Пока не поздно
Группа энтузиастов призывает помочь спасти жемчужину русской архитектуры
Стоит над рекой Лузой удивительной красоты храм. Лес окружает его, жилья человеческого давно рядом нет, места посещаются в основном лишь охотниками да рыбаками. Удивится забредший сюда, встретив в такой глуши церковь редкой стройности, с изысканным и очень сложным декором из формованного кирпича – будто занесённую сюда сказочным ветром из старинного града Великого Устюга, а может, из Тотьмы или Вологды.
Здешняя местность исстари была восточной окраиной Вологодчины, поэтому и в посёлке Лальске, который был раньше богатым купеческим городом, и в некоторых сёлах Лузского района, и здесь, у бывшей деревни Заборье, стоят храмы великоустюжского стиля, расцветшего в конце XVII – первой половине XVIII веков. Но большинство сёл, где эти храмы сохранились, живы до сих пор, пусть и потеряв былой размах. А вот вокруг храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы (ему и посвящена эта статья) словно ураган прошёлся, разметавший деревни и починки, – и осталась местность безлюдной.
Церковь строилась в 1740–1750 годах на средства лальских купцов Семёна и Максима Пестовых. По изысканности, богатству кирпичного декора, по стройности силуэта Покровский храм стоит в одном ряду с самыми выдающимися церквами Великого Устюга, к владениям которого принадлежали эти земли до первой четверти XX века. Исторические эпохи прошумели над этой землёй, и сейчас около храма и внутри слышен лишь шорох осыпающейся кирпичной кладки да остатков штукатурки. Несколько могил полувековой давности возле храма, за которыми ещё ухаживают, не способны оживить пейзаж. Регулярно добираются до этой глуши «чёрные» археологи – каждый год внутри храма обнаруживается или новый раскоп, или большое гнездо выдолбленной кладки, словно кому-то очень надо, чтобы церковь поскорее рухнула.
Храм весьма широко известен в Кировской области среди людей, интересующихся историей Вятского края. В 1970-х годах там впервые побывали краеведы, а потом и работники Управления культуры приезжали, и туристы, и школьные краеведческие группы, и архитекторы-реставраторы. Дивились и уезжали. А «работать» над храмом оставались только время и непогода – люди трудиться над его спасением не торопились.
Неравнодушные местные люди давно раздумывали над тем, как организовать работы по спасению памятника, но, видимо, решения не находили, судя по тому, что никаких работ на храме даже не пытались начинать. Отсутствие человеческого жилья в радиусе десяти километров (деревня Заборье в четырёх километрах от Покровской церкви, с тремя-четырьмя избами «дачников» – не в счёт) было основным стопором: для кого восстанавливать храм, в который никто не будет ходить и до которого добраться стоит больших трудов?
Посылом к началу действий для автора этой статьи стало обрушение (полное) другого уникального храма Вятского края, находившегося на другом краю области, – Рождественского храма в селе Рождественском, насчитывающем несколько десятков жителей. Он был памятником архитектуры республиканского значения и находился в гораздо лучшем положении, чем Покровская церковь на реке Лузе, – село Рождественское стоит в двух с половиной километрах от оживлённой трассы Киров – Йошкар-Ола, с которой его соединяет хорошая асфальтовая дорога. Но и до этого памятника дела никому не было. Терпению кирпича пришёл предел, и лет десять назад храм рухнул. И как рухнул – с концами! Когда мы с товарищами-архитекторами приехали к руинам, то увидели горы кирпича в несколько метров высотой – не только своды, но и стены решили обвалиться, чтобы больше не мучиться. Впоследствии я услышал много объяснений тому, почему никто из людей, организаций, имеющих отношение к охране памятников Кировской области, не попытался организовать противоаварийные работы. Одно объяснение было очень простым: «Памятник этот – республиканского значения. Москва и должна была беспокоиться о нём». Объяснение весьма жалкое – у Москвы десятки памятников республиканского значения, требующих незамедлительных мер ко спасению, а не просто реставрации. Надеяться, что в столице кто-то обеспокоится храмом в 1200 километрах, в каком-то селе Рождественском, – дело совершенно безнадёжное…
Неужели нужно дать рухнуть и Покровской церкви, даже не попытавшись ничего предпринять? Одна попытка – это уже один шанс из тысяч. Ноль попыток – ноль шансов. Ноль меньше единицы в бессчётное количество раз.
В 2006 году я впервые увидел эту церковь, когда мы, архитекторы-реставраторы, совершали рабочую поездку по северу области. О её аварийном состоянии, грозящем обрушением, я знал и прежде. Но – лучше один раз увидеть. После посещения Покровского храма встретился с директором Лальского краеведческого музея Еленой Евгеньевной Симахиной, давно уже обеспокоенной судьбой храма. Вместе выработали первоочередную программу действий – найти в районе людей, могущих помочь деньгами, материалами, техникой. В зависимости от того, сколько удастся насобирать, приступить к выполнению противоаварийных работ: укреплению столбов на первом и втором этажах храма, уборке растительности на сводах и верху стен, устройству простой кровли для защиты от снегов и дождей и т.п. Обратились мы и к администрации Лузского района. Встретили понимание и готовность помочь. Но беда заключается в том, что район – один из самых бедных в Кировской области. Живёт в основном за счёт лесозаготовок, а леса редеют, кошелёк районный не полнится. Предприниматели местные тоже не богаты.
На память мне вдруг пришла недавняя история с постройкой храма в Костромской области, в очень бедном райцентре. Там у моего знакомого священника сгорел от электрического замыкания дотла храм – старая изба, перестроенная под церковь. Сгорело всё, вплоть до последней иконки. Новый деревянный храм несколько лет медленно, по брёвнышку строился, соответственно уровню бедности и безбожности райцентра. Батюшка написал просьбу о помощи в журнал «Фома», выступил по каналу «Союз», по одному из костромских телеканалов. И деньги начали приходить. Иногда издалека: кто-то, например, прислал денег из Голландии. Насобиралась сумма, которой и хватило на достройку храма.
Решили и мы с Еленой Евгеньевной, заручившись поддержкой настоятеля лальского Благовещенского собора отца Романа, обратиться с просьбой о помощи через средства массовой информации.
И раньше, и сейчас приходится слышать недоумённый вопрос: какой смысл спасать храм, пусть и очень красивый, в совершенно глухом месте, где давно никто не живёт? Расчёт у нас простой: если выполнить противоаварийные работы, обеспечив храму ещё лет 30-40 жизни, то сохраняется шанс, что когда-нибудь около храма начнёт образовываться поселение. Из кого оно будет состоять: из фермеров ли, колхозников или монастырёк образуется, – неизвестно. Но людей встретит не груда кирпича с остатками стен, а храм, который можно привести в порядок, чтобы он стоял диковинной жемчужиной для будущих поколений.
В этих своих расчётах я, оказывается, не одинок: мне рассказали об одном сельском жителе в Вологодской области, поставившем себе цель отремонтировать или устроить крыши на всех церквах в своём районе, даже полностью заброшенных. Его объяснения логичны и просты: дать храмам простоять лет тридцать дополнительно – глядишь, у некоторых из них когда-нибудь появятся хозяева, может, возникнут приходы. Работы по восстановлению церквей у новых приходов будет гораздо меньше, если стены и своды устоят.
На сегодняшний день сделаны первые посильные, исходя из собранных скудных средств, шаги по спасению Покровского храма: укреплены два арочных проёма в нижнем храме (один заложен, в другом поставлены подпорки), поставлены металлические подпорки в алтарных дверных проёмах верхнего храма, завезены доски для устройства строительных лесов. Пока это всё. Составлена смета на укрепление четырёх аварийных столбов в нижнем и верхнем храмах с помощью бетонирования – 360 тысяч рублей в ценах 2014 года. Укрепление столбов – одна из самых неотложных мер по спасению храма от обрушения и одна из самых недорогих и доступных. Но даже указанную сумму собрать пока не удалось, потому и пришлось проёмы закладывать и укреплять подпорками. Другие операции гораздо более трудоёмки и дороги – они требуют установки строительных лесов, подъёма материалов на высоту. Это – расчистка и укрепление сводов, заделка крупных трещин в стенах, устройство стропильных конструкций и кровли на всех частях здания, откопка и ремонт фундамента.
Стоимость работ по устройству крыши на главном храме и алтаре – примерно 400 тысяч рублей (зарплата рабочих). Всего на противоаварийные работы потребуется от 2 миллионов рублей (ремонт аварийных столбов, расчистка сводов, устройство новых крыш на главном храме и алтаре, планировка земли у стен храма, зашивка досками оконных проёмов) до 5 миллионов (упомянутые аварийные работы плюс восстановление обрушившейся части западного фасада с устройством крыши над западной частью храма и переходом между храмом и колокольней, раскрытие и ремонт фундаментов и цоколя церкви).
Поэтому мы – люди, решившие попытаться спасти наш Покровский храм: настоятель лальского Благовещенского собора протоиерей Роман Заяц, директор Лальского краеведческого музея Елена Симахина, архитектор-реставратор Игорь Носков и наши единомышленники из Лузы и Лальска, – обращаемся ко всем с просьбой оказать нам любую помощь: деньгами ли, материалами или своими руками (нужны специалисты строительных профессий).
От имени местной православной религиозной организации – прихода Благовещенского храма посёлка Лальск Яранской епархии – архитектор-реставратор Игорь Генрихович Носков
* * *
Адрес для оказания помощи Покровскому храму: 613970, Кировская область, Лузский район, п. Лальск, пер. Горького, д. 8, кв. 2. Симахиной Елене Евгеньевне. Тел. 8 912 361 0676 (архитектор-реставратор Игорь Генрихович Носков).
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Расскажите, а какая сейчас ситуация?
В контакте ( соц.сеть) указали банковские счета, проверьте пожалуйста, точные ли они. Спасибо
Добраго и благословеннаго дня!подскажите, пожалуйста, у храма есть свой счет?
Здравствуйте, Маргарита. Счета и номера карточек мы не публикуем. Вам нужно связаться с получателями через указанные контакты и узнать непосредственно у них.