Цветные стёклышки фотографа Прокудина-Горского

Во славу Отечества

Наша рубрика «Во славу Отечества» задумана для того, чтобы рассказывать вам, ребята, о талантливых людях, прославивших Россию. Больно бывает слышать, что мы, русские, ничего своего не придумали, а умеем лишь пользоваться чужими изобретениями да повторять за другими. Конечно же, это не так. Просто мы до обидного мало знаем о наших славных соотечественниках. Так продолжим же знакомство с ними.

Сегодняшний наш рассказ – о человеке, благодаря которому мы можем из XXI века как бы шагнуть в прошлое и увидеть, какой была наша Родина столетие назад. Сергей Михайлович Прокудин-Горский изъездил всю Российскую империю, чтобы запечатлеть на цветных фотографиях жизнь даже самых дальних и глухих её уголков.

«На цветных? Не может быть! – скажете вы. – Не могло быть в то время качественного цветного фото. Это в фотошопе потом раскрасили». Так же подумала и я, наткнувшись в Интернете на несколько старинных цветных снимков прекрасного качества. А оказалось, они подлинные. Их автора, Сергея Прокудина-Горского, называют пионером цветной фотографии в России. Можно сказать больше: цветных снимков такого качества в его время в мире не делал никто. Если коротко, секрет его метода был в том, что объект снимался трижды, сквозь три разных стёклышка: красное, синее и зелёное. А потом при помощи световых потоков тех же цветов изображение сливалось в полноцветное, точь-в-точь такое, каким было в минуту съёмки.

Прокудин-Горский показывает Царской Семье свой необыкновенный диапроектор. Фото из фильма Л.Парфёнова «Цвет Нации» (2013)

Государь Николай Александрович лично поручил фотографу запечатлеть всевозможные стороны жизни Российской империи и позаботился, чтобы мастеру дали надёжный транспорт. Так что Сергей Михайлович мог выбирать, на чём ему отправиться на съёмки: по суше – в оборудованном под фотолабораторию железнодорожном вагоне, по воде – на небольшом пароходе с командой или на моторной лодке. Но это вовсе не было лёгкой прогулкой. Делать снимки приходилось часто в труднейших условиях, и каждый вечер надо было их долго проявлять в лаборатории вагона. Так продолжалось много лет подряд – с 1909 по 1916 год.

Команда парохода Шексна. 1909 год

Самое ценное свойство его фотографий – подлинность цвета. Вот на рынке Самарканда светятся дыни из полумрака дощатого навеса. Такого «живого» цвета, что сами кажутся живыми! Ещё миг – и разбегутся от своего «пастуха» в белой чалме, что сидит по-турецки рядом, поскачут яркими мячами по улице…

На рынке Самарканда

Или вот: восточный правитель – широкий, как облако – с важностью глядит в объектив фотокамеры; на его ярко-голубом атласном халате виден каждый вышитый цветочек! А вот и живые родные цветы: синие васильки с ромашками в русском поле…

Эмир Бухарский

О том, настолько достоверными были цвета на фотографиях Прокудина-Горского, говорит такой факт. В Эрмитаже решили реставрировать древние вазы, а какого они были цвета, никто не знал. Оказалось, что много десятилетий назад их фотографировал Прокудин-Горский. Удалось найти те снимки и по ним отреставрировать вазы. Уникальные фотографии мастера помогли воссоздать не только вазы, но и храмы, и целые архитектурные ансамбли, разрушенные когда-то по чьей-то злой воле. Так произошло с ансамблем Старо-Голутвинского монастыря в Коломне и со Сретенским собором в Ялуторовске. А ведь больше половины храмов, запечатлённых фотографом, исчезли навсегда с лица земли.

Кремль. Ростов

Белозерск. Церковь Успения

Счастливое стечение обстоятельств, новые технологии и труд очень многих людей – всё это помогло нам увидеть нашу Родину такой, какой она была сто лет назад, не порушенная революцией и войнами.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий