Яблоко раздора

М. Сизов_1Этот фразеологизм многие выводят из библейской истории – мол, яблоко, сорванное с запретного древа, внесло раздор в отношения между Богом и человеком. На самом деле корни у фразеологизма восходят к древнегреческому мифу. Будто бы мстительная богиня Эрида подбросила золотое яблоко другим богиням, и те, став его делить, так разругались, что в итоге, после цепи событий, случилась десятилетняя Троянская война. Примечательно в этой истории другое: воевать пришлось одним, а спровоцировали войну совсем другие персонажи.

А теперь факты – или то, что выдают за факты. По СМИ разнеслась весть: в Москве в день Яблочного Спаса полиция оштрафовала православных за… пение молитвы «Царю Небесный». Ситуация абсурдная, в голове не укладывается. Но отмотаем цепочку событий назад. Накануне по решению суда было приостановлено строительство православной часовни на территории парка «Торфянка». И когда люди там собрались, чтобы отпраздновать Преображение Господне (в программе значились концерт, народные гулянья), власти были настороже. Открывая праздник, народ запел «Царю Небесный» – и какой-то ретивый полицейский принял это за не согласованное с властями богослужение «при проведении публичного мероприятия». В итоге – штраф в 10 тыс. рублей.

Что же довело до такого абсурда? Вопрос по храму можно было решить мирно. Но вмешалась некая группа активистов. «Печально, что в нашем городе есть люди, которые пытаются столкнуть москвичей друг с другом, – прокомментировал архиепископ Егорьевский Марк. – Ведь на самом деле ситуация глубже, чем просто спор между местными жителями о сохранении парка «Торфянка». Людям, подстрекающим жителей выступать против храма, не нужен парк. В большинстве своём они и не живут в этом районе». Что это за люди? Лица их мелькают на протестных митингах в разных концах города. Если за ними стоит какая-то организация, то она может записать в свой актив: ей удаётся ссорить не просто москвичей, а Церковь и государство.

Так что вроде бы всё, как в древнегреческом мифе: есть нехорошие персонажи, они и мутят воду. Но если бы жизнь была так проста…

В Петербурге раздор между Церковью, властями и горожанами едва не произошёл при содействии людей, искренне желавших помочь Церкви. Инициативная группа во главе с местным депутатом внесла в горизбирком предложение провести референдум: передавать или нет в пользование епархии Исаакиевский собор. Сославшись на неувязки в документах, избирком ответил отказом. А если бы референдум состоялся? Как бы, например, проголосовал я?

С одной стороны, в храмах должна быть молитва – это однозначно. Но смущает вот что. Исаакиевский собор – огромный, по высоте (101,5 м) он второй среди всех существующих православных храмов, выше только московский Храм Христа Спасителя. Для сравнения, высота знаменитой константинопольской Айи-Софии – 55,5 м. Понятное дело, Исаакий всё время заполнен туристами, по посещаемости он уступает лишь Эрмитажу и музею в Петергофе. Это постоянный доход в казну. Откажется ли город от денег в пользу епархии, да ещё при условии, что реставрацией и поддержанием здания придётся заниматься ему?

И это притом что в Исаакиевском соборе давно уже совершается молитва. В расписании на август значится 39 богослужений, в том числе 21 Божественная литургия. «Да, там сегодня идут богослужения, я сам был на литургии в Исаакиевском соборе, – высказался на этот счёт игумен Феофилакт (Безукладников), наместник Новоиерусалимского монастыря. – И это можно сравнить с тем, как батюшки служат, например, в тюремном храме: пришли, два часа отслужили – на выход!» Конечно, он прав. Но Исаакий и не был никогда обычным приходским храмом. Французский зодчий Монферран строил собор конкретно для русского царя, по его заказу, о чём свидетельствует барельеф на портике с надписью: «Господи, силою Твоею возвеселится царь». И хотя собор считался кафедральным, находился он в ведении Управления церквей царского Двора. Кто теперь наследник? Государство или Церковь? И как решать этот вопрос – юридически или по-человечески? Директор музея говорит: «Мы понимаем, что приходу надо как-то жить, а священнику – выплачивать зарплату». И в храме действует церковная лавка, где, помимо свечей, продаются книги, ювелирная продукция и даже сувениры. Никаких процентов с продаж и арендной платы музей не берёт. По-человечески? Вроде да.

В общегородской дискуссии приводились разные доводы. Лично меня тронуло: мол, сейчас собор свободно посещают люди разных конфессий, в том числе атеисты, а ведь они через собор тоже к Богу приобщаются. Звучит это наивно. Но, помню, в студенчестве я тоже был далёк от Церкви. И произошёл такой случай.

На первом курсе снимал я комнату близ Театральной площади в вороньей слободке, писал там рассказики об окружающей кафкианской реальности. И так увлёкся, что две недели не появлялся на факультете. Захожу – а там на стенде приказ о моём отчислении. Трагедия вселенских масштабов… Иду обратно пешком мимо Исаакиевского собора. Медленно-медленно падает пушистый снег, словно срываясь с главы каменного исполина. Тихим светом теплится золотой купол Исаакиевского собора, и кажется, там есть Кто-то живой… Была ли это молитва? Я ведь даже «Отче наш» не знал. Просто стоял перед Божьим храмом. Когда двинулся дальше, то на душе было спокойно, словно меня и не отчислили. Сей прискорбный факт просто вылетел из головы, как несуществующий. Прошла неделя. Прихожу на факультет – а там новый декан. Из-за последовавшей после смены начальства реорганизации про меня забыли, и приказ об отчислении где-то затерялся.

Наверное, у каждого петербуржца есть что-то своё личное, связанное с Исаакием. Храм этот особый. И будь референдум, ещё не известно, как бы проголосовали горожане. Но что однозначно – в нынешних условиях он точно бы внёс раздор в отношения между Церковью и обществом.

Пока же в Питере за молитвы никого не штрафуют. Яблочный Спас встречали всем городом. После храмовых служб на площади Искусств были народные гулянья, людям раздали две тонны яблок сорта «Слава победителям». Яблоки были освящённые.


Оглавление выпуска     Следующая публикация →

Добавить комментарий