Русский выбор
В этом году мы отмечаем 1000-летие памяти святого равноапостольного князя Владимира. Даже школьники помнят историю о том, как он выбирал для Руси веру. Так что сегодня есть повод задуматься, как развивалась бы история России, если бы избрала она в лице Владимира не православие, а католичество или мусульманство. Мне могут возразить, что история не знает сослагательного наклонения. И всё же пофантазируем. Представим, что всё пошло бы по наилучшему сценарию.
Избери мы римскую веру, не было бы тысячелетнего противостояния с Европой, интенсивней бы развивался культурный обмен, поддержка папства помогла бы решить множество проблем. Это не избавило бы нас от монголо-татарского ига, но имелась у этого нашествия и оборотная сторона. То, что границы нашей страны во многом совпали с территорией распространения Орды, от Балтийского моря до Китая, вовсе не случайность. Монголы сформировали некий ареал, нишу в пространстве, которую мы унаследовали. После того как Орда ослабла, русские огнём и мечом прошлись бы по татарам, казахам и прочим народам, ведь католицизм слишком нетерпим, чтобы с кем-то ужиться. Во всяком случае, таким он был раньше.
Что дальше? Безболезненно поглотили бы Польшу, регулярно погружавшуюся в хаос. В итоге Россия могла бы стать лидером Европы, простирающейся от Атлантического до Тихого океана. Скорее всего, стране удалось бы избежать революции, совершённой западниками. Окажись Россия католической, западничество у нас просто не возникло бы, мы сами были бы Западом. Возможно, однако, нам пришлось бы пережить чреду гражданских войн, связанных с разделением на католиков и протестантов. Но Россия, подобно Германии, вышла бы из этой драмы окрепшей.
Интересно всё могло сложиться и в случае, если бы мы выбрали мусульманство.
Россия стала бы самой сильной страной мусульманского мира, безболезненно вобрав в себе Булгарию, Среднюю Азию, Кавказ, а впоследствии, надо полагать, и Османскую империю. По численности страна превзошла бы Китай. Разрыв с Западом, технологическое отставание, наверное, надолго бы затормозили наше развитие. Но за 19–20 столетий можно было бы наверстать упущенное, а имея в своём распоряжении большую часть мировых запасов нефти, диктовать и условия всему миру. Ну и ещё, представьте себе Россию без пьянства, без детских домов и неуважения к старикам. Не такая уж и мрачная картина?
При этом нужно понимать, что и католическая, и мусульманская Россия во многом осталась бы собой, может быть, и называлась так же. Ментальность славян осталась бы славянской, меняя под себя веру. Ведь и православие русское отличается от греческого довольно заметно.
Вместо этого мы в десятом веке от Рождества Христова связали себя с умирающей Византией, которую вскоре сокрушили крестоносцы, а затем окончательно разрушили турки. В результате – сиротство: мы остались вне двух самых мощных цивилизаций той эпохи – европейской христианской и восточной мусульманской. Остались один на один с враждебным миром и пожинаем плоды этой враждебности по сей день. Сегодня снова горит Восток и снова Запад ополчается на нас. И множество россиян ненавидят свою родную страну за то, что она сделала когда-то тысячу лет назад неверный, как им кажется, выбор. Западники наши, конечно бы, предпочли католичество, вот почему среди них распространена лютая ненависть к православию.
Так какая же из этих картин предпочтительней: великая мусульманская Россия или великая европейская? Нет, они мне противны настолько, что лучше смерть, чем это. Не потому, что мусульманство – фанатики, чадры, «сонный Восток» и так далее. Даже турецкое или татарское понимание ислама вполне приемлемы, а русское наверняка было бы ещё ближе нам нынешним. Но стань Россия мусульманской – не возникли бы русская культура, великая литература. В Османской империи, наиболее похожей на Российскую, они не сложились, так что и нам пришлось бы обойтись.
А если говорить об очевидных потерях, то, стань Россия католической, и не было бы истории русской святости. Жизнь в Ирландии или Англии, в Чехии или Венгрии, в Германии или Италии вполне приятна, заметно комфортнее нашей. Но вот я пытаюсь вспомнить польских, немецких или литовских святых. Вспомнил только Кунцевича, который жестоко преследовал православных, за что был убит доведёнными до отчаяния белорусами. То есть святые на Западе, конечно, есть, но институт святости там как-то необязателен. И не было бы у нас, выбери мы католицизм, ни Бориса и Глеба, ни преподобных Сергия и Серафима, ни матушки Ксении и праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского. Да и Пушкина с Достоевским тоже, ведь русская литература – голос православной души, и был он, этот голос, величественен и прекрасен.
Так ошиблись ли мы с выбором?
Попробуем взглянуть со стороны. Вспоминаются слова министра юстиции Италии Роберто Кастелли, который зимой 2004 года произнёс: «Европа является старым миром, который всё больше напоминает мне Римскую империю времён заката. Мы стары и лишены энергетики. Я думаю, что спасение для христианства может прийти только из России, от народов православной веры». А задолго до него крымско-татарский интеллектуал, просветитель и политик Исмаил Гаспринский пожелал российским тюркам «нравственного обрусения» – речь, конечно, шла не о том, чтобы научиться пить водку, а о тихом свете православия, который сделал русских русскими, о любви к правде, высоких стремлениях.
А если взирать на Русский путь изнутри, то светлой памяти митрополит Антоний Сурожский полагал, что богоизбранным становится не тот народ, который возвышен, а тот, который унижен и тяжелее всех страдает. Так что же дорого в нашем выборе? Что мы приняли то, что Господь нам предложил: крестный путь, мысль о котором, стоит обернуться на наше далеко не весёлое прошлое, почему-то наполняет меня счастьем. Вижу я сотни родных лиц: святых, литераторов, воинов, крестьян, лица родных и друзей и тех дивных людей, встреча с которыми даёт силы жить. Нет, мне не нужно другой истории, слава Богу за любовь и милость к нам, за светлую мою Родину.
Оглавление выпуска Следующая публикация →
Сегодня Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Помощи Божией и мудрости житейской.
Спасибо, Владимир, Вы – способный журналист. Используете известный прием: сначала выдвигаете обратную точку зрения, чтобы потом с ней полемизировать. Зачем? Для воображаемой полемики с «подобной публикой», которая не читает газету? Посыл способен задеть чувства читателей – государствообразующего народа вкупе с коренным населением России. Сможете назвать примерное множественное число достоверно известных Вам, сколько знаете конкретно «россиян, ненавидящих свою родную страну»? Т.е. тех, кто считает Россию своей Родиной, родной страной, не «этой страной».
Мне 61 год. Ни одного не знаю. Моя бабушка говорила: за столетия на долю каждого поколения русских людей выпадали войны и лишения, и многочисленные. Нам ли не потерпеть за правду?
России давно пора из трех дорог (на запад) выбрать дорогу автаркии…
Другого пути нет для сохранения независимости и неделимости родной страны. «Санкции» – а по сути шантаж – этому и послужат. Если правильно «относиться к такого рода трудностям».
Вас, Ваших коллег и однокурсников уважаю по публикациям в «Благовесте» и «Вере», давняя подписчица. Думаю, и Вы цените их давнюю дружбу и студенческое братство. Простите, не знаю Вашего отчества. У журналистов не всегда принято именовать себя полностью, в отличие от педагогов. Желаю Вам мирного устроения духа и бережного, честного и непредвзятого отношения к истории России.
«Умом Россию не понять…» «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…»
С уважением к газете «Вера» и Вашим, Владимир, журналистским трудам, Татьяна Константиновна
Татьяна, вам очень повезло, что вы незнакомы с теми россиянами, которые ненавидят свою страну. К сожалению, мне приходится сталкиваться с подобной публикой постоянно. Что самое печальное, это не какие-то отшельники, а немалая часть нашей интеллигенции, общественных активистов. Явление это не новое, еще Пушкин иронизировал над современниками, которые взяли за моду устанавливать у себя статуэтки Наполеона. Таких было довольно много. Немало места уделено подобной публике и у Достоевского. То есть проблема существует, не я ее выдумал. Мой текст – это как раз ответ на обвинения подобных людей, что Россия выбрала неправильный путь, приняв православие. Как вы можете заметить, прочитав текст, я придерживаюсь другой точки зрения. Относительно санкций. Одним из следствий их воздействия, является довольно существенный рост цен, рост ВВП практически остановился. Мы можем, конечно, делать вид, что ничего подобного не происходит. Но мне думается, нужно другое – понимание, почему подобное происходит, и как мы должны относиться к такого рода трудностям.
…ненавидят родную страну… Очень “резиновое”, пространное и не понятное сочетание слов (“родную страну” – кстати ну очень привлекательное сочетание слов для так называемых политиков разных мастей)… Опять же повторяюсь -Родина и государство – суть вещи разные. Если я обожаю свою Родину (поля, леса, реки, закаты и рассветы на Родной земле, ушедший в мир иной мой род … – как-то так …), то при чем здесь страна, то есть “государство” с так называемой вертикалью власти (и стоящими у власти “говорунами”, “говорящими” на все “лады”, чего-то там обещающими, про себя 100 % не забывающими и 100 % забывающие про простое население (не потому-ли продолжают вымирать русские деревни – “русская душа” – и простое население) и тем не менее продолжающими “говорить” и “обещать” и т.д. и т.п.) прочими “юридическими” “прибамбасами”, которое или которые выражают (“грубо выражаясь” или по другому – в первом приближении) – чьи-то интересы, но явно не интересы простого или по другому ( а может и по третьему … и так далее…и тому подобное…) не квалифицированного населения (“народ” – любимое понятие так называемых политиков или как их там)…
Кстати, вопрос – а как можно ненавидеть деревню в которой ты бегал в детстве босиком, речку, на которой ты рыбачил, лес где-ты собирал грибы, как (повторяюсь) можно ненавидеть поля, закаты и рассветы … ?
Сумбурно, но как-то так…
«Множество россиян ненавидят свою родную страну за то, что она сделала когда-то тысячу лет назад неверный, как им кажется, выбор.» Кто ненавидит? Кто и зачем это утверждает? На основании каких-таких личных выводов? Воспринимаю, как выпад в адрес русских людей, в лично мой адрес. Оскорбление государствообразующего народа, скрепившего другие народы (малые и побольше) под скипетром Белого Царя.
В 6-м классе мы «проходили» этот выбор России на уроках истории под руководством исторички Клавдии Ивановны. В школе мы, ученики, воспринимали в доступных нам подробностях выбор России как единственно верный мудрого князя святого Владимира. Класс был разношерстно интернациональный, а сомнений в правильности выбора не возникало. Поскольку для нормальных людей подтверждением точности прозорливого выбора 1000-летней давности являются факты реальной истории державной России вплоть до сего дня.
Чтобы посеять сомнения у нормальных людей (зачем?), достаточно выразить противоположное мнение на страницах авторитетного издания («Вера» – несомненно, авторитетное издание!). Вот оно: «Множество россиян ненавидят свою родную страну за то, что она сделала когда-то тысячу лет назад неверный, как им кажется, выбор». Анонимные «россияне», анонимная «своя страна», а не реальный волевой князь Владимир… Глупость? Или? Чью точку зрения поддерживает эта невинная фраза?
Еще настойчивый анонимный пример в печати и интернете: «все больше людей ощущают на себе санкции». Ощутили? Вы еще не ощутили? (в скобках: если ощутили – не хотите ли поделиться-возмутиться своими ощущениями?) Глупость? Или? В чем цель таких утверждений?
Владимир, у Вас есть замечательные публикации, есть хороший портрет от 9 июля 2015. Для автора полезная ссылка, (т.к. Россию познаем всю жизнь – «умом Россию не понять»):
https://politkniga.ru/blog/225/ Особенности русской улыбки 10.08.2015 22:39:21
Большим национальным своеобразием обладает русская улыбка – практически она выполняет совершенные иные, если не сказать, противоположные функции, чем улыбка в европейских странах.
С уважением к газете и Вашим журналистским трудам, Татьяна Константиновна
Добрый день.
Родина и страна, то есть государство – суть вещи разные.
Или не так ?