По-старому, с Богом

Если посмотреть на свою ладонь, то увидим на ней пять пальцев. С точки зрения современной экономики, их можно рассматривать как конкурентов. Каждому из них нужна кровь, питательные вещества, занятия и прочее. Каждый имеет разное достоинство. Но здравый смысл заявляет – нет, они не конкуренты, а сотрудники, дополняющие друг друга. Даже без мизинца ладонь будет уродлива. С этой точки можно рассматривать и семьи, и коллективы, и целые народы. Если бы они знали своего Творца и не отошли от Него, то жили бы между собой в гармонии, сотрудничестве, взаимной любви.

Недавно слышал беседу историка Андрея Фурцева с израильским каббалистом Лайтманом, где они пришли к согласию, что со времён строительства Вавилонской башни и по сей день люди живут в эгоистической цивилизации. Я думал, каббалист – это что-то вроде чёрта с рогами, а увидел очень наивного человека, ничего не понимающего ни в жизни, ни в христианстве. Столь же далёк от него и Фурцев, у которого вместо Бога есть какой-то Абсолют. Как следствие, они всё верно говорят о многих проблемах человечества, но не имеют даже смутных представлений, что с ними делать. «Надо снижать численность населения, потому что Земля перегружена», – говорит каббалист, забыв, что во времена Вавилонской башни народу было совсем немного.

Что касается эгоистической цивилизации, то во многом всё верно. Если смотреть на историю сверху, то конфликты, насилия, войны, бесконечное насилие одних над другими – это действительно норма для неё. Но если приглядеться, то не всё было эгоистическим. Многие народы старались жить по-Божески. Многие люди любили друг друга, жертвовали своими интересами.

Откуда же проистекает эгоизм? Вот, например, богоизбранный народ – иудеи, не принявшие Христа как Сына Божия, распявшие Его и потерявшие своё избранничество. Они полагают, что Господь им положил быть во главе всех народов, ищут пути, как добиться своего с помощью разных ухищрений. Мусульманство, созданное Мухаммедом, бывшим христианином, отвергшим Спасителя, надеется заселить всю территорию земли, повсюду вытесняя неверных, то есть нас, христиан. Атеисты обещали без Бога создать рай на земле – коммунизм, при этом истребили лучших представителей человечества, принесли их в жертву своей идеологии, залив кровью Россию, и не только её. И сейчас, потерпев поражение, грозят христианам, досаждают как могут.

А ведь Бог объявил: «Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». Из этого стиха от евангелиста Матфея следует, что Бога не знают те религиозные конфессии, которые не принимают Христа как Сына Божия. Вера их ложная.

Спаситель на десять ветхозаветных заповедей, не отменяя их, наложил две другие – более важные: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет». Ещё Господь добавил, что нужно любить врагов и благословлять проклинающих нас, благотворить ненавидящим, молиться за обижающих нас. Если бы все народы жили по этим заповедям, эгоистических цивилизаций не было бы. Но с грустью понимаем, что такого на земле быть не может. Не все могут быть христианами. Сам Спаситель обращался к Отцу: «Не о всём мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои».

К сожалению, и с христианами не всё ладно. В своё время Господь послал нас, как овец в стаю волков, было одно сердце и одна душа. И великая благодать была на православных. Их шествие было всепобеждающим. Император Адриан со своим войском и палачами оказался бессилен перед тремя отроковицами – Верой, Надеждой и Любовью, не смог заставить их отречься от Христа. Триста лет христиане – гонимые, попаляемые огнём – утверждали своим мученичеством нашу веру.

Сегодня же, к сожалению, таких христиан совсем немного. Мы, сохранив преемственность, будучи призваны объединять людей вокруг Бога, вести их за собой, находимся под влиянием духа времени, перестаём быть солью, способной спасти человечество.

Обнимаю свою ровесницу, немолодую женщину, которая много лет ходит в церковь. Говорю: «Готовься к Царствию Небесному». Она отшатывается, спрашивает с испугом: «Вы что-то знаете? Я скоро умру?» С этим настроением приходят в храм, мучаются на службе, плохо понимая, что здесь делают. Как сказал на проповеди один батюшка, «проверьте себя: если вам хорошо в храме, значит, вы в преддверии рая». Но мало таких среди нас. Люди разделены своими квартирами, заботами, диванами, телевизорами. Мы живём в эпоху отчуждения, какой ещё не бывало, стараясь каждый забиться в свою щель, забывая, что только Бог собирает, всё остальное разлучает.

Молимся вместе, потом я поворачиваюсь к ребятам, говорю: «Вы знаете, человек – сущность, никому не нужная». Лишь когда он живёт с Богом, то ему становятся нужны и ближние. Человек приходит на работу, там конкуренция, любого можно заменить, и он не находит там любви. Он возвращается в семью, но и там его воспринимают как функцию: «Что купил? Когда зарплата?» Жена соперничает за власть с мужем, а дети с ними обоими – за то, что мнят свободой. В результате множатся отверженные – те, кто не смог в этой нелюбящей системе удержаться. Нас сейчас в обители двенадцать человек, все отверженные, но учимся любить друг друга. Объединяют нас молитва, трапеза, труд. Но цель всего – помочь собрату приготовиться к жизни вечной. Для этого нужно стать родными людьми. Тяжёлая это наука. По опыту прошлого знаю, что в любой момент может разразиться конфликт и кто-то сбежит. Но сегодня мы соединены в радости. Как бы удержать её? Год за годом создаётся костяк братии, я даже вообразить себе не мог, когда всё начиналось, как это непросто. А как трудно в семьях!

Но есть ли у нас другой путь? Две тысячи лет Церковь одна борется со всем миром за любовь, за создание неэгоистической цивилизации. Время от времени нам, православным, объявляют, что мы не справились, что есть другие – лучшие – методы. Начинают убивать друг друга, сживать со свету, чтобы эти методы воплотить в жизнь. Так появились мусульманство, протестантизм, либерализм, социализм. А мы всё по-старому, как учили святые отцы. Но трудно, очень трудно. Видно, лёгкой любви не бывает, её нужно у Бога заслужить, заработать, вымолить.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий