В поисках святого Лонгина
В начале июня организаторы и члены экспедиции в Коряжму отчитались о поисках мощей преподобного Лонгина Коряжемского. Удалось найти несколько мест, предположительно – захоронений, в одном из которых могут покоиться останки святого.
Святой Лонгин и подвижники Севера
Свой монашеский путь преподобный начал в Корнилеево-Комельской обители, затем перебрался в Павло-Обнорский монастырь, основанный учеником святого Сергия Радонежского Павлом Обнорским. Святой Павел в своё время три года прожил в дупле, но не прошло и века, как обитель обзавелась благодаря помощи государя Ивана III лесами, деревеньками и стала процветать.
Не всем инокам это было по вкусу, ведь иные искали молитвенной жизни, чтобы ничто не отвлекало от Господа. Среди них были двое будущих святых – уже пожилой Лонгин и юный друг его Симон, уроженец Сольвычегодска. Симон много рассказывал о своей малой родине, о том, как немало там мест, где не ступала нога человека, но вполне изобильных, чтобы прокормить отшельника.
Спустя несколько лет, утомлённые многолюдством, друзья отправились туда, чтобы стать отшельниками. Симон помог Лонгину построить часовню и келью на месте впадения Коряжемки в Вычегду, после чего отправился вверх по этой большой северной реке, поселившись на месте слияния с нею речки Сойги (в 105 км от устья Вычегды). По имени рек мы теперь и зовём этих преподобных.
С отшельничеством у них, как это водилось на Руси, не задалось. Вскоре появились послушники, хотя преподобный всем отказывал. Среди них был Христофор Коряжемский, впоследствии также причисленный к лику святых.
Годом основания Николо-Коряжемской обители стал 1535-й от Рождества Христова. Спасо-Преображенский Сойгинский монастырь, именуемый также Симоновой пустынью, освящён был шестью годами позже.
О себе Лонгин никому не рассказывал, жизнь вёл тихую, молился да трудился, самолично выкопав колодец для обители. Когда в 1540 году пришла пора отойти ко Господу, преподобный вызвал братию и велел похоронить себя при входе в храм, чтобы все идущие на службу попирали место его погребения. Монахи исполнили эту волю и шестнадцать лет ходили по могиле основателя обители.
Но в 1557 году произошло чудо. Началось всё с того, что тяжело заболел устюжский воевода. Воин уже умирал, когда увидел во сне старца, сказавшего: «Князь Владимир, если хочешь быть здоровым, молись Богу и обещайся вскоре побыть в Коряжемском монастыре. И прикажи игумену и братии перенести на другое место тело основателя того монастыря, игумена Лонгина. Ибо неприлично телу Лонгина почивать на том месте, где оно ныне находится». Воевода исполнил этот наказ. Приехав в монастырь, он немедля подошёл к могиле, местонахождения которой не знал, и рассказал изумлённой братии о бывшем ему видении. После того как гроб с телом Лонгина подняли из-под спуда и погребли с почестями в часовне, воевода поправился. Когда же известие о его исцелении разошлось в народе, в обитель потянулось множество паломников.
Их молитвы не оставались без ответа. Жена сольвычегодского кузнеца Василия Худоногова Агриппина страдала эпилепсией. Отправилась за помощью в Коряжемский монастырь. Там, на могиле святого, её вдруг сильно ударило о землю, так что окружающим показалось, что она умерла. Когда Агриппина пришла в себя, приступы у неё полностью прекратились. А ведь даже современная медицина излечивать эпилепсию не умеет.
Крестьянку Анну Надозерскую, первую красавицу Пачеозерской волости, отравили за отказ уступить домогательствам: некий человек, не в силах справиться с собой, решил убить молодую женщину – «чтобы не видеть красоты её». Злое зелье не убило её сразу. Анна ужасно страдала от внутренних ожогов, пребывая словно в аду, но явившийся ей в видении старец пообещал исцеление у мощей святого Лонгина. Муж отвёз несчастную в монастырь, после чего повторилась история, бывшая с Агриппиной: Анна упала наземь, словно мёртвая, а очнулась… здоровой.
