О всецерковности
Буквально на днях получил от своего друга, православного журналиста, письмо, в котором он этак с плеча рубит, мол, ваша газета «стала писать в защиту дьявола, поддались вы флюидам нецерковности». Речь о сентябрьском выпуске «Хронографа», в котором автор дистанцировался от тех, кто кувалдой сбил барельеф «беса» с «Дома с Мефистофелем» (подробнее – на стр. 30 этого выпуска). Оглоушил он меня. Что же получается? Официальные представители Церкви ведь тоже тогда дистанцировались от самоуправства «казаков» – в Синодальном отделе по взаимодействию Церкви и общества РПЦ заявили даже, что «преступление должно быть наказано, однако не по всей строгости». Так кто из нас более «церковен»? И стоит ли вообще нам, мирянам, меряться «церковностью», претендуя на полноту истины?
Судить могу только себя, поэтому поделюсь своими казусами. В прошлом выпуске газеты в дневнике экспедиции «Печорский водораздел» рассказано, как насельник таёжной пустыни заказал в Петербурге картину поединка Пересвета с Челубеем, чтобы повесить её на стене своей кельи. Признаться, не сразу я решился вставить в очерк этот эпизод и рассказ иеромонаха о его почитании инока-воина. А ну как искушение читателям будет? Пересвет, конечно, герой Куликовской битвы, но при чём тут церковность? Сомнительно как-то… Только вышла газета – и в Москве начался Архиерейский Собор, на котором Александра Пересвета… причислили к лику святых.
И ещё одна, лично для меня, неожиданность. На том же Соборе канонизирован лейб-медик Царской Семьи Евгений Боткин, а камер-юнгфера Анна Демидова – нет. Прославление праведного Евгения-врача, конечно, радует – у нас появился ещё один святой, у которого можно просить помощи в исцелениях. Но ведь Демидова тоже была расстреляна вместе с Царской Семьёй и верность проявила не меньшую, а может, и большую, чем лейб-медик. Известно, что она не вышла замуж за любимого человека, лишь бы остаться рядом с царём (камер-юнгферы должны быть девицами). И это была верность не просто царю, а Помазаннику Божьему, которому вручена судьба России. Когда ей предложили вместе с царём эмигрировать за рубеж и просто там жить в довольстве, она отказалась. Но отправилась с ним в Сибирь, несмотря на уговоры Временного правительства и обещания персональной пенсии. Год назад, рассказывая о почитании её на родине, в Череповце («Цветок памяти», № 725, февраль 2015 г.), написал я о будущей канонизации Демидовой как о деле почти решённом – ведь уже и материалы в комиссию были поданы. А вот и нет. Значит, мы чего-то не знаем?
В Церкви нет демократии в мирском её понимании, решения принимаются соборно – людьми, которых выдвинула сама церковная жизнь. Эти люди облечены доверием и не всегда дают отчёт. В случае с канонизацией объяснения, почему засомневались в праведности той или иной кандидатуры, могут нанести вред, бросив тень на доброе имя. Ведь работа в комиссии по канонизации продолжается, факты уточняются. Это понятно… Но есть вопросы, на которые иерархи однозначно обязаны ответить. И такой ответ на Соборе прозвучал.
В целом Архиерейский Собор был посвящён вопросам подготовки к Всеправославному Собору – поэтому его и провели в срочном порядке, на год раньше, чем это предполагает церковный устав. Всеправославный Собор (некоторые называют его Восьмым Собором, следующим после Седьмого Вселенского Собора 787 года) состоится уже скоро, 19 июня, в день Пресвятой Троицы. Первоначально провести его планировали в Стамбуле, но против выступила наша Русская Церковь, предложив Афон или Родос. В итоге остановились на греческом острове Крит. Что там будут обсуждать? На этот счёт среди православных родилось множество тревожных ожиданий.
В Интернете набирает популярность ролик «12 афонских старцев и другие против VIII Вселенского Собора и ереси латинства», переведённый на многие языки. Авторы его утверждают, что раз инициатором проведения Собора стал Вселенский Патриарх Варфоломей, то жди какого-нибудь экуменизма. В частности, в завуалированной форме – через «первенство по чести», «первенство среди равных» – может быть признано главенство Папы Римского во Вселенской Церкви. Также утверждается, что на Соборе могут ввести новый календарный стиль, совпадающий с католическим. Есть и другие опасения, касательно повторного брака священства, послабления и полного упразднения постов, перевода богослужения на современные языки и др.
На Архиерейском Соборе эти домыслы были опроверг-нуты. Митрополит Иларион (Алфеев) подчеркнул: «Мы добились того, что все решения на Всеправославном Соборе будут приниматься консенсусом». То есть от каждой поместной Церкви будет делегация из 24 архиереев, но голос у каждой Церкви будет один, и «если хотя бы одна Церковь выступает против какого-то решения, то это решение не проходит». Кроме того, в повестку дня не будут вноситься несогласованные вопросы, а все документы, которые были выработаны в ходе подготовки к Всеправославному Собору, опубликованы для ознакомления.
Перед самым Архиерейским Собором, в конце января, состоялся и «малый Собор», как называют традиционные Рождественские чтения в Москве. Чем они удивительны: каждый год там звучат самые разные мнения, раскрываются необычные стороны христианского служения, и при этом очень мощно ощущается церковное единство. Как рассказал нашей редакции протоиерей Андрей Лебедев, ключарь Свято-Серафимовского собора Вятки, на своей секции он делал доклад о миссионерской работе в среде разных субкультур: «Все эти байкеры, реконструкторы истории, граффитисты, даже цветоводы – это общность деятельных людей, среди которых самое место для проповеди о Христе. Чтения эти недаром названы Рождественскими: как волхвы – мы принесли свои скромные дары, а как пастухи – нашли новые глубины смыслов для нашей веры, что и будем использовать в служении на своих местах».
Церковь внутри себя многообразна и глубинна. Каждый делает своё дело, не претендуя на собственную всецерковность. А всем управляет Господь. На Него и уповаем…
Добавить комментарий