Эй, как вы там?

Иванов_480

Ровно 25 лет назад, весной 1991 года, в нашей газете на первой странице вышла программная статья «Кто мы, зачем мы». В ней я писал о том, какой мы видим «Веру», над чем нам предстоит работать. Перечитываю её – и словно слышу свой молодой голос, доносящийся оттуда, из четвертьвекой дали: «Эй, как вы там?! Живы ли вы? Получилось у вас, что хотели, на что надеялись?»

Как молоды мы были! Тогда мне – 26 лет, самый молодой главный редактор в республике. Теперь-то, наверно, самый возрастной. Пролетела жизнь, пусть не вся, но лучшие её годы. Скажу совершенно искренне, без хвастовства или преувеличения: все они без остатка отданы газете. Оттого так дороги нам те читатели, которые прошли с нами весь этот путь – от самого начала. И завели-то мы в своё время рубрику «Верный читатель», чтобы рассказывать о них, родных людях.

Ты спрашиваешь, живы ли мы? Живы!

В начале апреля у нас была творческая встреча в храме Сосногорска. В первом ряду сидела одна из таких читательниц. Она рассказала, как газета шла с ней по жизни эти годы. Ну честное слово – родной человек! – слушаешь, как она собирала вырезки из газеты про Великорецкий крестный ход, долго  готовясь к нему, и себя вспоминаешь, наше редакционное участие в ходе на Великую… Чего только не было за эти годы!

Перед тем проезжали через Емву, остановились возле церкви. Храм закрыт, на лавочке сидят две старушки. «Ты никак с газеты “Вера”? – неожиданно обратилась ко мне одна из них. – Не помнишь меня? Мы вместе у отца Трифона были. Я ведь молюсь о нём…» Действительно, в первый год после создания газеты, пока духовного основателя нашей газеты отца Трифона (Плотникова) ещё не забрали от нас восстанавливать Сийский монастырь, мы часто бывали у него в селе Иб. После службы трапезничали и разговаривали в приходском доме – сколько там людей перебывало, начав оттуда свой путь в Церкви! Некоторых уже и в живых нет, недавно вот внезапно скончался Дмитрий Несанелис, ещё молодой, Царство ему Небесное.

Спросил, как зовут мою собеседницу. «Мария… Мария Семёновна». Нет, не вспомнил. «Похож, похож на себя!» – осматривая меня как экспонат какой-то, приговаривала она. Не знаю, отчего-то мне сделалось весело. «Вот и хорошо, посмотрела, жив-здоров… А кто ещё там у вас? – Мария Семёновна кивнула в сторону машины на стоянке возле церкви. – Мне бы Григоряна вот, например, посмотреть». – «За чем дело встало – вон его кепка виднеется, сидит в машине, пойдёмте, познакомлю вас!» Точно так же, как меня, раба Божия Мария осмотрела-потрогала и Володю. В глазах её светилось совершенно детское чувство радости от удовлетворённого любопытства. И я чувствовал, что дело и не в нас с коллегой – Мария словно прикоснулась не к нам, а к своей молодости, светлым годам начала жизни со Христом, когда всё казалось возможным и пути вели за горизонт.

«Постоянные читатели “Веры” помнят, что начала выходить наша газета как духовная; теперь она именуется христианским еженедельником: огромная ответственность, – безо всякого шапкозакидательства писали мы в той редакционной программной статье 1991 года. – Мало говорить о духовности вообще, важнее показывать путь к духовным вершинам, свидетельствовать о тех, кто встал на этот путь…»

Вот и на встрече с читателями мы подтвердили для себя: рассказы о ближних, простых православных людях, вставших на путь к Богу, более всего востребованы читателями.

«Христианская жизнь продолжается каждый новый день в подвиге, в молитвах, на глубине сердца человеческого, в жизни общины, в сложных отношениях с внешним миром, с власть имущими. Мы видим свою задачу в том, чтобы свидетельствовать об этой жизни, ведя своеобразную летопись христианского возрождения…»

Не нам судить, получилась ли летопись. Но вот что примечательно. Иной раз заходишь в Интернет, чтоб найти справку по какому-нибудь человеку, приходу или событию – и находишь нужную информацию… в публикации нашей газеты за какой-то очень давний год, о которой ты запамятовал настолько прочно, что заново с интересом перечитываешь старый текст.

Не все задачи теперь актуальны. «Свою первейшую задачу, – писал тогда, – мы видим в том, чтобы помочь читателям хотя бы минимально утолить духовный голод, – воистину, сегодня он сильнее, чем продовольственный, ведь картошку мы можем вырастить в огороде под окном, но, не зная основ христианской жизни, первейшего опыта церковного, мы едва ли продвинемся в стяжании Духа Святого». И в первые годы печатали проповеди о праздниках, молитвы, словарики церковных терминов… Теперь всего этого в достатке в церковных киосках, в передачах православного телевидения – и это ушло из газеты.

Не всё у нас получилось. «Надеемся, что со временем газета станет одним из духовных центров жизни христианской молодёжи, местом свободного общения, своеобразным организатором благотворительных, восстановительных и других добрых дел».

Удалось из перечисленного редакции разве что стать центром свободного общения, но и то отчасти. Какое-то время в начале 90-х при редакции собиралась ячейка Православного молодёжного движения, и мы выезжали на волонтёрские мероприятия (хотя и слова-то такого не знали – «волонтёр»). Но потом как-то мы выдохлись, а знамя никто из молодёжи не подхватил. И организаторов из нас не получилось, хотя опять же отделение «России Православной» долгое время базировалось в редакции и не бездействовало. Но тут объективные обстоятельства: представление наше о будущности тогда было совсем иным, нежели сегодняшняя реальность. Сейчас в Сыктывкаре, городке с 240 тысячами населения, больше десятка храмов, а тогда был один, и то в пригороде; епархиальный центр располагался за тысячу вёрст, в Архангельске; четыре священника на всю республику, по привычке опасавшихся выходить за ограду храма. Нам казалось, что если что-то и будет меняться, то очень медленно, но зато в ограду Церкви дружно войдут все наши соотечественники, ну почти все – и мы начнём вместе строить новую страну: общество, основанное на христианской любви и справедливости…

Увы, всё пошло не совсем так. Но уже тогда в нашем «символе веры» были произнесены слова, под которыми я готов подписаться и сейчас: «Мы верим, что избавление российского организма от немощей возможно лишь после исцеления духа. Мы считаем, что национальное возрождение и мир возможны лишь на путях возрождения православного лада».

«Эй, Игорь! Не страшись, всё будет хорошо! – хочется крикнуть мне самому себе – тому, который четверть века назад с трепетом душевным вступал в дело совершенно новое, где никто не подскажет, как надо, зато всегда много желающих указать на ошибки, где вместе с созданием газеты всем нам, небольшому коллективу единомышленников, предстояло созидать и самих себя. – Будет трудно, Игорь, будут сомнения, но Господь сохранит дело, которое ты сейчас начинаешь, и самого тебя спасёт не раз. Он постоянно будет открываться тебе в Своей милости, будет вести тебя – только постарайся замечать Его знаки. И главное – верь! Постарайся сохранить её, веру, этот огонь, который будет давать тебе силы отдавать и вдохновение любить! Потому что впереди долгий путь. Держись, друг мой, – с нами Бог!»


Оглавление выпуска     Следующая публикация →

Добавить комментарий