Устюжский священник Гавриил совершенно обезножел. Лечение не помогало, и тогда он попросил отвезти его в Николо-Коряжемский монастырь. Там он стал молиться, но без ответа, пока однажды, во время чтения канона преподобному, не расплакался. «Гавриил, Гавриил!» – услышал он и, взглянув на часовню, увидел святого Лонгина в сверкающих ризах, призывающего его к себе. Болящий, изнемогая, дополз до часовни, а когда поднял голову, чтобы вновь взглянуть на святого, тот уже исчез. Тогда отец Гавриил припал ко гробу. Боль исчезла. Не веря в своё счастье, священник попытался встать и… вдруг понял, что совершенно здоров.
Когда в 1671 году в обители был построен величественный Благовещенский собор, мощи погребли под спудом у северной стены, возле алтаря. Над ними была устроена гробница, к которой прикладывались паломники. В последующие столетия монастырь то процветал, то угасал. В 1863 году его даже закрыли на время, но спустя 33 года там вновь поселились монахи.
Настоящая беда пришла в сентябре 1918 года, когда в обитель приехали из Сольвычегодска военком и чекисты, потребовавшие выдать какие-то тайники с сокровищами. Впоследствии они соврали, что им было оказано сопротивление. Сопротивлялись якобы 77-летний архимандрит Сольвычегодского Введенского монастыря Феодосий (Соболев), вот уже несколько лет пребывавший на покое, 70-летний Коряжемский архимандрит Павел (Моисеев), иеромонахи Никодим (Щапков) и Серафим (Кулаков), а также паломник из Архангельска немолодой купец Павел Ганичев. В два часа пополудни 30 сентября их вывезли на один из пустынных островов на Вычегде и расстреляли. Сокровищ так и не нашли, не ведая по злобе, что истинным сокровищем были казнённые православные люди. Не прошло и века, как убитые отцы были прославлены в лике святых. Возможно, чекисты нагрянули в монастырь по душу отца Феодосия. Не решаясь расправиться с ним прилюдно в Сольвычегодске, они дождались, когда пастырь выедет за его пределы. Пролитая кровь раскрепостила злодеев, так что следом, 13 ноября, уже никого не стыдясь, они расстреляли настоятеля Введенской обители Сольвычегодска игумена Леонида (Молчанова).
В 20-е годы Коряжемский монастырь был закрыт, в 33-м разрушен Благовещенский собор, в связи с чем мощи святого Лонгина оказались утрачены. Пелена с вышитым образом преподобного, которой была покрыта его гробница, хранится сейчас в Сольвычегодском музее. Передавать его Церкви отказываются. Для музейщиков это прежде всего произведение искусства, связанное с именами купцов Строгановых. Вернули, однако, власяницу и вериги святого. Спасибо тем научным работникам, которые в 30-е годы сохранили их. Святыни с пением молитв перевезли на катере через Вычегду, чтобы доставить в Коряжму. На берегу их встретил крестный ход, который покойный владыка Тихон Архангельский называл самым большим за новейшую историю епархии.
Можно надеяться, что не меньшие торжества состоятся, если мощи святого Лонгина удастся найти. А теперь предлагаем вашему вниманию два небольших интервью, где рассказывается о ходе поисков.
От георадара к раскопкам
Беседа с Михаилом Насоновым, руководителем информационно-издательского отдела Архангельской митрополии.
– Михаил Сергеевич, с чего начались поиски мощей преподобного Лонгина Коряжемского?
