утратит Духа Святого. Потребительской цивилизации противостоять труднее, чем самым жестоким гонителям, но как мало мы это понимаем! Русь Святая, храни веру православную!

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий