Мысли на Великий пост

Схиархимандрит Кирик (Максимов), духовник Афонского Пантелеимонова монастыря в 20-е годы ХХ в.

Три слова

Как только заметишь в себе (при свете совести и закона Божия) грех ума, слова, мысли либо какую-нибудь греховную страсть или привычку, борющую тебя во всякое время, сию же минуту кайся Богу (хотя бы и мысленно): «Господи, прости и помоги!» – то есть прости, что я оскорбил Тебя, и помоги, чтобы не оскорблять Твоё величие. Эти три слова – «Господи, прости и помоги» – надлежит произносить медленно и несколько раз или, вернее, пока вздохнёшь; вздох сей означает пришествие благодати Святого Духа, простившего нам грех сей, за который мы в данный момент каемся Богу. Тогда всякое действие бесовское в мыслях наших, особенно в воображении, отпадает от нас.

Если же бесовское действие снова придёт – снова сотвори покаянную молитву. Этим только способом человек достигнет чистоты сердца и мира душевного. При таком покаянии никакая страсть (то есть беспорядочная мысль) или привычка греховная не может устоять, но постоянно умаляться будет и, наконец, совершенно исчезнет по мере чистоты сердца.

Вечернее памятование

Чтобы иметь благой навык к покаянию пред Богом, надо возжелать твёрдую решимость на это спасительное дело и просить Бога укрепить волю нашу на дело сие, и начать оное с того времени, когда день склонился к вечеру и наступает ночь, и тогда пред отходом ко сну надо помыслить, как проведён день.

Вспомни, где был, что видел, что говорил и что худое сотворил: против Бога, против ближнего и против своей совести. И если что-либо усмотришь греховное, тогда покайся Богу за весь день, а если не усмотришь, не вспомнишь ничего, это не значит, что ничего не случилось, но то значит, что по рассеянности мыслей всё забыто. Тогда надо каяться Богу и за самое забвение о Боге, говоря себе: «Забыл я Тебя, Господи! Увы мне! Не забудь же меня, Господи, Тебя забывающего!» И эти слова надо выражать (хотя бы и мысленно) несколько раз протяжным тоном, ибо при таком именно тоне, а не при скороговорке бывает сердце сокрушённое и смиренное. Тогда и получится вздох как знак пришествия к нам благодати Святого Духа, без Коего сам по себе человек – ничто! «Аще не Господь созиждет дом душевный, всуе труждаемся», – поёт Святая Церковь.


Преподобный Силуан Афонский (1866–1938)

Благодать входит только в смиренную душу

Вот самый короткий и лёгкий путь ко спасению. Будь послушлив, воздержан, не осуждай и храни ум и сердце своё от плохих помыслов, а помышляй, что все люди добрые и их любит Господь. За эти смиренные мысли благодать Святого Духа будет жить в тебе, и ты скажешь: «Милостив Господь».

Если же ты осуждаешь, ропотлив, любишь творить свою волю, то, хотя бы ты и много молился, душа твоя оскудеет, и ты скажешь: «Забыл меня Господь». Но не Господь тебя забыл, а ты забыл, что тебе нужно смиряться, и потому благодать Божия не живёт в душе твоей; в смиренную же душу она легко входит и даёт ей мир и покой в Боге. Божия Матерь была смиренна более всех, потому прославляется и небом и землёю. И всякий, кто смиряется, будет прославлен Богом и будет видеть славу Господню.

Не следи за людьми

Знай, что если помысл твой уклоняется следить за людьми, кто как живёт, то это признак гордости.

Внимай себе. Наблюдай за собою и увидишь: как только душа превознесётся пред братом, так вслед за этим приходит плохой помысл, который неугоден Богу, и чрез это душа смиряется. А если не смирится, то придёт некое малое искушение. Если опять не смирится, то начнётся блудная брань. Если же опять не смирится, то впадёт в некий малый грех. Если и тогда не смирится, то будет больший грех. И так до тех пор будет грешить, покамест не смирится. Но как только покается, так милостивый Господь даст душе мир и умиление, и тогда пройдёт всё плохое, уйдут все помыслы. Но после держи смирение всеми силами, иначе опять впадёшь в грех.


Преподобный Варсонофий (Плиханков) (1845–1913)

Молитва страстного бесполезна

В миру редко кто знает о борьбе со страстями. На вопрос, как спастись, более благонамеренные отвечают, что надо молиться Богу для спасения, а будешь молиться – и спасёшься. И не выходят из этого круга. А между тем молитва человека страстного не спасёт его. Цель, единственная цель нашей жизни и заключается в том, чтобы искоренить страсти и заменить их противоположным – добродетелями. Начинать эту борьбу лучше всего так: хотя нам присущи все страсти, но одни в большей степени, другие – в меньшей, поэтому надо определить, какая страсть в нас господствует, и против неё вооружиться. Вести борьбу со всеми страстями сразу невозможно – задушат. Победив одну страсть, переходить к искоренению другой и т. д.

Человек, достигший бесстрастия, получает как бы диплом на право входа в Царство Небесное, делается собеседником ангелов и святых. Человеку, не победившему страсти, невозможно быть в раю, его задержат на мытарствах. Но предположим, что он вошёл в рай, однако остаться там не в состоянии, да и сам не захочет. Как тяжело человеку невоспитанному быть в благовоспитанном обществе, так и человеку страстному быть в обществе бесстрастных. Завистливый и в раю останется завистливым, гордый и на небесах не сделается смиренным.

Преподобный Анатолий (Потапов) (1855–1922)

В смирении – радость

Наш учитель – смирение. Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. А благодать Божия – это всё… Там тебе и величайшая мудрость. Вот ты смирись да скажи себе: «Хотя я и песчинка земная, но и обо мне печётся Господь, и да свершается надо мною воля Божия…» Вот если ты скажешь это не умом только, но и сердцем и действительно смело, как и подобает истинному христианину, положишься на Господа, тогда познаешь ты истинную радость от Господа и всё покажется тебе ясным и прозрачным, перестанешь ты мучиться, и легко станет тебе на душе…


Преподобный Никон (Беляев) (1888–1931)

Не изучай грехи

Когда метут комнату, то не занимаются рассматриванием сора, а всё в кучу – да и вон. Так поступай и ты. Исповедуй свои грехи духовнику, да и только, а в рассматривание их не входи.

* * *

Многие ищут, как необходимого, духовника высокой жизни и, не находя такого, унывают, потому редко, как бы нехотя приходят на исповедь. Это большая ошибка. Надо веровать в самое Таинство исповеди, в его силу, а не в исполнителя Таинства. Необходимо лишь, чтобы духовник был православный и законный. Не надо спорить, что личные качества духовника много значат, но надо веровать и знать, что Господь, действующий во всяком Таинстве Своею благодатью, действует по Своему всемогуществу независимо от этих качеств.

* * *

Смирение – это нечто великое и Божественное, а путь к нему – считать себя ниже всех. Что это значит – считать себя ниже всех? Не замечать чужих грехов. Смотреть на свои грехи. Постоянно молиться. Помни: все ангелы, а я – грешник.

* * *

Прощение преподаётся тем только, кто считает себя виновным. Смирись пред Богом и людьми, и Господь тебя никогда не оставит.

Не требуй отчёта у Бога

Не наше дело рассуждать, зачем и почему нас постигает то или иное. Надо знать, что это воля Божия, надо смириться, а требовать, так сказать, у Бога отчёта есть крайнее безумие и гордость.

За что осудил, то и получишь

Надо всегда твёрдо помнить – это страшный закон духовной жизни: если в чём кого осудишь или смутишься в чём-нибудь у другого человека, то тебя это же самое постигнет. Ты сделаешь сам то, в чём осудил другого или будешь страдать этим самым недостатком.


Преподобный Нектарий (Тихонов) (1857–1928)

Бог не отвечает на молитвы сразу

Очень хорошо, если Господь долго не слушает молитвы. Нужно только продолжать молиться и не унывать. Молитва – это капитал: чем дольше лежит капитал, тем больше процентов приносит. Господь посылает Свою милость тогда, когда это Ему благоугодно. Тогда, когда нам полезно принять. Если нам что-либо крайне необходимо, тогда следует два-три раза помолиться и за исполнение просьбы надо благодарить Бога. Иногда через год Господь исполняет прошение. Пример брать надо с Иоакима и Анны. Они всю жизнь молились и не унывали, а всё надеялись. И какое послал Господь им утешение!

О внешнем и внутреннем

Внешнее принадлежит нам, а внутреннее – благодати Божией. Потому совершайте внешнее, и когда оно будет в исправности, тогда и внутреннее образуется. Не надо желать или искать чудес. У нас одно чудо – Божественная литургия. Она – величайшее чудо, к которому нужно приникать всей душой.

Как возлюбить Христа?

Взять урок у Самого Христа: «Да любите друг друга, яко же Аз возлюбих вы». Прежде всего надо стараться ближнего возлюбить, а с ближнего любовь перейдёт на Христа. Но ближнего надо возлюбить искренно, а не с расчётом – тогда только может быть успех.

* * *

Смотрите, какая красота: солнце, небо, звёзды, деревья, цветы… А ведь прежде ничего не было! Ничего! И Бог из ничего сотворил такую красоту. Так и человек: когда он искренно придёт в сознание, что он – ничто, тогда Бог начнёт творить из него великое.

Подготовил Владимир Григорян

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий