Бояться нельзя

Снова накануне скорбной даты мы вглядываемся в светлые лица на фотоснимках. Император с супругой и пятеро их детей: Мария, Татьяна, Ольга, Анастасия, Алексей… Хорошо, что так много осталось запечатлённых мгновений жизни Царской Семьи. Счастливой семьи, несмотря ни на что. Как и в любом семействе, здесь хватало и тревог, и ежедневных забот, и борьбы с болезнями. Притом всё это нужно умножить во много раз. Ведь Государь был словно капитан огромного корабля – Российской империи. Корабля, попавшего в бурю: страну сотрясали революции, войны. А единственный сын – наследник трона – был неизлечимо болен. Он рос резвым, жизнерадостным, но часто наступало ухудшение болезни, и его укладывали в постель – много и таких снимков, где Алёша полулежит на высоких подушках, ему плохо. И всегда рядом с ним на фото отец, мама или сёстры – читают ему, развлекают разговорами.

Потому-то и была эта семья счастливой – в ней никто не был одинок, они были вместе, держась за Бога и друг за друга. Но были они чуткими к боли и других людей. Александра Фёдоровна с дочерьми ухаживали в госпитале за воинами, раненными на полях сражений Первой мировой. А с Алексеем произошёл такой случай. Как-то раз, проходя мимо стоявшего на посту солдатика, он заметил, что тот плачет. Цесаревич потребовал сказать, что произошло. Оказалось, караульный получил из дома от матери известие, что пала последняя корова-кормилица. Алёша быстро принял решение: нашёл солдату замену на посту, а его самого за руку привёл к Императрице и рассказал о горе, случившемся в крестьянской семье. Александра Фёдоровна тут же распорядилась выслать в деревню 300 рублей – это были большие по тем временам деньги, на них можно было купить целых пять коров.

Цесаревич Алексей

Снимки Царской Семьи после революции, в заключении, для нас особенно дороги. На лицах нет ни тени уныния, угрюмой озабоченности. Разбили и засеяли огород, дружно возили воду в огромных бочках. Государь колол дрова, а помогали ему Великие княжны. А на одном из фотоснимков царевны весело возятся с местными малышами.

«Здесь будет огород»

Одна из царевен помогает отцу колоть дрова

Штурм сугроба

Детвора в Тобольске не чаяла души в царских дочерях. На фото – Татьяна и Мария

…Священник, который отслужил последнюю службу по просьбе Царской Семьи за три дня до их трагической кончины, вспоминал позже, как в тот день молчаливы были Николай Александрович, его супруга и дети. И как бодры, даже радостны были Великие княжны. Все они твёрдо знали: что бы ни случилось с ними – Господь рядом. А если так, то бояться и плакать нельзя.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий