Карманная икона, тайное имя и народное богословие
Карманная икона
«Каждый человек нуждается в постоянной духовной защите, и если в доме уже есть иконы, нужно защищать себя и вне его. Лучшим подарком для делового мужчины считается икона, которая предназначена для ношения во внутреннем кармане пиджака (высотой не более 7 см), так называемая карманная икона».
Как вы считаете, такое вот рекламное объявление имеет какое-нибудь отношение к православию?
Православие здесь ни при чём, хотя речь и идёт о православных иконах. Потому что икона – это не амулет или талисман, который оберегает человека сам по себе. Икона только помогает нам сосредоточиться на общении с адресатом своих молитв и просьб. При этом мы понимаем, что икона – это не сам угодник Божий, а лишь его образ и молимся мы не иконе, а святому, который на ней изображён.
Православие – очень «внутренняя» религия. Любые внешние действия и священные предметы – посты, поклоны, иконы, свечи – имеют второстепенное значение. Они только помогают человеку достичь того главного, что ожидает от нас Господь: «Сын мой! Отдай сердце твоё мне» (Притч. 23, 26).
Что это означает? Полностью вверить свою жизнь Богу, идти по жизни тем путём, который указывает Господь. А главное – нужно встретиться с Богом, узнать Его.
Место этой встречи Господь определил Сам – это Его Церковь. И Сам установил церковное Таинство, в котором происходит встреча, – Святая Евхаристия, причастие.
Тайное имя
Нередко в храме можно услышать такие заявления:
– Я уже крещён, но хочу покреститься второй раз, с другим именем.
– Я хочу покреститься для того, чтобы получить новое имя.
– Я хочу сменить имя. Говорят, что для этого есть специальная молитва…
Люди искренне верят, что новое имя, которое «будет знать только Бог», защитит их от магического воздействия. Смена имени якобы гарантирует человеку тщетность усилий колдунов и магов, наводящих на него порчу, сглаз и т.д.
Да, духовный мир неоднороден, в нём есть и силы зла, к которым обращаются за помощью оккультисты всех мастей. Но эти силы зла гибельны только для того, кто живёт без Бога, своевольно.
Ни один волос не упадёт с головы человека без воли Отца Небесного. Любой человек, регулярно приступающий к церковным Таинствам исповеди и причастия, находится под благодатной охраной Самого Бога, под покровом Божией Матери. И ему, какое бы имя он ни имел, не страшны никакие порчи, сглазы, родовые проклятия и прочая оккультная гадость.
Человек, не приступающий к причастию, не имеет части с Богом, он сам добровольно отдаёт себя во власть бесовским силам. Если вы непричастны к духовной жизни, которой человек научается в Церкви, то вы находитесь, осознаёте это или нет, под контролем диавольского войска. А им уж, будьте уверены, все ваши имена известны, даже самые «тайные».
Какие бы невзгоды вас ни преследовали, смена имени – это не выход. Спасение от сил зла дарует только Спаситель. Экстрасенсы, колдуны, ваши суеверные знакомые объяснят всё по-другому. Кому верить – каждый выбирает самостоятельно.
Повторное крещение, на котором порой настаивают те, кто не встретился с Богом в Его Церкви, является кощунством и ни при каких условиях не будет совершено православным священником. «Исповедаю едино крещение…» – произносим мы в Символе нашей веры. Как человек единожды рождается физически, так возможно лишь одно духовное рождение. Сокрытие от священника факта своего крещения по собственной воле или по наущению оккультистов – святотатство, которое принесёт человеку много горя.
При крещении новое церковное имя нарекается только тогда, когда нет ни одного православного святого с мирским именем крещаемого. Делается это потому, что в крещении человек приобретает своего небесного покровителя, а им может стать только кто-либо из святых угодников Божиих.
Народное богословие
Всякий из нас не раз произносил при подходящих обстоятельствах народные пословицы и поговорки. А вы задумывались когда-нибудь, что практически все они имеют вероучительный, христианский смысл?
«Бог дал. Бог взял». Мирские люди обычно грустят или негодуют, когда у них что-то отнимается: это же моя собственность! А у человека церковного собственности нет – всё, чем он владеет, дано ему Господом в управление и в любой момент может быть затребовано обратно. Даже и земная жизнь.
«На Бога надейся, а сам не плошай». Как правило, эта пословица понимается как призыв рассчитывать на свои силы в разрешении проблем. А уж если у самого не получается, тогда остаётся уповать на помощь Божию. На самом деле эта пословица иллюстрирует основной закон духовной жизни – закон соработничества Бога и человека. В нашем нынешнем состоянии, со страстями и грехами, в Царствии Небесном нам места нет. Изменить свою природу самостоятельно человек не способен. Попробуйте, например, перестать раздражаться, осуждать ближнего, завидовать… Возможно это только с Божией помощью, но при усилиях, которые прикладывает сам человек.
«Нет худа без добра». Современными людьми эта поговорка понимается как указание на чередование в жизни человека тёмных и светлых промежутков. А ведь русский народ умудрился буквально в два слова вместить учение Церкви о том, что зло, в отличие от добра, не самобытно, что оно является только отвержением добра. Как тьма – отсутствие света, так и зло – отсутствие добра. И здесь есть второй смысл. Сами мы весьма неохотно замечаем свою греховность. Показывают нам нашу неправедность окружающие нас люди. Мы же часто считаем, что они обижают, оскорбляют нас, то есть поступают худо.
* * *
По народным поговоркам можно целый учебник богословия составить. Но только православное вероучение не познаётся по учебникам. Оно постигается самой жизнью. Пока человек не приобрёл собственный опыт духовной жизни, он ничего не поймёт в Церкви Христовой. Наши с вами предки такой опыт имели. Нам бы у них поучиться православному мировоззрению, даром что они неграмотными в большинстве были.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий