Парад единства

Хронограф

SizovСреди православных праздников день Пресвятой Троицы, наверное, самый многозначный по смыслу и восприятию. Это и день евангельской Пятидесятницы, и воспоминание о ветхозаветной встрече у Мамврийского дуба, и богословское утверждение догмата неслиянности и нераздельности Ипостасей Бога «в вечном движении любви» (по слову св. Максима Исповедника). В народе праздник воспринимается ещё как возрождение природы. А 70 лет назад для нашей многонациональной России он был ещё и днём торжества единства. Именно на Троицу по Красной площади прошёл первый наш парад Победы.

Сейчас пишут, что дата проведения парада определилась тем, сколько времени понадобилось швейным фабрикам Москвы изготовить 10 тысяч комплектов парадного обмундирования. Но день-два тогда ничего не решали, и логичнее было провести парад 22 июня, в пятилетие начала войны. А перенесли на 24 июня, на день Троицы. Случайно? Или победило желание всеобщего праздника, чтобы все – и коммунисты, и православные – были в этот день вместе?

Нынешний юбилейный парад тоже войдёт в историю как символ единства – и государств, и простых людей. Когда я по телевизору увидел марширующих по Красной площади китайцев (помните пугалки про «жёлтую угрозу» и «экспансию китайцев» в Сибири, охотно поддерживаемые  американцами), то почувствовал облегчение. Помню, пять лет назад медвежьи шапки британцев на нашем параде как-то напрягли, а тут наоборот – чувство справедливости происходящего. Во время войны китайцы не держали камня за пазухой, как британцы с американцами, и не предавали сразу после Победы. Мало кто знает, но Китай понёс наибольшие людские потери в той войне. Больше – только у СССР. Собственно, с нападения Японии на Китай Вторая мировая началась, и там же, с разгромом Квантунской армии, она и закончилась.

Радостно было видеть и монголов – вернейших наших союзников в той войне. Почему их раньше на парады не приглашали? Монголия могла отсидеться в стороне, но объявила войну Германии сразу после 22 июня. Лишь недавно с удивлением узнал статистику. США по ленд-лизу поставили нам 665 тыс. тонн мясных консервов («второй фронт», как называли их наши солдаты). А Монголия – почти 500 тыс. тонн мяса. Бедная страна с населением в 800 тыс. человек отдавала последнее, причём не за золото, а в счёт долга и в качестве подарка. В 44-м там начался голод, как в нашем тылу. Шерсти, из которых делают шинели, монголы поставили 64 тыс. тонн, а американцы – 54 тонны. Танков и машин у монголов не было, но они отдали своих лошадей, без которых было бы невозможно вытянуть войну. В 41-м вермахт имел более миллиона голов конной тяги, а Красная армия – вполовину меньше. И Монголия отправила нам почти 500 тысяч коняжек, что стало спасением – больше-то их неоткуда было взять. А когда война перекинулась на Восток, то на фронт пошли все (!) мужчины-монголы призывного возраста.

Мы, русские, конечно, европейцы. Но почему-то азиаты оказались твёрже в верности, чем иные наши «белые братья». Поразителен пример нанайцев. Их, как и другие малочисленные народности Крайнего Севера и Сибири, освободили от призыва на войну. Но они пошли добровольцами. Нанайцы не говорили по-русски, не умели ходить строем и даже армейскую форму не хотели надевать. Командование разрешило им воевать в одеждах из оленьих шкур, и те нашивали погоны на свои малицы. Снайпера были знатные. И, несмотря на малочисленность, внесли весомый вклад в Победу.

Такое вот чувство – радости за всех нас, таких разных и единых, – оставил нынешний парад. А после него на улицы городов и весей вышел Бессмертный полк. Двенадцать миллионов человек с портретами фронтовиков. Такого никто не ожидал. Сейчас пишут, что это бесконечное шествие кого-то на Западе испугало больше, чем военный парад с новейшими танками Т-14. И сразу поступили деньги на пиар-кампанию против этого устрашающего единства россиян. В самом деле удивляет, как слаженно в разных интернет-блогах появились одни и те же фотографии с брошенными портретами Бессмертного полка. Трудно представить, чтобы кто-то после шествия так поступил с портретом своего дедушки. Явный фейк, как сейчас принято говорить, рассчитанный на то, чтобы у людей закрались сомнения: а не был ли этот парад показухой? Запустили в сеть и фотографии выброшенных георгиевских ленточек. Если присмотреться, то видно, что ленты порезаны на мелкие кусочки. Кто-то выбросил обрезки? Или фотограф поорудовал ножницами, чтобы куча из ленточек казалась больше?

Вот кому это надо из наших «белых братьев»? Чего испугались-то? Крепнущего единства страны? Так и хочется сказать: завидуйте молча.

Показательный факт: на Украине 9 мая самым популярным был запрос на просмотр парада Победы в Москве по Интернету  – ведь Российское телевидение там отключено. И это несмотря на антироссийскую пропаганду с преследованием людей, надевших георгиевскую ленточку. Поразителен и поступок главы Украинской Православной Церкви (МП) митрополита Онуфрия и ещё двух архиереев, которых власти Украины пригласили на торжественное заседание парламента, посвящённого 70-летию Победы. Президент Украины с трибуны зачитал список участников так называемого АТО (войны на Донбассе), удостоенных звания Героя Украины. Присутствующие встали в знак почтения, а православные архиереи остались сидеть, вызвав ярость у националистов. Такого единства – на крови братоубийственной войны – пастыри поддержать не могли.

Эти майские дни все переживали по-особенному. В своём личном блоге писатель Сергей Лукьяненко записал:

«Вышел прогуляться… Увидел девушку с юношей. Они шли по переулку, о чём-то своём разговаривая. Шли с шествия Бессмертного полка, с гвардейскими-георгиевскими ленточками, а в руках у девушки были два плакатика с портретами… дедов? Прадедов? Пусть будет – дедов.

Парень с девушкой явно давно говорили о чём-то своём. О том, о чём и надо говорить молодой паре в прекрасный весенний день. Но девушка не опускала плакатики, несла их поднятыми в руках, как на параде, – хотя никого уже не было вокруг, в тихом переулке. И деды шли рядом с ней, глядя на мирную весеннюю Москву, не то провожая, не то охраняя, не то немножко завидуя из своей вечности…»


Оглавление выпуска     Следующая публикация →

Добавить комментарий