Как Пётр «правильный» улей изобрёл, а Павел – телефон

В нашей рубрике “Во славу Отечества” мы рассказываем вам, ребята, о людях, принесших своими достижениями славу России. И сегодня, в преддверии праздника первоверховных апостолов Петра и Павла, поведаем вам о двух изобретателях, которых звали тоже Пётр и Павел. Они оба обладали и верой, и поистине подвижнической верностью призванию. И оба совершили важные открытия.

Как Пётр «правильный» улей изобрёл…

Если пчёлы бывают правильными, как говорил Винни-Пух, стало быть, и пчеловоды такими должны быть. И любой правильный пчеловод знает, что правильные пчёлы должны жить в правильном улье. А правильный улей – это такой улей, где пчёлы строят соты в рамках, то есть рамочный. Его-то и изобрёл в 1814 году сын священника Пётр Иванович Прокопович.

Пётр Иванович Прокопович

Он был блестяще образованным для того времени человеком. Некоторое время служил военным, даже участвовал в походах под командованием великого полководца А. В. Суворова. Но ратное дело тяготило его, хотелось заняться мирным трудом. И вот, выйдя в отставку, Пётр Иванович вернулся в родное село, на все деньги, что у него были, купил ульев с пчёлами и стал наблюдать за этими интереснейшими Божьими созданиями. Спустя почти три десятка лет смог с полным правом написать: «Я проникнул в тайны рода пчелиного далее всех моих предшественников». Пётр Прокопович посвятил пчёлам и пчеловодству обширное сочинение и изобрёл тот самый правильный – рамочный – улей. Раньше были не ульи, а «колоды», выдолбленные из стволов деревьев крытые домики. Пасечнику приходилось вынимать соты общей массой, неизбежно повреждая, а то и истребляя пчелиную семью. А с изобретением «правильного» улья и пчёлки оставались невредимы, и мёд стал чистым, без примесей.

Ульи-колоды из стволов деревьев

Правильный улей Петра Прокоповича

Годы неустанных наблюдений Петра Прокоповича за пчёлами привели к открытию школы пчеловодства. В ней ежегодно обучалось от 60 до 80 учеников, а выпускниками её стали более 500 специалистов по пчёлам. Конечно же, это привело к тому, что в России пчеловодство стало «правильным». И мёд тоже.

За свои труды Пётр Прокопович был удостоен ордена Святого Владимира 4-й степени. Но, наверно, самой дорогой для него наградой стало то, что его сын Степан тоже стал видным пасечником. Это был правильный сын.

…а Павел – телефон

Основоположник отечественной телефонии Павел Голубицкий нёс службу тихую, вполне соответствующую его фамилии, – он был скромным чиновником в городе Тарусе, вёл разные дела, разбирал тяжбы. Он остался бы безвестным, если бы не его увлечение, или, как сейчас говорят, хобби: в свободное от службы время Павел Михайлович изобретал телефон.

Павел Михайлович Голубицкий

В своём имении Почуево он создал первую в России мастерскую, где делали телефонные аппараты. И настолько хорошо, что однажды – в 1892 году – в Почуево приехал англичанин и предложил Голубицкому продать мастерскую. Павел Михайлович был бедным помещиком и нисколько не разбогател на телефонах, но англичанин получил отказ и удалился, пригрозив на прощанье: «Вы ещё горько пожалеете об этом!» Вскоре в мастерской случился пожар, и одновременно исчез старший мастер со всеми чертежами…

Но к этому горькому часу главные открытия Голубицкого были совершены, и уже в течение 10 лет во многих городах России люди общались по телефону, была телефонизирована железная дорога.

Телефонный аппарат Павла Михайловича Голубицкого

Павел Михайлович был не только увлечённым изобретателем, но и большой души человеком, радевшим о том, чтобы простому человеку жилось интереснее на родной земле. На свои личные средства он приобрёл в Москве и Петербурге большое количество книг — художественных, по садоводству, пчеловодству, удобрению почв, животноводству. Он даже купил «волшебный фонарь», чтобы отвлекать крестьян от «зелёного змея», и устраивал интереснейшие вечера. До двухсот человек собиралось у него послушать об искусстве и религии, посмотреть картины современных русских художников, точно по волшебству возникающие на стене… А детишек крестьянских Павел Михайлович обучал слесарному и столярному делу.

При жизни, как это ни печально, заслуги Голубицкого по телефонии были преданы забвению, а ведь многое в устройстве телефонных аппаратов было впервые придумано им, а не иностранными изобретателями. Бесценный архив был со временем утерян. Но потомки помнят Павла Михайловича. Спустя 90 лет после его кончины, в 2001 году, ему присудили звание Почётного гражданина Калужской области. А недавно вблизи места его захоронения у деревни Юрятино на берегу реки Протва установлен памятный крест.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий