ЦВЕТОК ПАМЯТИ
ЧЕРЕПОВЕЦКИЕ ИКОНЫ
Особенно живописно церковь Рождества Христова смотрится с моста через Шексну, когда въезжаешь в правобережную часть Череповца. Белоснежный храм со свечкой-колокольней словно парит в воздухе над свинцовыми водами северной реки. Сразу за мостом сворачиваешь с улицы Сталеваров на Парковую и тут же попадаешь на обширную автомобильную стоянку, устроенную перед церковными вратами. Первое, что удивляет, – сочетание старины и современности. Храм-то древний, но строили его заново уже в наше время.
– С конца XV века здесь, у переправы через Шексну, которая соединяла Вологодский и Пошехонский уезды, стояла деревянная церковь во имя Николы Чудотворца, покровителя плавающих и путешествующих, – рассказывает встретившая меня староста храма Лариса Витальевна Федченко. – Через два века церковь обветшала. На её месте поставили уже Рождества Христова, каменную.
– А почему название поменяли? – спрашиваю.
– Ещё при Никольской церкви селение у переправы разрослось, и оно называлось Рождественское – наверное, поэтому. В 30-е годы храм обезглавили, стали его использовать не по назначению, а в 89-м он сгорел. Спустя несколько лет протоиерей Георгий Трубицын, который является почётным нашим настоятелем, заложил первый камень в его возрождение. Средства собирали всем миром, но тут случился обвал рубля, пришлось обратиться за помощью к объединению «Северсталь». Восстанавливали храм по сохранившимся фотографиям, в 1997-м его уже освятили.
– Это был второй по счёту храм в Череповце?
– Да, второй после Воскресенского собора, где под спудом лежат мощи преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких. Они – ученики Сергия Радонежского. Собственно, с них в древности и началось заселение этих мест. Наверное, их молитва и оградила Воскресенский собор – он всегда оставался действующим. А все другие храмы Череповца были разрушены.
Лариса Витальевна вызвалась показать святыни воссозданной церкви. Внутри храм отделан в древнерусском стиле, с резьбой по дереву.
– Иногда спрашивают, зачем мастера вырезали здесь фигурки лесных животных, – заметив мой интерес, говорит староста. – И приходится объяснять, что и Сергий Радонежский, и Серафим Саровский жили в лесу рядом со зверями, кормили их с рук.
– А эта фигурка что означает? – показываю на изображение кентавра.
– Эта? Просто мифологический зверь, во времена Древней Руси его часто изображали. Означает же следующее: всякое дыхание да славит Господа.
Староста показала иконы, с которыми, несмотря на молодость новопостроенного храма, связано уже много историй:
– Вот этот образ Николы Чудотворца подарил нашему приходу ректор Череповецкого пединститута, где я училась, Николай Александрович Ёрохов. Он академик, доктор технических наук, был одним из самых молодых ректоров педагогических вузов СССР. До самой смерти возглавлял в Законодательном собрании Вологодской области комитет по образованию и культуре, многое сделал для сохранения русских традиций. Эту икону передал на вечное поминовение, спустя несколько лет умер от инсульта. Упокой его душу, Господи.
А эту подарил питерский священник Александр Шубин. До революции в нашем храме была икона с частицей мощей святого Пантелеимона, которую здесь очень почитали и с которой традиционно 9 августа ходили крестным ходом. При советской власти её утратили. Узнав об этом, отец Александр – наш земляк, он родился в Череповце – решил передать нам такой же образ с частицей мощей целителя Пантелеимона. Можно сказать, от себя оторвал – ведь этот образ ему подарил перед смертью его духовник, афонский старец. Так повторно обрели мы эту святыню.
Есть у нас и признанные чудотворные иконы, Иверской Божией Матери и святителя Спиридона Тримифунтского, и такие, о чьих чудотворениях знают немногие череповчане. Вот, например, образ святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Однажды пришли к нам две сестры, плачут: их мама лежит в реанимации Северсталевской больницы, уже не дышит, но аппарат искусственного дыхания пока не отключают – на что-то ещё надеются. Отец Георгий Трубицын говорит мне: «Возьми икону святителя Луки, съезди с ней в реанимацию, помолитесь там». Так и сделали. А через некоторое время узнаю, что женщина полностью исцелилась.
Позже сама болящая рассказывала: «Я лежала без сознания, ничего не помня. Но вдруг вижу: заходят люди, мои дочери. Икону вижу вот эту, она вся сияет. И как её ко мне приложили… Тут я поняла, что могу дышать». В клинической смерти она всё видела и ощущала. Пришла в себя и быстро пошла на поправку. А затем мне рассказали, что всей семьёй на двух машинах они ездили в Симферополь, в Свято-Троицкий монастырь поблагодарить святителя Луку. Что поразило наших земляков: мощи святителя благоухают даже из-под стекла, которым прикрыта рака… Но пойдёмте в нижний храм, там тоже есть что показать.
Нижний, Успенский, храм используется в основном для крещений, венчаний и отпеваний, причём здесь не только отпевают, поддерживается и старая традиция всю ночь читать над гробом Псалтирь. Проходим мимо огромной мраморной купели к иконостасу, Лариса Витальевна просит алтарника вынести из алтаря напрестольную икону Рождества Христова – с частицами мощей Вифлеемских младенцев.
– Перед ней мы молимся за детей, – объясняет староста. – Ходили с ней в крестный ход по городу против абортов, в Великий Устюг по просьбе тамошних прихожан возили.
– А как к вам частицы мощей попали?
– Вместе с частичками Животворящего Креста их привезла из Иерусалима одна череповчанка, монахиня Серафима. Она трудилась в Свято-Покровском монастыре, где мощи матушки Матроны, после чего вернулась в Череповец, на родину. Преподавала в нашей воскресной школе, а потом по благословению отца Георгия уехала на Святую Землю. Подвизается в Горненском монастыре, там у неё домик свой. И так совпало, что её обитель и наша воскресная школа связаны с Царской Семьёй. Главный горненский храм строила Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, считала это делом всей своей жизни. А наша школа носит имя Анны Демидовой, череповчанки, которая была принята в Царскую Семью и вместе с ней расстреляна в доме Ипатьева. Давайте ещё одну икону покажу.
БИСЕР И МИРО
– В 2000 году, когда в России прославили Царственных мучеников, художница Людмила Толоконцева написала икону Царской Семьи, а Татьяна Власова вышила её бисером. Обе мастерицы – преподаватели нашей воскресной школы, – продолжает староста храма. – Возили мы её на выставку «Православная Русь». Всем понравилась, даже просили продать за большие деньги. А нынче летом произошло следующее.
Решили мы на автостоянке, что перед храмом, провести благотворительный праздник «Белый цветок» – в честь 400-летия Дома Романовых. Благо этот праздник придумал сам Царь Николай II в 1910 году – по его предложению в такой день общественность по всей империи покупала букеты белых цветов, а вырученные деньги шли на дела милосердия. Мы этот порядок немного изменили: живые цветы заменили искусственными белыми цветочками, которые можно приколоть к одежде и носить. Был молебен в храме, затем икону сняли с аналоя и вынесли на площадку, где проводился праздник: концерт, ярмарка и так далее. Подхожу к иконе и замечаю какие-то потёки на ней. Подумала: «Что ж её не вытерли-то?» Присмотрелась, а она мироточит. Все это видели, и масляные потёки на ней до сих пор видны.
– Много горожан на праздник пришло?
– Сотни человек. Был и мэр города, купил букет бумажных цветов. Пятнадцати семьям, которых определили заранее, мы вручили гуманитарную помощь, и ещё люди подходили, одаривали их. Вели это мероприятие мы с отцом Александром и рассказывали в основном об Анне Демидовой, которая на иконе Царственных мучеников не изображена, но должна бы находиться там, ведь она вместе с ними погибла. Ей не раз предлагали покинуть Семью, но она отказалась – осталась верна до конца.
– В Русской Зарубежной Церкви слуги Царя, убитые в Ипатьевом доме, канонизированы вместе с ним, – замечаю я.
– Да, знаю. Не раз мы писали в Патриархию, думали, что при воссоединении Церквей святые автоматически переходят друг к другу. Оказалось, что нужно конкретно каждый случай подтверждать, рассматривать. Тогда мы занялись сбором материалов. Выяснили, что в Череповце живёт родственница Анны Демидовой, вышли и на петербургских её родственников, которые прислали нам некоторые фотографии. В архивах работали, нашли метрики о её крещении в Воскресенском соборе. Собрали разные письменные свидетельства. И подали материалы на канонизацию. Но пока что этот вопрос не решён.
– Демидова была дворянкой?
– Потомственное дворянство Анне Степановне пожаловали уже позже, за долголетнюю и беспорочную службу Царскому Дому. А происходила она из купеческой семьи, которая торговала колбасами, одеждой, имела слесарную мастерскую. Близ Воскресенского собора у них было два двухэтажных дома, и мы выяснили, что прадед Демидовой служил старостой этого собора. Демидовы много сделали для Череповца. Один из них был ближайшим другом и соратником городского головы Милютина
(о нём «Вера» писала в очерке «Памятник на берегу» в № 722, декабрь 2014 г.). Отца Анны, Степана Александровича Демидова, выбрали гласным Череповецкой городской думы и председателем «Череповецкого общества взаимного от огня страхования». Благодаря его усердию Череповец, состоявший преимущественно из деревянных домов, по своей «горимости» относился «к группе самых счастливых городов России» – так писали проверяющие. Брат Анны, Степан Степанович, также преуспел в общественных делах, был известным меценатом, учредителем и содержателем в Чероповце Дома трудолюбия, училища и бесплатной столовой для бедных.
– А как Анна Степановна попала в Царскую Семью?
– Окончив Череповецкую гимназию и получив аттестат домашней учительницы, она продолжила образование. Сведения несколько разнятся, но всё говорит о том, что дальше она училась при Леушинском монастыре, чьё подворье находилось рядом с домами Демидовых. В самом Леушино игуменья Таисия открыла Учительную женскую школу, которая впервые в России давала девочкам из семей духовного сословия и крестьян образование по программе, сходной с курсом Института благородных девиц. В начале ХХ века эта школа стала главным источником педагогических кадров для северного края – Новгородской, Вологодской и Ярославской губерний. При ней действовали рукодельные классы, и вот здесь Анна Демидова очень хорошо себя проявила – её работы по вышивке занимали первые места. На выставке в Ярославле их заметила Императрица Александра Фёдоровна, которая знала толк в вышивке, и пригласила девушку к себе во дворец, предложив место камер-юнгферы. В штат её зачислили в 1898 году, определив к комнатам Императрицы.
ВЕРНАЯ РОССИИ
– Камер-юнгфера – это что-то вроде гувернантки? – спрашиваю Ларису Витальевну.
– В словаре даётся такое определение: «Девушка, присутствующая при одевании государыни». Но обязанности, конечно, не ограничивались заботой о гардеробе. Известно, что Анна Степановна учила великих княжон шитью, вышиванию, вязанию и прочему рукодельному мастерству. Ещё купеческая дочь из Череповца прекрасно музицировала на фортепиано, знала несколько иностранных языков, была элегантна и образованна. Она быстро подружилась с царскими дочерьми, а с годами стала как член семьи. Во всяком случае, обедала за одним столом. Романовы её очень любили, что видно по их письмам и дневниковым записям. Особенно тепло к ней относилась самая младшая княжна, Анастасия, которую Анна Степановна воспитывала с младенчества.
– В Череповце знали, что их землячка приближена к Царствующим особам?
– Конечно! Уже в наше время старая няня племянника Анны Степановны как-то спросила его повзрослевшую дочь: «Ты знаешь что-нибудь о другой своей бабушке, Анне Демидовой? Нет?! А я помню, как она приезжала в Череповец в 1907 году. Народ её встречал. Стояли вдоль дороги от вокзала до самого дома…» Вот так народ почитал всё связанное с Государем всея Руси.
– Вы сказали, что после революции ей не раз предлагали покинуть Царскую Семью, а она осталась, – уточняю я. – Это был осознанный выбор или просто слепая преданность?
– Знаете, свой выбор Анна Демидова сделала ещё раньше. Примерно в 1910 году многие заметили, что она вроде как влюбилась в инженера-путейца Николая Эрсберга, будто бы тот предложил ей руку и сердце. Во дворце заговорили о скорой их свадьбе. Став замужней, Анна должна была покинуть Царскую Семью – таковы правила. Но девушка пожертвовала своей любовью, оставшись в Семье. Была ли эта верность слепой? Есть одно интересное обстоятельство…
Сразу, как началась Февральская революция, Анна Степановна отправила в Череповец сестре Елизавете свои личные вещи, в том числе дорогой ей альбом с фотографиями. Кстати, всё это до сих пор хранится в домашнем архиве её внучатой племянницы Нины Алексеевны Демидовой. Что это значило? Оставшись во дворце и отправив свои реликвии на родину, Анна заранее приготовилась к худшему. Покидать Семью она не помышляла. Но тут выяснилось, что свергнутого Императора с Семьёй собираются отправить в Великобританию. И Анна пишет сестре в Череповец, что ни за что туда не поедет. Но когда Семью отправили не за границу, а в ссылку в Сибирь, Анна поехала вместе с ними, хотя её отговаривали. Что мы видим? Это была преданность не просто Семье, а ещё и тому, что она собой олицетворяла, – России. И для православной нашей череповчанки бросить Отечество в беде не представлялось возможным.
Царскую Семью Анна Степановна сопровождала уже как частное лицо, поскольку новая власть упразднила гофмаршальскую часть и приказом народного комиссара имуществ камер-юнгфера была уволена со службы с назначением ей годового пособия в размере 150 рублей. «Солнце взошло, но грустная картина была в минуту отъезда. На балконе стояли все люди и с выражением отчаяния провожали нас», – записала в дневнике Анна Степановна. А вот из дневника Императрицы Александры Фёдоровны, запись сделана уже в Сибири: «Дети штопают постельное бельё с Нютой». Нюта, то есть Анна Демидова, проявила большую практическую смётку, чтобы скрасить быт Семьи. Также из дневника Императрицы мы знаем, что Анна Степановна ходила к мощам святого Иоанна Тобольского «помолиться за всех нас».
Ещё такая деталь. Когда в ночь с 16 на 17 июля 1918 года узников Ипатьевского дома подняли с постелей и повели в подвал, Анна Степановна, несмотря на ужас ситуации и приказ не брать с собой никаких вещей, прихватила две большие подушки – забота о царских детях пересилила страх слабой женщины. В подвале одну подушку она подложила под спину больного Цесаревича Алексея, а другая осталась у неё в руках. И погибли они последними. В мальчика никак не могли попасть, наверное, руки убийц дрожали. А Демидову защитила подушка, которую та держала перед собой.
Один из цареубийц, Кабанов, вспоминал: «Фрельна лежала на полу ещё живая. Когда я вбежал в помещение казни, я крикнул, чтобы немедленно прекратили стрельбу, а живых докончили штыками, но к этому времени в живых остались только Алексей и фрельна. Один из товарищей в грудь фрельны стал вонзать штык американской винтовки “Винчестер”, штык вроде кинжала, но тупой и грудь не пронзил, а фрельна ухватилось обеими руками за штык и стала кричать…» Другой соучастник, караульный Стрекотин, так описывал: «Стрелять в них было уже нельзя, так как двери все внутри здания были раскрыты. Тогда тов. Ермаков, видя, что держу в руках винтовку со штыком, предложил мне доколоть этих, ещё оставшихся живыми. Я отказался, тогда он взял у меня из рук винтовку и начал их докалывать. Это был самый ужасный момент их смерти. Они долго не умирали, кричали, стонали, передёргивались. В особенности тяжело умерла та особа – дама. Ермаков ей всю грудь исколол. Удары штыком он делал так сильно, что штык каждый раз глубоко втыкался в пол».
ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ
– Получается, что Демидова претерпела больше всех?
– Получается так, – соглашается Лариса Витальевна. – Надеюсь, когда-нибудь её и ещё троих слуг причислят к лику страстотерпцев, вместе с Царской Семьёй.
– В Череповце об Анне Демидовой помнят?
– Теперь уже да, знают и помнят. В позапрошлом году наш приход обратился в мэрию с просьбой установить мемориальную доску – и все пошли навстречу: и власти, и общественность, и «Северсталь», оплатившая отливку из бронзы.
– А где её установили?
– На доме Демидовых, в котором Анна Степановна провела детство. Его легко найти на Советском проспекте, бывшем Воскресенском, – к нему вплотную примыкает старинная часовня Преподобного Филиппа Ирапского. Перед тем как установить доску, мы провели большую работу: устроили выставку в центральной библиотеке, в школах провели презентацию, рассказывали о Царской Семье и их верных слугах. На нашем приходе Царских новомучеников почитали ещё до их канонизации, поэтому радостно было, что теперь можно открыто о них говорить.
– А вы лично когда о мученичестве Царской Семьи узнали?
– О Царе я слышала ещё от своей бабушки Аполлинарии. Она была верующей. В школе я нахваталась пропаганды про «Николая Кровавого» и в штыки приняла её слова, что государь-батюшка очень хороший был. Я спрашиваю: «Который – Кровавый или Палкин?» Она: «Не знаю, как какой, но очень хороший. Дед твой у него служил, и Государь ему руку жал». Это она про дедушку Михаила, который семь лет служил в Петербурге солдатом. Царь был таким простым, что приходил в казарму к солдатам и интересовался, как они живут. Мне бабушкины слова запали: ну раз Царь сам за руку с дедом здоровался, значит, что-то не то, какой же он «кровавый». А потом про Царя я узнала, учась в Череповецком институте на филфаке. Декан мне тогда сказала, что всю Царскую Семью убили. Это же тогда скрывалось. Я очень удивилась. А потом, когда увидела портрет Царя, поняла, что такой человек не может быть плохим. И когда узнала про Анну Степановну, череповчанку, то сразу как-то всё связалось.
– Вы коренная череповчанка?
– Да, по обоим родителям. Со стороны матери семья имела три обувных фабрики. Хотя это громко сказано – фабрики. Городок-то был маленький, и на одной фабрике могли работать два-три мастера, кустарное такое производство. Позже их раскулачили. А по линии отца и дедушки, которому Царь руку жал, – род мой из деревни Чернево, что под Череповцом. Простые крестьяне.
– А после института вы где работали?
– Оказалась в Грузии, там учила детишек в школе. Затем домой вернулась. Тогда уже стала думать о смысле жизни: ведь если нет жизни вечной, нет Бога, то что наша жизнь? Поступила на заочные катехизаторские курсы, чтобы больше узнать о православии. Тогда же отец Георгий пригласил меня работать. Начала я с мытья полов – в церкви ведь всякий труд почётный, во славу Божью. И знаете, было радостно в храме пол мыть. Потом стали мы создавать воскресную школу. Начали со сборки стульев, отовсюду доставали разнокалиберную мебель. А сейчас у нас оборудованные классы в новом здании, 370 детей, не считая взрослых учеников.
– Как вы о Царе детям рассказываете?
– Говорю, что Государь – это помазанник Божий.
– И они понимают?
– Детки, даже самые маленькие, очень чуткие. Потому что их сердечки ещё не забиты грехом, и слова о святости ложатся как на чистый лист, золотыми буквами отпечатываются. «Поставлен Господом управлять народом» – взрослому смысл этой фразы надо долго объяснять, давать обоснования, приводить примеры из Библии. А детям можно просто сказать: «Царь – это отец. Вот у вас есть папа, и у русского народа есть отец». Он прославлен в лике святых, поэтому, как Государь, по-прежнему заботится о своём народе, на Небе молит Господа за нас.
А ещё можно показать фото Царской Семьи и спросить: «Они вам нравятся?» Дети отвечают, что нравятся, – ведь и вправду лица там хорошие, всё так благородно. Затем рассказываем детишкам, что царские дочери постоянно трудились, не были белоручками, а во время войны вместе с самой Императрицей Александрой Фёдоровной работали сёстрами милосердия в госпитале. Нечистоты убирали за ранеными солдатами, выносили отрезанные конечности, ничем не брезговали: ни гноем, ни кровью. Это вообще в мировой истории случай беспрецедентный, чтобы Августейшие особы были простыми медсёстрами.
Ещё детям нравится история про княжну Ольгу, старшую царскую дочь. Достигнув возраста, когда полагается получать деньги на карманные расходы, она стала их копить, а потом накопленное потратила на помощь ребёнку-инвалиду. Отдала их родителям мальчика, чтобы они отвезли его в Крым полечить и чтобы он научился там ходить. Дети очень живо такие факты воспринимают, и видно, что у них появляется образ для подражания.
А для чего нам даны святые, мученики, исповедники? Чтобы по ним сверять свою жизнь…
* * *
В Череповце я был проездом – всего лишь зашёл в храм, приложился к иконам, поговорил со старостой, ненадолго оторвав её от дел. Но от этой встречи остался дорогой мне подарок – цветок, сшитый из белоснежного шёлка. По сей день его храню. Память…
ФОТОГАЛЕРЕЯ
к публикации
Добавить комментарий