Увлечённость каллиграфией

«Дорогие родители и дети! Приглашаем вас на бесплатный мастер-класс по каллиграфии. Ждём ребят от 4 лет и старше, в том числе школьников».

Такое объявление я прочитала на страничке группы Петербургского частного православного детского образовательного центра «Васильки». Об этом Семейном доме газета уже рассказывала. Там работают по-настоящему творческие люди, проходят встречи с интересными людьми, всевозможные мастер-классы. Но этот мастер-класс меня особенно заинтересовал. Да и нужда заставила туда поспешить. В этом году младший сын пошёл в первый класс, и мы столкнулись с проблемой, известной большинству родителей младших школьников: что-то нужно делать с почерком. В современной школе учителя озабочены тем, чтобы ребёнок научился писать, насколько это возможно, грамотно. На то, чтобы ставить почерк, у них нет времени. А ведь известно, что с улучшением почерка повышается грамотность, а почувствовав небрежное отношение к букве, дети, наоборот, спустя рукава относятся к учёбе в целом.

* * *

Одна из мам, приведших на занятие своё чадо, Юлия, педагог по профессии, поделилась:

– В сегодняшней школе кое-где сохранился один час в неделю на чистописание, но этого явно мало для большого количества детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (сейчас такие дети составляют до половины всех учеников начальной школы). Считаю, что нужно вернуть каллиграфию в школы.

Я сама ещё застала то время, когда приходилось писать чернильными ручками. Это было удовольствием – выводить таинственные буквы в новенькой тетрадке. Делали мы это не торопясь – чернильной ручкой быстро и не напишешь. Трепет перед чистым листом и страх допустить небрежность до сих пор остались во мне.

Кто же поможет сыну? Показательный урок проводила Ярослава Владимировна Рах. Искусствовед по образованию, она закончила Санкт-Петербургскую Академию художеств имени И. Репина, сейчас студентка третьего курса Петербургской школы каллиграфии «От Аза до Ижицы», имеет троих детей.

До урока оставалось несколько минут, и мы разговорились…

– Ярослава Владимировна, почему вы, искусствовед, выбрали каллиграфию профессией?

– В детстве у нас дома была книга «Сокровища Оружейной палаты». В ней меня просто заворожил царский ковш, а точнее, необычайно красивая надпись, пущенная по его краям. Я никак тогда не могла прочитать, что там написано, несмотря на то, что некоторые русские буквы были узнаваемы. И вот спустя много лет, изучая каллиграфию, я нашла разгадку. Эти старинные диковинные буквы были написаны вязью… Писались они в одну строку, а для того, чтобы текст практически любой длины мог поместиться, буквы связывали особым образом – потому текст и называется вязью.

Надпись вязью под куполом Колокольни Ивана Великого

– Но ведь с тех пор прошли столетия…

– Я встретилась с замечательным педагогом Петром Петровичем Чобитько, он-то окончательно и повлиял на мой выбор. Каллиграфия стала видом деятельности, которая изменила мою жизнь. Я вижу, как занятия каллиграфией положительно влияют на моих детей, достаточно сложных в воспитании мальчиков, и мне захотелось поделиться этим с другими родителями, а именно – с детьми. Мне просто очень нравится этим заниматься.

Пётр Петрович – организатор и руководитель первой в России школы каллиграфии, член Союза художников. Считает, что каллиграфия должна быть обязательным уроком в школе. В Царскосельском лицее этот предмет изучали 16-18 часов в неделю. Пушкин владел несколькими стилями, пользуясь то одним, то другим. А нынешняя буква, как говорит Пётр Петрович, не одухотворена. Написанная шариковой ручкой, она не имеет тела. Ведь как ни дави на такую ручку – черта останется стандартной, одной толщины, а вот перо оживляет линию. По почерку или автографу знаменитых людей узнавали, какой характер был у человека, его мировоззрение.

Мало кто из нынешних учеников знает, что любую букву можно написать по-разному, есть разные стили начертания. Буква, как и человек, может быть одета в рабочую, праздничную или карнавальную одежду. Работа трёх пальцев при письме пером активирует лобные доли мозга, ум. Древние исихасты Иоанн Лествичник и Феодор Студит призывали вводить в монастырях письмо – как одну из форм молитвенного делания, так как правильное письмо положительно влияет не только на ум, но и на душу. Японцы давно считают каллиграфию пятым видом боевого искусства. Древние китайцы говорили: «Прежде чем изучать науку, ремёсла, искусства, надо создать фундамент с помощью каллиграфии». В Англии почти в каждом большом городе можно научиться искусству древнего рукописного письма, а в Лондоне существует должность придворного каллиграфа. Есть школы каллиграфии и в других странах, но в России пока это дело отдельных энтузиастов. В Петергофе, например, уже 20 лет существует частная православная школа «Золотое крыльцо» (ныне «Горница»), где дети пишут пером. Их успеваемость на высоком уровне, нынешние «лицеисты» во многом по показателям опережают своих сверстников из других школ. Учителя здесь каждый урок начинают с каллиграфической пятнадцатиминутной «разминки». И результат превзошёл все ожидания – успеваемость наладилась, у детей стали проявляться различные таланты. Кто-то стал рисовать, кто-то писать стихи, а кто-то заниматься математикой. Влияние каллиграфии на здоровье – давно известный факт. С её помощью можно снимать стресс, положительно влиять на психически и эмоционально неустойчивых людей…

* * *

Пока мы разговаривали с Ярославой Владимировной, пришло время начинать мастер-класс.

На уроке каждому ребёнку было предложено нарисовать букву, с которой начинается его имя. Но прежде для разминки на отдельном листе юные каллиграфы попытались ширококонечной (плоской) кисточкой и чёрной тушью создать необычный забор. Этот забор образовали несколько раз повторяющиеся буквы «Н» и «И», написанные без пробелов в стиле вязь. Палочки надо было писать сверху вниз непрерывно, на одном дыхании, без нажима, одной толщины. А потом ребята вели кисточку под другим углом, чтобы линия получилась тонкой, – эта линия соединяла палочки друг с другом. Ярослава Владимировна подходила к каждому и объясняла, переживала за всех: «Рука с кисточкой – это одно целое, пишем всем телом, спиной, тянем линию на себя, при этом всё время дышим, иначе не получится». «Как песню поёшь», – подумала я. Получилось у всех.

Показательный урок проводит Ярослава Владимировна Рах

– В дальнейшем, – сказала педагог, – на уроках предполагается также освоить остроконечную кисть, тростниковое и металлическое перо, для школьников одновременно будет идти курс истории письма. Ребята и их родители будут получать прописи для закрепления материала дома. Вязь станет первым шрифтом, который будем изучать. С него традиционно начиналось обучение в русских школах грамоте и счёту.

В конце урока каждый ребёнок забрал домой свою «Буковку», перерисованную с образца по клеточкам на специальный лист и ещё скреплённую собственной печатью. А печать Ярослава Владимировна придумала из обыкновенной пуговицы с изображением герба и укрепила её на пробковой крышке. Затем все наблюдали затаив дыхание, как расплавленный воск от сургучной свечи, капая на лист, образовал лепёшечку. На ней подержали несколько секунд нашу печать – и вот первый важный документ готов! Словно скрепила эта печать прошлое с нашим временем и дала ему новое начало.

Учеников собралось в два раза больше, чем предполагалось, и родители пожелали сделать эти занятия регулярными. Было видно, что наука древнего письма вызвала интерес: как только дети начали писать «Заборчик», а потом и выводить свою «Буковку», куда-то пропала вся гиперактивность, проявившаяся в начале теоретической части урока. Дети занимались с полным погружением и сосредоточением. А вместе с ними и родители. Мамы с увлечением попробовали свои силы за специальным мольбертиком – конторкой.

Одна из мам пробует свои силы в искусстве написания букв

– Не думала, что увлекусь каллиграфией даже больше своего ребёнка, – улыбается после урока мама Света. – Очень хочу, чтобы это моё увлечение передалось ему.

– Рада была видеть, как увлечён сын, – поделилась мнением одна из мам, Олеся. – Вижу, что эта сложная работа доставила ему удовольствие. Каллиграфия в наш век – это ценность.

А что же сами дети? Семилетнему Дане запомнилось, как он рисовал по клеточкам, понравилось, что буквы можно рисовать кисточками и золотой краской, самому ставить печать.

Есть немало преподавателей, окончивших интенсивный курс по методике Чобитько, готовых учить каллиграфии, но, увы, пока они, как и Ярослава Владимировна, преподают эту науку чаще своим собственным детям или устраивают выездные мастер-классы, чтобы дать о себе знать. А ведь уже сейчас родители стоят в очереди на следующий мастер-класс и наперебой записываются в учебные группы, которые пока не могут вместить всех желающих. Нужно отдать должное «Василькам», которые предоставили площадку для подобных занятий.

А для тех, у кого есть желание изучать каллиграфию и заниматься ею, но нет финансовой или реальной возможности посещать курсы у мастеров, работники собрания отдела рукописей русского письма Библиотеки Российской Академии наук создали сайт «Русские автографы».

– Там, – советует Ярослава Владимировна, – можно ознакомиться с историей русской письменности, посмотреть почти вживую потрясающие рукописи и свитки, а при желании скачать понравившиеся дореволюционные прописи, распечатать на плотной гладкой бумаге и дома заниматься по ним.

– В конце концов, настоящий каллиграф может создать шедевр и дорогой композитной остроконечной кистью, и палочкой на песке, и даже… – улыбается Ярослава Владимировна, – не поверите, шариковой ручкой!

г. Санкт-Петербург

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий