Памятники как зеркала

«Соловецкий камень» в Кирове (land-sys.ru)

Пятого сентября в Вятке (Кирове) отметили День памяти жертв красного террора. Эта дата ещё с 1970-х неофициально отмечается в этот день, т.е. в годовщину декрета Совнаркома «О красном терроре». Почтили этот праздник возле вятского «Соловецкого камня»… пятеро горожан.

В то же самое время в Кирове открыли памятник руководителю ВЧК Феликсу Дзержинскому – одному из авторов этого самого декрета. Установлен он по предложению местного Совета ветеранов ФСБ во дворе «Городского клуба ветеранов» – в этом особняке в январе 1918 года проживали Сталин и Дзержинский. В 2013 году на фасад здания укрепили мемориальную доску, напоминающую об их пребывании в городе, но, видно, этого показалось недостаточно. Размещение монумента одобрили городские законодатели ещё в мае. В 2015-м они не дали разрешения всё тем же местным ветеранам на установку на этом месте памятника Сталину.

На открытии памятника Дзержинскому присутствовал врио губернатора области Васильев. А вот на открытии монумента жертвам террора в 2008-м тогдашний губернатор Шаклеин присутствовать не пожелал. Кстати, только в Кирове было расстреляно около двух тысяч человек.

…Из событий последних дней. В Самаре протестуют против установки памятника белочехам. В Новосибирске сталинисты требуют снести памятник Николаю II и Царевичу Алексею. В Судаке повален памятник Ленину. В Петроверигском переулке Москвы установили памятник Ивану Грозному, от которого отказались жители Александрова, нашлись протестующие и в столице…

Впечатление, что политическая жизнь «сообщества памятников» в России не менее активна, чем у её граждан. Но разве только у нас? В США губернатор штата Вирджиния в пику ультраправым призвал демонтировать все памятники конфедератам. Зато генпрокурор Алабамы, наоборот, подал в суд на местные власти за то, что те закрыли стеной 15-метровую стелу в честь солдат-южан. В Барселоне разломали памятник Франко…

Памятники – те же зеркала. Политизированный, то есть нездоровый духовно, человек видит себя в статуях идеологически близких вождей и ненавидит «вражеские» отражения. Так было у нас после революции 1917-го, когда при Союзе деятелей искусства образовалась даже целая «комиссия уничтожения памятников». «Самосуды над памятниками хуже, чем самосуды над живыми, – писал в те годы Ходасевич. – Когда человек в порыве ярости уничтожает вещь, которая для него безопасна, тут ничего не усмотришь, кроме голой, дикой, звериной ярости: тут – падение человека, ещё менее греховное, чем в убийстве, но ещё более жуткое».

Национализм сегодня возрождается в Польше – и что мы видим: там хотят уничтожить 500 памятников советской эпохи. Представитель МИД Захарова сравнила это с уничтожением памятников в Пальмире. А первая волна русофобии прокатилась по Польше в начале 90-х. Тогда в Кракове демонтировали монумент освобождавшему его маршалу Коневу. Он теперь стоит в Кирове.

Но в том же Кирове буквально накануне установки памятника главе ЧК, 4 сентября, актёр Василий Лановой открыл памятник автору «Алых парусов» Грину и статую «Мать и дитя» у родильного дома на территории Северной клинической больницы. А год назад установили прекрасный памятник павшим и умершим от ран в годы Первой мировой войны – скульптуру «Сестра милосердия». И такого рода монументов в стране появляется гораздо больше. Просто нет вокруг них нездорового шума. Такие зеркала отражают лучшее, что есть в нас и в нашей истории. Но ведь и о скверном нужно не забывать, верно?

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска
 

Добавить комментарий