– В Архангельской митрополии не сохранилось мощей святых. Их нет вообще. В годы гонений они по всей стране уничтожались или оказывались в музеях, но многие, возможно, остались под спудом, на месте разрушенных храмов и монастырей. То есть прославленных святых у нас в митрополии десятки, а доступных для почитания мощей нет. Их поиски Церкви, как правило, не по силам, а государство помогать не спешит. Федеральное министерство культуры выделяет незначительные средства на церковную археологию лишь в том случае, когда речь идёт о реставрации храмов. Но ведь святые – это ещё и исторические личности, их захоронения относятся к культурному наследию, которое государство обязано сохранять. Понимания этого пока нет. На поиски мощей, даже находящихся под угрозой уничтожения, не выделяется ничего, хотя речь идёт о суммах в сотни раз меньших, чем на реставрацию памятников истории и культуры.
– Государство содействует переносу праха известных россиян, погребённых за границей. Стало быть, понимание значимости захоронений всё же есть. Нет понимания того, что святые внесли большой вклад в историю России, просвещение, воспитание народа…
– На моей памяти единственный случай, когда государство активно включилось в вопрос поисков, – это раскопки близ Екатеринбурга, где была казнена Царская Семья.
– Кто был инициатором поиска мощей святого Лонгина?
– В первую очередь можно назвать архангельских краеведов-общественников из фонда сохранения исторического наследия «Император» и «Северного информационного агентства». Они обратились за помощью к нам, в митрополию. Владыка Даниил, конечно, поддержал инициативу. Проект благословил епископ Котласский и Вельский Василий (Данилов), так как бывший Коряжемский монастырь принадлежит его епархии. Частным образом или на уровне общественных организаций вести археологические раскопки сейчас невозможно, очень ужесточилось законодательство. Поэтому было решено привлечь профессиональных археологов и получить на поиски государственные средства. Это стало возможным благодаря поддержке Союза пенсионеров РФ, который является одним из операторов президентских грантов и поддерживает проекты, направленные на развитие традиционных духовных ценностей. Главной целью мы определили отработку модели организации поиска мощей, без которой ничего сделать невозможно. Это вопрос координации усилий Церкви, науки в лице геофизиков, археологов, антропологов и генетиков, а также общественности, государства.
Георадарным исследованием в рамках проекта занимались сотрудники компании «ВНИИСМИ». С ними у митрополии уже сложился позитивный опыт сотрудничества. В Северодвинске в 2012 году было проведено исследование на территории бывшего Николо-Корельского монастыря на «Севмаше». Найдено предполагаемое место погребения святых братьев Антония и Феликса Корельских – небесных покровителей города.
Поиски захоронения преподобного Лонгина сопровождал научный сотрудник Института археологии РАН Алексей Беличенко. По итогам проекта был издан буклет, где описывается методическая модель поиска святых мощей. Его разослали по всем епархиям, и это само по себе уже большое дело.
– Почему занялись поисками мощей именно преподобного Лонгина?
– Есть чёткие исторические данные, где они погребены. У северной стены разрушенного во время гонений Благовещенского собора Коряжемского монастыря. Но как их там найти? Перекопать большую территорию никаких сил не хватит. По этой причине и был использован георадар, который помогает с точностью до нескольких сантиметров определить место и глубину захоронений. Это первый этап. Дальше – раскопки, антропологическая и генетическая экспертизы, чтобы не было никаких разговоров о «лжемощах». Но это дело будущего.
– Вспоминается скандал с мощами святого Александра Свирского, которые действительно были нетленны, а после их обретения начались чудеса, но есть учёные, которые продолжают сомневаться.
– Церковь нуждается в помощи учёных, современные научные технологии позволяют с высочайшей точностью определять принадлежность останков. Мы должны двигаться в одном направлении, помогая друг другу, а не создавая ненужные препоны.
– Археологическая геофизическая разведка в этом году прошла успешно, как я знаю из сообщений митрополии. Что дальше?
– Да, у северной стены утраченного Благовещенского собора в Коряжме обнаружено несколько захоронений, одно из которых может принадлежать святому Лонгину. Следующий шаг – раскопки. У нас есть договорённость с Российской академией наук о поддержке и помощи в получении Открытого листа на археологию. Сейчас стоит вопрос поиска средств.
– Когда был снесён Благовещенский собор?
– Его разрушили в советское время. Разорили захоронение перед сносом или нет, никто не знает.
– Есть ли у вас другие объекты для исследования?
– Приближается 500-летие со дня основания Антониево-Сийского монастыря, и встаёт вопрос о подъёме и экспертизе святых мощей преподобного Антония Сийского. По историческим данным, они располагаются под спудом Троицкого собора обители. Настоятель монастыря игумен Варлаам (Дульский) говорил, что братия полностью поддерживает это исследование. Установлено предполагаемое место погребения Кирилла Челмогорского. Необходимо вести раскопки захоронений святых Антония и Феликса Корельских на территории «Севмаша» – сейчас мощи располагаются в неподобающем месте, под автомобильной стоянкой. Будем надеяться, что Господь поможет обрести нам мощи наших святых.
Вероятность найти мощи велика
Беседа с археологом Алексеем Беличенко, руководителем экспедиции по поиску мощей прп. Лонгина.
– Алексей, это был ваш первый опыт сотрудничества с Церковью?
– Нет, сейчас наука и Церковь выходят на новый этап сотрудничества. Мы пробуем создать нечто новое, чтобы Россия осталась Россией. Я занимался поисками останков принца Антона Ульриха в Холмогорах (об этом «Вера» рассказывала в публикации «Больше света», № 622, октябрь 2010 г.). В Северодвинске искали останки преподобных, на могиле которых был построен Николо-Корельский монастырь. Предварительные исследования проведены, нашли место, где стояла часовня, где покоились останки. Прихожане собирают деньги на продолжение исследований.
– Можно в хронологическом порядке описать историю поисков преподобного Лонгина?
– Инициатором экспедиции стал фонд «Император» в лице председателя Попечительского совета Владимира Станулевича. У фонда нет своих средств, но он занимается их аккумуляцией под какие-то проекты. Я представлял Институт археологии РАН. Ещё одним членом экспедиции стал Валерий Андрющенко, ведущий специалист НИИ специальных информационно-измерительных систем. На нём была работа с георадаром.
– Что такое георадар?
– Замечательный прибор «Лоза-2», он превосходит зарубежные образцы, позволяя работать в средах с высокой проводимостью, например во влажной глине. Институт обслуживает, главным образом, геологов, производственников, но и нам, археологам, георадар заметно облегчил работу. Он видит пустоты под землёй, фиксируя плотность грунта. Единственное – это предварительное исследование, как и геомагнитная съёмка, работа с магнитометром, металлоискателем. А дальше всё равно нужно копать.
В Архангельске благодаря георадару мы определили фундамент Троицкого собора в центре города и расположение некоторых других зданий. Удавалось находить и места захоронений, так что я склонен доверять этой методике.
– Что вы можете рассказать об экспедиции в Коряжму?
– Мы неплохо сработали с Церковью во время поисков мощей. Методика совместных действий может стать руководством для научных учреждений и епархий. В чём проблема с поисками мощей любыми церковно-археологическими инициативами? Есть 73-й закон о культурном наследии, который мешает Церкви заниматься археологией самостоятельно, под него в России подпадает очень много объектов. Даже если человек начинает действовать с самыми благородными намерениями, ему грозит уголовное наказание. Скажем, нельзя вскрывать могилы, копать ямы рядом с исторически значимыми объектами без специального разрешения. Даже георадаром, ничего не вскрывая, мы пользовались на основании Открытого листа.
– Почему вас заинтересовали поиски святого Лонгина?
– Ко мне обратились, я не мог отказать. Было желание помочь, что-то сделать для страны как специалисту-археологу. Подняли архивные документы, стали выяснять, где искать. Наша задача была определить границы стен разрушенного собора, найти места захоронений.
– Как всё происходило и как местные жители отнеслись к экспедиции?
– Мы расположились в Коряжме вместе с опытным специалистом Валерием Андрющенко, работавшим с георадаром. Благовещенский собор был сложен из кирпича в 1669–1671 годы. На его месте сейчас стоит колокольня.
В первый день на нас особого внимания не обращали, но со стороны местного священника, отца Константина, мы получили полное содействие. Он попросил помогать нам одного из прихожан, выделил необходимые материалы. Потом появились новые помощники, люди помогали перетаскивать антенну георадара, так что искали всем миром, можно сказать. Я могу одно сказать: людям было интересно. Я говорил с молодёжью об истории.
Пришлось обследовать достаточно приличный кусок территории. Мы определили контур разрушенного собора и уже впоследствии, обработав материалы, обнаружили, что прибор зарегистрировал радиообразы пяти предполагаемых захоронений на глубинах 1,9-2,3 метра. Объекты ориентированы в направлении «запад-восток», имеют длину 2-3 метра и ширину 1-1,5 метра. Теперь только вскрытие захоронений покажет, что же мы нашли на самом деле.
– Может ли оказаться, что мощей там нет?
– Нет стопроцентной гарантии. После революции шло уничтожение святых мощей, и монахи могли спрятать их, перезахоронив в другом месте. Есть разные легенды на этот счёт, но ничего хотя бы отдалённо конкретного. Вероятность, что мощи удастся найти, всё-таки велика.
Древняя земля
– Чем, кроме церковной археологии, вы занимаетесь?
– Основные темы исследований – каменный век и средневековье, исследуем городища области. Готовим книгу о других находках по Архангельской земле за все периоды.
– Я бы хотел в связи с этим задать несколько вопросов, не касающихся мощей святого Лонгина. Как давно живут люди на территории Архангельской области?
– Ещё со времён палеолита. Потом они ушли с наступившим похолоданием. Вернулись, и снова были вытеснены очередным приходом холода. Были времена, когда у нас было куда теплее, чем сегодня. Примерно 10 тысяч лет назад, во время Атлантического периода, здесь было как в Причерноморье: росли широколиственные леса – дуб, лещина. И люди начали сюда стекаться, заселили практически всё. Потом очередное похолодание. И уже после каменного века началась наша эпоха, когда народ жил здесь постоянно. Шли миграции, микромиграции: у нас деревни ещё в недавнем прошлом «путешествовали». Скажем, в XVIII веке стоит она на одном месте, в XIX – уже на другом, а в ХХ – отодвинулась на 15 вёрст от предыдущего места. При этом название одно и то же.
– Как по-вашему, имеются ли сегодня какие-то основания для разговоров о Гиперборее?
– А что вы понимаете под Гипербореей?
– Не сказочную страну, а хотя бы начатки цивилизации, появление городов.
– Не было необходимости. Здесь же огромные богатые территории, не располагавшие к социальному расслоению. Не было необходимости убивать друг друга, сражаясь за ресурсы, а значит, не нужно было жаться друг к другу, чтобы защититься. Жили привольно, в городах не нуждались.
Что касается темы Гипербореи, то это, скорее, предмет спекуляций. Разного рода далёкие от науки энтузиасты выманивают деньги на поиски Гипербореи, и ничего, понятно, не находят. В таких поисках не было бы ничего плохого: хотят люди полазить по родным просторам, интересно провести время – пожалуйста. Но они это нередко делают, бросая тень на археологию как науку.
– А когда сюда пришли славяне?
– Ориентировочно в VIII–IX веках, но точно не сказать. Просто появляются углежогные ямы, нехарактерные для прежнего населения. Ямы – это уже производство, гончарное, кузнечное. Скорее всего, их устраивали либо славяне, либо карелы, перенявшие у скандинавских народов начатки кузнечного дела. Точно никто пока не скажет. В XI веке славяне здесь уже жили, ассимилируя местные племена. Поэтому если говорить о корнях, они у архангелогородцев тут с незапамятных времён – разные. Но все становились русскими. У меня среди предков и поляки, и украинцы, но я – русский.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий