Колокольчик

k_24_poloose_Dyatel

Сказ о дятле

Ребята и взрослые, все вы, конечно, слышали – а некоторые и видеть могли – дятла. Этот лесной доктор – птица довольно скрытная. А почему он «работает» в лесу врачом? – спросите вы, дети. А вот почему. Расскажу вам историю.

Стояла в лесу одинокая Сосна. Прилетел Дятел и сел на неё. Уперся клювом в ствол, лапами крепко уцепился за кору и принялся её долбить. И тут он услышал:

– Что ты делаешь, негодная птица? Зачем ты продырявил мой ствол?

Дятел постучал ещё немного, а потом и говорит:

– Потерпи, тебе это необходимо. Внутри у тебя поселились жуки-короеды, они грызут тебя, делают проходы для своих маленьких короедиков.

– Что ты меня обманываешь, какие такие коро… да ещё еды? И что они у меня внутри делают? Нет у меня никого там. А ну, брысь от меня! Брысь, негодная птица!

Дятел ничего не ответил, расправил крылья, оттолкнулся от сосны и улетел. Сосна сначала обрадовалась. Но радость её была недолгой. Вскоре она и правда почувствовала, что в ней кто-то поселился и этот «кто-то» делает свою невидимую, но разрушительную работу. В тихие дни, когда ветер не раскачивал её ветки и каждая хвоинка замирала, Сосна слышала едва уловимый скрип. «Ой, не нравится мне это “скрип-скрип”, очень даже не нравится! – с тревогой думала Сосна. – Видно, это и есть те жучки, о которых говорил мне Дятел. Если они коро-еды, значит, едят кору! Мою кору!»

И она закричала на весь лес:

– Ау-у-у-у! Лесной доктор, помоги! Прости меня, вылечи меня!

Эхо разнеслось по лесу, Дятел услышал и, как всякий доктор, немедленно поспешил к больной.

– Вылечить-то тебя я вылечу, и на тебя я не в обиде, – сказал он. – Но ты, Сосна, прежде чем резкое слово кому-нибудь сказать, подумай. Злые мысли – они как жуки-короеды: грызут себе потихоньку, а сколько вреда от них! Сердце, изгрызенное злыми мыслями, становится как трухлявый ствол, и нет в нём силы кого-то полюбить.

И стал Дятел дальше барабанить по дереву, но на этот раз Сосна только была рада.

Василий Ульныров, г. Сыктывкар

Откуда берутся болота?

Заметило озеро, что мало-помалу превращается в пруд, и взмолилось:

– Люди! Очистите меня поскорее!

Но люди только отмахнулись:

– Ничего, нам и пруда хватит!

Увидел пруд, что и он начал становиться болотом, и попросил:

– Помогите, пока не поздно!

Опять не послушали его люди.

И вскоре действительно бывшее озеро-пруд превратилось в болото.

Теперь люди ходили вокруг него, увязали и возмущались:

– И откуда только болота берутся?

Добавим к этому: и не только на земле, но и в человеческих душах!

Ключ и замок

pr_14716_img_9630-500x500

Поругались ключ и дверной замок, и никто из них первым мириться не хочет.

«Как это так? – думает ключ. – Без меня этот замок – простая железка!»

А у замка своё мнение на этот счёт: «Сломается этот ключ, и без него мне быстро другой подберут!»

Люди ждали-ждали да и вставили в дверь новый замок.

А старый с ключом осмотрели и ничего не поняли: целый, должен работать. Но – не работает!

И выбросили обоих – ржаветь на помойку…

Монах Варнава (Евгений Санин).
Из книги «Маленькие притчи для детей и взрослых»


Мир вокруг нас

На носу висят кОлёса, чтобы видеть дальше носа

dsc_0208

Многие из нас, друзья, уже в юном возрасте не могут похвастаться зоркостью зрения. И если ни гимнастика для глаз, ни поедание морковки и черники не помогают видеть лучше, приходится нам вооружаться очками. Что поделаешь! – львиную долю информации о мире мы получаем именно через зрение. Поэтому для многих людей очки – предмет первой необходимости. Человечество, как это ни удивительно, познакомилось с ним много столетий назад. А произошло это в… Но обо всём по порядку расскажет нам лупа одной нашей знакомой бабушки, через которую она читает книги и газеты.

– Позвольте представиться: я лупа – увеличительное стекло на ручке. А моя хозяйка называет меня «увлекательное стекло». Наверно, оттого, что книжки увлекательные попадаются. А не было бы меня, до чего бы грустно и скучно жить было бы одинокой бабушке!

А ещё меня, как и всякое другое увеличительное стекло, можно назвать линзой.

Мы известны человеку с глубокой древности. Шесть линз из горного хрусталя, которые нашли при раскопках легендарной Трои, были изготовлены 2500 лет до Рождества Христова! Обломки кристаллов горного хрусталя находят даже на стоянках древних людей – должно быть, с их помощью разжигали огонь от солнечного луча. Известно, что злой император Нерон, мучитель первых христиан, любовался гладиаторскими боями сквозь тонкую сапфировую линзу в золотой оправе, чтобы солнце не мешало.

В сер 14 века

Долгое время люди продолжали пользоваться лишь одной линзой. Первые очки появились в XIII веке в Италии. В это время итальянские стекольные мастера считались искуснейшими в мире изготовителями, шлифовальщиками и полировщиками стекла. И вот в 1285 году мастеру из Флоренции Сальвино Армати пришла в голову мысль соединить две линзы с помощью оправы. Так наконец-то появилось устройство, позволявшее легко и быстро сглаживать дефекты зрения. Этому очень был рад, например, знаменитый поэт Петрарка, живший в XIV веке: с возрастом он стал плохо видеть, и врачи прописали ему очки.

Деревянные очки

Новое изобретение появилось в продаже, предприимчивые купцы тут же кинулись закупать его и вскоре познакомили с ним другие части света. Забавно, но китайские мандарины и вожди африканских племён носили очки… без стёкол, но зато с яркими украшениями – считалось, что очки укрепляют авторитет и придают умный вид. А в одной из летописей упоминается, что правитель небольшого королевства на Малазийском полуострове преподнёс в дар китайскому императору целых десять пар очков. Это был очень дорогой подарок, потому что первые очки были настоящей драгоценностью. И чем важнее была персона, тем крупнее были стёкла. Например, испанские гранды надевали на нос, как знак своего высокого положения, очки с линзами величиной с ладонь.

Французские очки

Кстати, китайцам принадлежит честь изобретения солнцезащитных очков с затемнёнными стёклами – их изготавливали из дымчатого кварца специально для судей. За тёмными стёклами ведь не было видно глаз судьи, а значит, и его отношения к оглашаемому приговору.

Очень долго никто не мог придумать, как же заставить очки держаться на носу. Их держали перед глазами, крепили к обручу надо лбом (линзы могли опускаться на глаза и подниматься) и даже к шляпам.

И лишь в конце XVI столетия догадались привязать к оправе верёвочки, которые завязывалась на затылке, не позволяя очкам слетать с носа. Когда же вместо верёвочек появились дужки, очки приняли свою современную форму.

Чему мы очень рады.


← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление номера

Добавить комментарий