Публика – дрова
А ведь что-то происходит в нашем государстве… Худрук одного московского театра выступил с речью на съезде Союза театральных деятелей – и такое поднялось! Тут и сбор подписей под «письмом солидарности», и пространные рассуждения экранных экспертов, и выступления депутатов Госдумы, и море публикаций в газетах и Интернете. Что же такое стряслось? «Добил» меня выпуск передачи «Вечер с Владимиром Соловьёвым», специально посвящённый выступлению этого худрука. Около получаса в прямом эфире министр культуры РФ только и делал, что оправдывался. В чём же?
А суть в следующем. Театр «Сатирикон», которым руководит Константин Райкин, как и большинство других театров России, пользуется государственными субсидиями. И вот один из заместителей министра культуры сообщил Константину Аркадьевичу, что из госбюджета не будут финансироваться те его постановки, которые вызывают неоднозначную оценку у россиян и содержание которых не соответствует принятым в нашем обществе нормам морали и нравственности. В ответ худрук возмутился: «Это цензура!» И в своей речи прозрачно намекнул, что наступают сталинские времена: «Очень это похоже… Не буду говорить на что. Но сами понимаете». Прошёлся он и по общественности: «Словами о нравственности, родине и народе, и патриотизме прикрываются, как правило, очень низкие цели. Не верю я этим группам возмущённых и обиженных людей, у которых, видите ли, религиозные чувства оскорблены».
В общем, крик поднялся до небес. Громче всего звучало: «Художник выше толпы, никто не должен вмешиваться в творческий процесс!» Кто же спорит. Только при чём здесь бюджетные деньги, собранные в виде налогов с этих самых «обиженных людей»?
Да, можно согласиться, что испокон веков наши творцы были на особом положении, они не обслуживали вкусы толпы, а вели за собой: «Поэт в России больше, чем поэт», «Писатель – совесть России» и так далее. Только вот начиная с Радищева понимание совести у наших художников-литераторов как бы раздвоилось: одни продолжали утверждать христианские ценности, а другие взялись переустраивать мораль, общество и государство. Ни тем ни другим государство не платило денег за их «совесть». Разве Радищев, Белинский, Писарев, Короленко получали какие-то субсидии из казны? Или, скажем, нынешние православные писатели – если и получат из регионального бюджета денег на издание книжки, то это уже праздник (см. интервью с Н. Коняевым на стр. 4-7). Есть ещё творцы, открыто заявляющие о своей асоциальности, – им-то за что социум должен платить?
Православный поэт Алексей Бекорюков так отозвался на шум вокруг протеста Константина Райкина:
Я – сам себе судья, – надменно слой элиты
Вещает с постамента божества,
Мы жжём сердца толпы, мы в мире знамениты:
Ведь мы – огонь, а публика – дрова.
Что примечательно, денег у государства на своё творчество требуют те, кто выступает против державной политики этого самого государства. Странным образом список подписавшихся под «письмом солидарности» с Райкиным во многом совпадает с тем, что был под письмом против «российской агрессии на территории Крыма». Это и певец Макаревич, призвавший вернуть полуостров Украине и забыть произошедшее «как страшный сон». И актриса Ахеджакова, назвавшая события в Крыму «стыдом и позором России». И писатель Войнович, заявивший: «В российский Крым я не поеду». Вроде бы какая связь между «свободой творчества» и Крымом? В обоих случаях воля народа – будь то нравственная оценка художественного произведения или голосование на референдуме – ими игнорируется. У них «народ не правильный».
Крым для определённых лиц вообще как красная тряпка. Поразительно, какую ненависть среди части такого рода активистов вызвало то, что общественный протест против выхода на экраны фильма «Матильда» поддержала Наталия Поклонская – известный прокурор Республики Крым, ныне ставшая депутатом Госдумы. Не постеснялись даже высмеять физический недостаток этой красивой хрупкой женщины – её плохую дикцию. Будто и не ведают, что ещё в 2011 году челюсть ей сломали бандиты, когда она, будучи гособвинителем, отказалась выгораживать убийц и рэкетиров. А теперь бывшего прокурора шпыняют за то, что она оформила депутатский запрос на проверку деятельности создателей фильма о царе Николае II, который должен выйти на экраны в 2017 году, есть ли в нём признаки оскорблений религиозных чувств православных. А они там есть – постельные сцены будущего святого страстотерпца с танцовщицей Матильдой Кшесинской прилагаются.
Бывший прокурор Крыма не скрывает, что сама является почитателем Государя. Но действует она не по собственной инициативе, а по запросу избирателей. Это обстоятельство ревнители «свободы творчества» словно не видят. Для них душители «свободы» – чиновники, депутаты и Церковь, а возмущения в народе… ну кто они такие, чтобы возмущаться? Показательна история с «запретом» в Омске рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда». Мол, РПЦ мракобесничает. На самом деле в Московской Патриархии отнюдь не против этой оперы – глава синодального отдела Владимир Легойда призвал православных видеть разницу между неканоническим и кощунственным изображением святыни и напомнил, что эта рок-опера «многих привела в Церковь». Против выступила не Патриархия, а общественное движение «Семья, любовь, Отечество». Имело на это полное право. И то ли власти города так отреагировали, то ли горожане, зная о протесте, не купили билетов – факт, что спектакль был отменён. Против оперы верующие выступили и в Тюмени, а до этого с такими же протестами петербургские постановщики столкнулись в Ростове, Липецке, Ставрополе и в других городах.
По отмене спектакля в Омске прошёлся и Константин Райкин в той своей нашумевшей речи, назвав это типичным примером «цензуры». Может, он и прав, если учесть, что слово это произошло от латинского censeo – «оцениваю, высказываю мнение». Наконец-то в нашем государстве хоть как-то стал учитывать мнения людей, на которых держится страна, кто составляет её плоть, кровь и дух. Этим народным духом напитывались Пушкин, Гоголь, Достоевский и другие великие наши творцы. И эта, народная, «цензура» им почему-то не мешала.
Думаю, что фильм «Матильда» появился неспроста. Кино явно заказное. Объяснение следующее: нынешние власти предержащие претендуют на роль современных отцов народа, об этом народе шибко заботящихся. Только вот есть одна заминка – у всех рыльце в пушку. Нахапали в 90-х годах, да и сейчас не забывают о себе родимых и о своих детках и внуках. И вот явился на свет такой фильм – о не совсем благопристойном, с точки зрения христианской морали, поведении человека, которого православные христиане чтут как святого. Суть идеи создания такого фильма ясна – если даже святой в быту был не совсем уж и святым, то чего вы от нас хотите? Терпите таких, каковы мы есть, все мы люди, все мы человеки. На святость мы не претендуем, но руководить вами будем мы и наши потомки во веки веков, терпите нас и любите.
Николай Михайлович ЯЗЫКОВ
(1803 – 1846)
К НЕНАШИМ
О вы, которые хотите
Преобразить, испортить нас
И онемечить Русь, внемлите
Простосердечный мой возглас!
Кто б ни был ты, одноплеменник
И брат мой: жалкий ли старик,
Ее торжественный изменник,
Ее надменный клеветник;
Иль ты, сладкоречивый книжник,
Оракул юношей-невежд,
Ты, легкомысленный сподвижник
Беспутных мыслей и надежд;
И ты, невинный и любезный,
Поклонник темных книг и слов,
Восприниматель достослезный
Чужих суждений и грехов;
Вы, люд заносчивый и дерзкой,
Вы, опрометчивый оплот
Ученья школы богомерзкой,
Вы все – не русский вы народ!
Не любо вам святое дело
И слава нашей старины;
В вас не живет, в вас помертвело
Родное чувство. Вы полны
Не той высокой и прекрасной
Любовью к родине, не тот
Огонь чистейший, пламень ясный
Вас поднимает; в вас живет
Любовь не к истине, не к благу!
Народный глас – он божий глас, –
Не он рождает в вас отвагу:
Он чужд, он странен, дик для вас.
Вам наши лучшие преданья
Смешно, бессмысленно звучат;
Могучих прадедов деянья
Вам ничего не говорят;
Их презирает гордость ваша.
Святыня древнего Кремля,
Надежда, сила, крепость наша –
Ничто вам! Русская земля
От вас не примет просвещенья,
Вы страшны ей: вы влюблены
В свои предательские мненья
И святотатственные сны!
Хулой и лестию своею
Не вам ее преобразить,
Вы, не умеющие с нею
Ни жить, ни петь, ни говорить!
Умолкнет ваша злость пустая,
Замрет неверный ваш язык:
Крепка, надежна Русь святая,
И русский Бог еще велик!
(6 декабря 1844)
Человек или кролик.Льюиса. Рекомендую прочесть.
Молодец, Михаил!