Живой кладезь

Есть ли сейчас старцы?

– Я надеюсь, что есть. Для меня духовным авторитетом был отец Иоанн (Крестьянкин).

Чем характеризуется старец?

Во-первых, послушанием священноначалию. Если какой-то старый священник или монах с большой бородой находится в неподчинении священноначалию, то это старец уже ложный.

Во-вторых, он должен иметь достаточный уровень богословского образования. Он должен обязательно разбираться в церковной догматике, в канонах, не путаться в этих вопросах, потому что это всегда очень важно и востребовано для народа.

В-третьих, он должен, помимо образования, иметь духовный опыт. Бывает так, что на вид священник старый, лет шестидесяти, а посвящён в сан лет семь-восемь назад. И конечно, не имея ещё такого духовного опыта, он не может быть старцем. Хотя жажда старцев у народа огромная. И очень много неопытных священников, и даже не очень добронамеренных, начинают «кронштадтить» (есть такое выражение, оно возникло ещё в начале ХХ века), т. е. начинают изображать из себя тех, кем они не являются. И тем наносят вред себе в первую очередь, а во-вторых, тем людям, которые у них спрашивают совета, потому что советы могут быть самые страшные. Например, не имея медицинского образования, не имея на руках анализов, рентгена, томографии, ОМРТ, кардиограмм, начинают отменять лекарства. Это, говорит, тебе не надо, тебя залечат… И, так сказать, вопреки постановлению Священного Синода, ухудшают здоровье людей, поступают не хуже, чем знахари. Когда кто-нибудь из таких «старцев» начинает проявлять активность, нужно проявлять большую осторожность.

Вообще, старец – это есть пророк Бога Вышнего, который открывает людям Божию волю. Но известно, что в последние времена

(а кто не знает, что мы живём в последние времена?!) все старцы отнимутся, они будут не нужны, потому что люди не могут выполнять их советы. Люди, которые в основном приезжают к таким опытным священникам, обычно желают своей воли, то есть они хотят получить санкцию на то, что уже сами для себя решили. Сомнения какие-то есть, вот он должен утвердиться, и он будет ездить до тех пор, пока от кого-нибудь не получит: «Да, вот так и делай!» А если старец настоящий, он говорит часто и против того, что человек желает.

И потом, бывают вопросы, на которые может ответить любой семинарист, даже не первого курса, а абитуриент. А люди ищут обязательно старцев. Это, конечно, неразумно. Да, бывают сложные истории, а бывают истории, на которые нет ответа. Человек спрашивает: «Что мне теперь делать?» – а он так запутал свою жизнь, что хорошего выхода нет. Любой выход плохой. И если это, конечно, рассудительный священник, из всех двенадцати ужасных вариантов выхода он может выбрать наименее плохой, потому что он смотрит со стороны.

Ну и, конечно, старец наизусть знает Священное Писание. Если он не знает Писание и говорит, как говорил Патриарх Алексий, «от ветра головы своея»… Сам преподобный Серафим говорил: «Когда я от себя говорю, всегда бывают ошибки». Это преподобный Серафим! Это не старец, это один из самых прекрасных наших святых. И вот он так говорил про свои собственные ошибки.

Ответил протоиерей Дмитрий Смирнов

***

– Я думал, что когда мне дадут звание профессора, то мне тут же дар прозрения будет, но не получил его. Так что извините, я не знаю. Но другое знаю: что уже давным-давно – если хотите, 1000 лет и больше – с большой силой предупреждают, что нужно искать не прозорливцев, не чудотворцев, не целителей, нет. Нужно искать тех, кто может дать правильный совет в духовной жизни, потому что, как правило, люди обращаются: «Какую мне квартиру брать: двух- или трёхкомнатную, батюшка?» или «Куда переезжать мне, или не переезжать?» А мне вот хочется обратиться: «Какую гайку мне сделать, батюшка: восьми- или шестигранную?» До чего мы докатились – духовников своих в кого превращаем!

Вы спросите опытного делового человека, он вам лучше подскажет. Не для этого духовники нужны, они нужны для духовной жизни. О чём предупреждают отцы? Что их, когда-то говорили, очень мало. А вот в прошлом столетье уже, например, Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Духоносных наставников нет». Вы скажете: как, а сам он?

А ведь Оптинские старцы, Феофан Затворник, Иоанн Кронштадтский и так далее? Что он пишет? Правда ли? Ах, он пишет: «Боговдохновенных наставников нет». Что это такое? Эти те люди, которые в результате длительного подвига достигли очищения своего сердца от страстей. Он говорит: вот таковых, бесстрастных наставников, нет. И те, кто ищут, – бедные люди, которые не понимают, чего они ищут.

Как же быть? Что, всё пропало? Отвечают и Брянчанинов, и Феофан: наша современная жизнь – жизнь по совету. Великое благо, если вы найдёте человека, который может дать вам мудрый, добрый совет в вопросах духовной жизни на основании святых отцов. То есть надо искать этого человека – искренне верующего, разумного, начитанного в святых отцах, искреннего, и просить у него совета.

А знаете, что дальше стоит? Любопытно, но тот же Брянчанинов пишет: совет можно и исполнить, а можно и не исполнить. Если возникло сомнение, тогда спроси и у другого. И если другой действительно скажет нечто очевидно истинное, то скажи первому: «А вот мне как сказал другой человек», – и если он человек разумный и мудрый, он увидит, что это истина, и скажет: «Ой, спасибо, и я теперь научен этому».

Поэтому надо бежать от только приказывающих старцев, которые порабощают себе людей. А наши глупые вопрошающие, простите меня за такое слово, хотят не совета, а рабства. И бедный тот духовник, который порабощает себе людей, а не относится к ним как к своим друзьям. Не кто-нибудь, а Сам Пастырь Христос что сказал, обращаясь к ученикам? «Не называю вас рабами… но Я назвал вас друзьями». Поэтому, если видите, что тот, кто именуется духовником, уже относится к вам как к рабам, всё ясно.

Другу я не могу приказать. Другу я могу посоветовать, могу настаивать, говорить, что «ты с ума сошёл». Он мне скажет, что я с ума сошёл, только в другую сторону. Но понимаете разницу: разговор с другом или разговор с рабом либо с рабыней?

Нужно искать, в наше время это очень трудно. Но я думаю, что есть люди – священники, монахи, которые могут дать вам добрый совет. Но при этом надо помнить одно: мы все хотим вынуть рыбку из пруда без труда. Издаётся литература. Вас беспокоит этот вопрос – поищите, почитайте, потрудитесь. А мы так хотим, без труда: «Батюшка, как?» Почитайте, литература издаётся, поинтересуйтесь. Что-то непонятно – тогда спросите у батюшки, тогда и он увидит, что вы искренний человек, вы действительно хотите знать.

Ответил профессор Московской Духовной академии Алексей Осипов

***

– Я думаю, если есть такая возможность, то нужно ездить к старцам, только это должны быть настоящие старцы. Не нужно подчиняться легкомысленному любопытству и действовать по принципу: куда народ идёт, туда и я пойду. Но если известно, что есть такой святой человек, то хорошо бы его увидеть.

Почему я ездил к старцам? Знаете, я мало ездил. Я вполне мог побывать ещё у многих старцев-современников. Я мог побывать у владыки Афанасия (Сахарова). Я себе не могу простить до сих пор, что я к нему не поехал. Мне всегда было стыдно, я думал: «У меня есть духовный отец, он мне всё говорит, у меня нет вопросов, которые я мог бы задать ещё и старцу, что я буду старца отвлекать и собой нагружать?» Я поэтому не ехал. А теперь я очень жалею, потому что если есть возможность увидеть святого человека, то никогда не упускайте эту возможность. Это самое дорогое в жизни. Даже хотя бы увидеть его, взглянуть на него, рядом постоять — это самый драгоценный опыт, который поставит всё остальное на место в вашей душе и жизни. Поэтому я и ездил к старцам, когда можно было. Но я спрашивал отца Всеволода: «Можно ли мне поехать к отцу Тавриону?» Он благословлял: «Да-да, поезжай». Он никогда никакой ревности не проявлял и не думал, что я от него хочу уйти.

Я, например, видел прославленного недавно старца схиархимандрита Серафима (Романцова). Это Глинский старец, последние годы он провёл в Сухуми. Это был великий старец, сейчас его на Украине причислили к лику святых. Как я его увидел? Очень просто. Мы летом поехали на Кавказ в путешествие, в конце перешли перевал и спустились в Сухуми, естественно, пришли в храм, а отец Серафим стоял в храме и исповедовал. Вот так я его увидел.

К отцу Серафиму (Тяпочкину) я даже не помню, как мы попали, специально или проездом. Но я о нём слышал от своих близких друзей и решил к нему поехать. Приехал, и там случайно оказались мои друзья – его духовные дети. Тогда ещё молоденькая Наташа, теперь матушка Наталья Бояринцева, подвела меня к отцу Серафиму и говорит: «Батюшка, вот Володя. Мы давно знакомы». Он на меня смотрит и говорит: «Он священником будет, священником». Она говорит: «Володя мне книжки давал читать духовные». – «Ну тем более». Конечно, для меня это запомнилось и много значило. А вопросов у меня не было, я ничего не спрашивал. Но, конечно, такое общение запоминается на всю жизнь.

Ответил протоиерей Владимир Воробьёв


← Предыдущая публикация    Следующая публикация →
Оглавление выпуска

1 комментарий

  1. Наталия:

    Нам повезло, в нашем городе есть свой старец. К сожалению, мы не часто его видим. Иногда кажется, что и проблем особых нет, а он мягко тебе укажет на них. Как-то стала опускать символ веры. зачем одно и тоже повторять? А о.Владимир у меня спрашивает: Символ веры читаешь? Мы ждали ребенка после 3 подряд девочек, старший сын сказал: Если еще одна девочка родится, я из дома уйду, не буду я с одними девчонками жить. Когда в храме подошла к о.Владимиру, он мне сказал: Мальчик у тебя там. Сына обрадовала, что не придется ему из дома уходить, будет у него брат. Можно долго еще приводить такие примеры и со мной и с др людьми.

Добавить комментарий