Помощница навсегда
В конце сентября к очередному дню рождения состоялось награждение Людмилы Крутиковой-Абрамовой орденом Св. Анастасии Узорешительницы. Императорский Дом Романовых возвёл её в «достоинство кавалерственной дамы». А уже 2 октября она скончалась на 98 году жизни – и только с уходом человека понимаешь, какой тлен все эти побрякушки и «достоинства»…
Мы с Михаилом Сизовым познакомились с Людмилой Владимировной в 1994 году в Верколе, куда лежал тогда путь редакционной экспедиции. Ей было 76 лет, постоянно жила она уже в Петербурге, но ежегодно приезжала на Пинегу в свой дом, на родину скончавшегося ещё в 1983 году мужа. Тогда мы молились вместе в пустом храме Св. Артемия Веркольского недавно возрождённого одноимённого монастыря, попечителем которого впоследствии она станет. За несколько лет до этого Людмила Владимировна обратилась к руководству СССР с призывом восстановить разрушающийся монастырь на Пинеге.
Не раз потом мы рассказывали читателям о её жизни и творчестве. Её литературоведческой специализацией был писатель Иван Бунин, но, встретившись ещё во время учёбы в аспирантуре с Фёдором Абрамовым, она осознала своё предназначение быть его музой и хранительницей. «Мне попалась жена, у которой с ранних лет, с юных лет был обострённый вкус к вопросам нравственным, духовным, – говорил о ней Фёдор Абрамов. – И наш семейный брак – это брак социологии и нравственности. Она человек, без которого я вообще-то ничего не делаю ни в жизни, ни в литературе». С Людмилой Владимировной он делился замыслами произведений, читал ей черновики. Она сумела создать такие условия для творческой работы мужа, благодаря которым появилась на свет грандиозная сага о судьбах Русского Севера «Братья и сёстры». Вместе они прожили 34 года. Столько же Людмила Владимировна прожила без него. Её трудами в Верколе был создан литературно-мемориальный музей Фёдора Абрамова.
После кончины писателя она издала его 6-томник и дневники, избавив тексты от цензурных искажений. Выпустила и последний незаконченный роман Абрамова «Чистая книга». В 1985 году написала книгу о муже – «Дом в Верколе».
В последние годы Людмила Владимировна болела и не выходила из своей петербургской квартиры, но постоянно причащалась Святых Тайн, соборовалась.
Прощание с вдовой писателя состоялось 6 октября в Пантелеимоновской церкви Санкт-Петербурга, а затем в веркольском Доме культуры. Похоронили её 8 октября, как она и завещала, рядом с могилой мужа на «абрамовском угоре».
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий