15 фактов о празднике Богоявления

  1. Иногда ошибочно считают, что Крещение и Богоявление – два разных праздника. На самом деле один, и отмечается он 6 января по старому стилю, 19-го по новому. Накануне же, 18 января, мы празднуем Навечерие Крещения Господня, или Крещенский сочельник.
  2. Первое упоминание о празднике Богоявления можно найти в III веке у православного богослова св. Климента Александрийского. Традиция празднования в то время отличалась от нынешней: на Богоявление праздновалось не только Крещение, но и Рождество Спасителя. Назывался праздник сначала Епифания – Явление, а затем Теофания – Богоявление. Лишь в V–VI веках Рождество стало отдельным праздником, который стал отмечаться 25 декабря (7 января по новому стилю).
  3. Некоторые Церкви, например Эфиопская Православная и Армянская Григорианская, по-прежнему отмечают Рождество и Крещение как единый праздник.
  4. Существует и ещё одно название праздника – Просвещение, или Праздник Светов. Ведь Христос пришёл в мир, чтобы осветить светом тех, кто пребывал во тьме.
  5. До VI века старались крестить только один день в году, на Богоявление, совпадавшее тогда с Рождеством. К нему три года готовились, проходили оглашение. Перед крещением полагался 40-дневный пост, причём вместе с будущим христианином постилась вся община. Так как число желающих креститься не иссякало, постились в канун Богоявления (Крещения и Рождества) практически все и каждый год. Отсюда в какой-то мере и выросла традиция Рождественского поста.
  6. Слово «навечерие» означает преддверие церковного торжества, а второе название – сочельник (сочевник) – связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом – сочиво. Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа Церковь установила пост. Отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая, впрочем, не является обязательной.

Чтобы приготовить сочиво, берут стакан зёрен пшеницы, 100 г мака, 100 г ядер грецких орехов, 1-3 ст. л. мёда, сахар по вкусу. Зёрна пшеницы толкут в деревянной ступе, подливая немного тёплой воды, чтобы оболочка пшеницы отошла. Затем ядро отделяют от шелухи, просеивая и промывая. Дальше варят обычную рассыпчатую постную кашу на воде. Мак растирают до получения макового молочка, смешивают с мёдом и добавляют в пшеничную кашу. Под конец в сочиво кладут толчёные ядра грецких орехов.

  1. До XI в. Великое водоосвящение совершалось Восточными Церквами только один раз: Константинопольской – в Навечерие Богоявления, а Иерусалимской – в полночь Крещения. Свидетельствует об этом краткое начертание Студийского устава. В XI–XII веках появляется обычай совершать водосвятие дважды: в Навечерие праздника – в храмах, а в самый день Крещения – на реках и источниках, ибо Христос крестился вне храма. В Русской Церкви великое освящение воды совершалось первоначально один раз из-за влияния Студийского устава, а с XIV века, с введением Иерусалимского устава, два раза: в сочельник и на Богоявление.
  2. Богоявленскую воду вместе с антидором (остатком просфоры, из которой изъята часть для Святого Агнца) Церковь определила давать вместо причащения Святых Таин Тела и Крови Христовой тем православным, которые отлучены от причастия или не подготовили себя к нему. Вода, освящённая в Навечерие праздника и в праздник Богоявления, называется великой Агиасмой, то есть великой святыней, потому что через наитие Духа Божия она восприяла в себе великую Божественную силу.
  3. Крещенская вода может употребляться натощак на протяжении всего года. При этом читается либо краткая молитва: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», либо более пространная: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».
  4. Наши предки использовали и крещенский снег, собирая его в специальные сосуды. Считалось, что талая вода способна излечить ноги парализованного или помочь при эпилепсии. Женщины стирали в ней бельё, а снег добавляли в корм домашним животным и птице, освящая и тем укрепляя её.
  5. Крещение принято праздновать на протяжении 12 дней. В православии торжественные службы начинаются за 4 дня до праздника и заканчиваются спустя 8 дней. Завершающее богослужение проходит 27 января. В древности праздничными считались 12 дней между Рождеством и Крещением.
  6. Если в православии Богоявление неразрывно связано с крещением Спасителя, то в католицизме – с почитанием волхвов, часто называемых «королями», отсюда и католическое название – Праздник трёх королей. Отмечается он не 19 января, а 6-го. В костёлах освящаются, кроме воды, также мел и ладан. Во время благодарственных молебнов католики в память о явлении язычникам Христа приносят Спасителю дары: золото – как Царю, ладан – как Богу, смирну – как Человеку.
  7. Один из православных обрядов – купание в крещенской купели, иордани. Часто прорубь делают в форме распятия, расположенного по сторонам света. Входить в воду следует с запада, а выходить – на восток. Немощным и детям рекомендуется просто умываться святой водой. Эту древнюю традицию до революции Русская Церковь не особо приветствовала из-за российского климата. Не было ни запрета, ни признания этого обычая. В советское время отношение Церкви к купанию в иордани смягчилось, да и развитие медицины сделало его почти безопасным. Но брать у священников благословение на погружение в ледяную воду всё-таки необходимо. Ни о какой обязательности купания, конечно же, нет и речи. Строго воспрещается Церковью употреблять возле иордани, после купания, спиртное. Это не что иное, как осквернение святой воды.
  8. В Сербии в Крещенском шествии можно увидеть рыцарей в латах. После освящения они устраивают зрелищные бои на улицах городов.
  9. В Российской империи на Крещение проводился военный парад, который называли царём всех парадов. К проруби выводили войска в лучшем обмундировании. После водосвятия давали троекратный ружейный салют одновременно с залпами пушек, создавая эффект грома. Это было символом гласа Бога Отца во время крещения Иисуса в Иордане.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий