Мир всем
Обсуждаем с братией, как укрепить добрые отношения друг с другом. Обращаю внимание, что на упрёках в грехах, на обвинениях ничего хорошего не построишь и согласия не достигнешь. Грехи – это пыль, прах и грязь, они не могут быть фундаментом прочных человеческих отношений. Если ты в ком-то видишь грех, то это потому, что этот грех сидит в тебе. Видишь тщеславного – значит, и ты тщеславен, видишь жадного – и ты жаден, видишь лгуна – и ты лжец не меньший. Так что же нам делать, чтобы сохранить мир? Молиться за себя и за других грешников. Прощать им недостатки, и Бог простит тебя.
Святые люди, преподобные Серафим Саровский, Амвросий Оптинский, Паисий Святогорец, как и Христос, любили грешников, не осуждая их, и были в мире со всеми. Своим прощением, любовью они даже злодеев приводили к покаянию. Но мы не святые. В нас много страстного, мы невольно стремимся подмять окружающих под себя. Ультимативно требуем от людей: стань таким, как я хочу, делая несчастными родных, близких и самих себя.
Я в гостях в большом красивом доме. Годовщина упокоения матери хозяйки дома. Отслужили благодарственный молебен и заупокойную литию. Садимся за стол – очень изобильный. Хлопочут хозяева и их соседи, угощая нас. Но дороже яств духовное радостное общение. А ведь так было не всегда. Ещё недавно у этой семьи не было дома, не велось и добрых бесед между ними. Супруги – красивые, талантливые, деятельные, знающие себе цену, – были раздираемы взаимными претензиями, даже стали жить отдельно. Не только муж с женой, но и их невестки, и сыновья – все кипели негодованием друг на друга. Первым пришёл в себя старший сын. Привёл в Церковь семью. Потом познакомил меня с отцом. Тот приехал к нам в скит и прожил с нами почти год, научился молиться, смирился, стал учеником Христовым. За мужем потянулась и жена, примирившись с ним в Святой Церкви. Все в этой семье сейчас дорожат миром и, если кто его теряет, спешат покаяться.
Застолье продолжается. Звонит телефон. Это ищет меня отец благочинный иеромонах Александр Митрофанов. На своей «Газели» он везёт в Ульяновский монастырь паломников – сестёр милосердия с мужьями и детьми. По пути решили заехать к нам, просят приготовить чаю. Оказалось, что хозяева дома их ждали, испекли к приезду пироги, собрали прочую снедь. Замёрзшая весёлая стайка сестёр с семействами потеснила нас, но места хватило на всех. Беседа продолжилась, вокруг были живые, думающие люди одного духа. Я говорил с ними о том, как строить отношения в семье, коллективе, призывал быть строже к себе, молиться, прощать. Было много вопросов. Например, как ужиться с соседями, если они живут не по-христиански. Ответ был простым: вы сами живите с ними по-христиански, и Бог приведёт вас к миру.
Отец Александр раздал тексты песен, достал гитару, и мы начали петь, а самые понравившиеся песни – по два раза. Все песни о том, как жить друг с другом, но последняя – как жить вообще. В ней старец Амвросий отвечал на этот вопрос: «Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем моё почтение».
Эти слова стали как бы итогом всей нашей беседы. Не нужно тужить, если что-то идёт не по-вашему, ведь мир устроен не нами. Никого не обижать – значит не поминать дурные поступки ближних, лучше заранее им всё простить, чтобы не застали врасплох. Никому не досаждать, особенно родителям и властям. Изменимся сами – и власти изменятся. Ну и для добрых отношений необходимо почитать других больше, чем себя.
Появился недавно в обители молодой человек – захотел поговорить о христианской жизни. У нас шёл обряд крещения, мне было некогда, а гость стоял в сторонке нахмурившийся и несчастный. Мне стало его очень жаль. Когда я освободился и заговорил с ним, оказалось, что он педагог, давно крещён, каждое воскресенье ходит в храм, исповедуется, причащается. Но быть христианином для него становится непосильным бременем. Он недоволен непослушными детьми, которых учит, он полон претензий к родителям, жене, начальству, родственникам, соседям, неблагодатному священству. Причина, как я понял, в ревности не по разуму. Человек волевой, во всём идущий до конца, он и от других требует того же, потеряв меру, которая, по выражению святых отцов, красит всё. Так как молодой человек чрезвычайно возмущён слабостью тех, кто его окружает, все недовольны им. Я с горечью думаю о том, скольких людей через него оттолкнул от Церкви бес. Сначала должна быть любовь. Она главное, что есть в христианстве, всё остальное лишь служит этому. Мой гость искренне желает разобраться в своих затруднениях – Бог даст, всё у него сложится хорошо.
Паисий Святогорец говорит, что бесы никак не могут повредить человеку, пока сам человек не даст им повод для искушений. Как же нам жить, чтобы не попадать под влияние нечистых духов? Понятно, что внимательно следить за собой: самая тень уныния, злости, раздражения, безразличия к ближним означает, что мы согрешили и враг нас пеленает.
И далее: всегда быть при оружии и доспехах, которыми являются для нас молитва и исполнение предписанного Церковью. Игнатий Брянчанинов обращается к нам: «Возлюбленные! Покорим свою свободу правилу: оно, лишив нас свободы пагубной, свяжет нас только для того, чтоб доставить нам свободу духовную, свободу во Христе. Цепи сначала покажутся тягостными, потом сделаются драгоценными для связанного ими. Все святые Божии приняли на себя и несли благое иго молитвенного правила; подражанием им и мы последуем в этом случае Господу нашему Иисусу Христу».
Поясню на примере нашей обители, через который прошло несколько десятков человек. Те, кто уклонялся от молитвы, молебнов, служб, говорил: «Это не моё, мне это не надо», – они так и не проснулись в жизнь вечную и куда-то исчезли, похищенные злым. Те же, кто нашёл сладость в молитве, встали на ноги, окрепли духовно и обрели любовь.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий