Про то, как один крестьянин…

…церковь перенёс

Талантливый у нас народ! Порой один-единственный «мужичишко в армячишке» мог справиться с задачей, над которой всем миром голову ломали. Вот какой был случай незадолго до начала Отечественной войны 1812 года. В Тамбовской губернии, в городе Моршанске, прихожане Никольской церкви решили выстроить каменный храм на месте старого, деревянного. Но когда собрали деньги на постройку, стало жалко сносить старую церковь, ещё довольно крепкую. Что делать? На выручку пришёл рязанский плотник Дмитрий Петров – крепостной крестьянин одной помещицы. Он предложил взять да и… передвинуть в сторону старую церковь. Головой, говорит, ручаюсь, что останется целой и невредимой! Легко сделать это с игрушечным зданием, сложенным из кубиков. А переместить этакую махину – разве возможно? Рассыплется, да ещё народу подавит.

Мы не знаем, как выглядел Дмитрий Петров. Может, был он похож на этого крестьянина, которого изобразил художник Николай Ярошенко

Однако смекалистый плотник знал, что делал. Он велел стянуть церковь железными скобами, а под здание подложить катки – длинные и прочные деревянные балки. По ним-то и двинулся храм на новое место. Не сам, конечно, – сотни рук толкали его сзади. Но едва ли не самое удивительное в этой истории то, что при этом церковь не была пустой. Как говорит исторический источник, она, «наполненная молящимися, оглашаемая пением и колокольным звоном, была сдвинута с прежнего своего места на сорок два аршина, и во время этого движения только крест на верху церкви слегка колебался». Почти тридцать метров проехала церковь и встала на новом основании, будто вечно тут и стояла.

То, что сделал крепостной крестьянин Петров, городничий Моршанска назвал подвигом.

Кстати, через сто с лишним лет, когда в Москве начали строить метро и прокладывать трамвайные рельсы, пришлось передвигать в сторону некоторые дома-многоэтажки, но занимались этим специалисты-инженеры, да и материалы, приспособления были совершенно другие. А тут – «мужичишко в армячишке»!

Интересно, что было это 25 марта – в великий праздник Благовещения по старому стилю. И тут кроется какая-то загадка. Ну не могли же, в самом деле, православные затеять такое грандиозное дело в день, когда «птица гнезда не вьёт, девица косы не плетёт», – работать в святой день считалось большим грехом. А может быть, не случайно именно на Благовещение наметили это событие, считая, что Божья Матерь укрепит и поможет в святом деле? Ведь и в войнах немало крупных битв происходило именно в Божьи праздники – и русский дух одерживал победу. И вторая загадка – почему люди остались внутри церкви, когда её передвигали? Да ещё и песнопения оттуда слышались, колокольный звон раздавался… Может, до того жалко было прихожанам родной храм, что остались с ним: помирать – так вместе! И устоял Никольский храм.

С такими людьми и Россия устояла в войне с Наполеоном.

…и ангела починил

Ещё про одного отважного строителя рассказывают страницы истории. Пётр Телушкин, крестьянин Ярославской губернии, в 1830 году предложил без дорогостоящих лесов починить крест и ангела на шпиле Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге (к тому времени они совсем обветшали. Он изобрёл способ с помощью одной лишь верёвки вскарабкаться вверх по шпилю к основанию креста.

Подъём Петра Телушкина на шпиль Петропавловского собора. Рисунок Ф. Г. Солнцева.

Самым трудным было закрепиться у основания креста. Но каким-то, одному ему ведомым, образом Петру это удалось, верёвка обвилась вокруг креста, и из свободного конца мастер начал вязать петли, получилось что-то вроде верёвочной лестницы. По этой лесенке Телушкин взобрался на шар и спокойно принялся за работу. В течение шести недель его можно было видеть то на крыле ангела, то на перекладине креста, и оторванные листы железа закреплял он так невозмутимо, точно не было под ним 122 метров высоты.

Пётр Телушкин. Эскиз художника Г. Г. Чернецова. 1832 год

А таким увидела Петра Телушкина наша современница, скульптор-керамист Валентина Кузнецова

В Великую Отечественную люди верили, что ангел на шпиле Петропавловки охраняет их город. К тому времени многие уже забыли про бесстрашного мастера, когда-то чинившего его крыло. Но ангел, наверно, до сих пор его помнит.

Золотой ангел – символ Санкт-Петербурга

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий