«Кружева» из бивня мамонта

Когда Пётр Первый «прорубил окно в Европу», основав на берегах Невы новую столицу, стал он со своими придворными думать: чем же удивить европейскую публику, что показать гостям-иностранцам такого-эдакого, чего они никогда не видывали? И решил: покажем им ларцы да гребни, браслеты да кубки, которыми издавна славятся холмогорские мастера, жители Архангельской губернии, – вот диво так диво!

Иоанн Креститель. Старинная резная икона

И правда, из рыбьего зуба, как в старину называли клык моржа, северяне вырезали вещи сказочной красоты. По берегам Ледовитого океана собирали мамонтовую кость, привозили из-за границы дорогую слоновую. Резали по кости по всему Северу: от Архангельска до Сольвычегодска и Великого Устюга. Но центром косторезного промысла стали Холмогоры – родина великого Ломоносова. Отсюда ещё в XVII веке в Москву были вызваны братья Евдоким и Семён Шешенины, они стали лучшими косторезами Оружейной палаты.

Холмогорские резчики умели окрашивать кость в зелёные и коричневые цвета

Искусство северных резчиков почитали цари. Императрица Екатерина II, например, хранила личные вещи в двух резных ларцах работы холмогорских мастеров, а в каждой из её комнат висели иконы тонкой резьбы.

Кстати, и имя самого Ломоносова было связано с косторезным делом. Родная его сестра вышла замуж за видного мастера Лопаткина, и их потомки ещё больше прославили ремесло: внук Иван за труды был награждён самим царём серебряной медалью, а правнук Илья – золотыми часами и перстнем.

Как не удивиться мастерству резчика восемнадцатого века!

Восемнадцатый век стал вершиной косторезного ремесла. Искусно выполненные ларцы и шкатулки, статуэтки и гребни с Севера распространились по всей России и пользовались огромным спросом. Но вот пришёл XIX век. Задымили заводы и фабрики, по рельсам побежали паровозы. На ярмарках стали торговать дешёвым фабричным товаром, и уже никто не хотел глядеть на «штучную» вещь, над которой мастер трудился много дней и ночей. Для уникального искусства резьбы по кости наступили невесёлые времена. Так бы, наверно, и исчезло оно совсем, если бы в 1885 году Холмогоры не посетил Великий князь Владимир Александрович – сын императора Александра II. Он с интересом изучал ремёсла и быт северян и был поражён красотой резного блюда, которое холмогорские крестьяне поднесли ему в дар вместе с хлебом-солью (ныне оно хранится в Эрмитаже). Высокого гостя очень огорчило, что косторезный промысел умирает, и он выразил пожелание, чтобы при школе в Холмогорах был открыт ремесленный класс, где бы старые мастера передавали опыт молодёжи. Это произошло. И как же вовремя! Один из последних холмогорских мастеров – тот самый, что вырезал блюдо в подарок, Михаил Бобрецов – стал в этом классе учителем. И вырастил за несколько лет прекрасную смену. Благодаря его ученикам косторезное дело на нашем родном Севере сохранилось и живо поныне.

Этот ларчик «Сын помора» мастер Пётр Штанг изготовил в 1987 году

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий