Между небом и землёй

Валерий Мельников


Почему христианам не следует играть в карты

Та командировка в середине 80-х годов ушедшего столетия в небольшой городок Северного Казахстана, название которого за давностью лет забыл, была в моей жизни, пожалуй, самой скучной и невыносимо тоскливой. Прилетев в степной городок, я в течение двух дней переделал все свои дела, отметил в командировочном удостоверении «прибыл – выбыл» и стал дожидаться рейса самолёта – он прилетал сюда из Новосибирска один раз в неделю. Вид пустынных – без единого деревца – улиц и изматывающий, постоянно дующий суховей не вызывали желания прогуляться, поэтому я в течение пяти дней валялся на гостиничной койке, с нетерпением ожидая вечернего возвращения с работы проживающих со мной двух командированных, чтобы вечером до одури резаться с ними в дурачка. Играть втроём в дурака было несподручно, и когда к нам в номер подселили четвёртого постояльца, мы страшно обрадовались.

Мужчина приехал из какого-то отдалённого селения, чтобы тоже улететь в Новосибирск. До рейса оставались почти сутки. Но от нашего предложения присоединиться к карточной игре он отказался. «В дурачка же», – стали убеждать мы, думая, что он опасается игры на деньги. «В дурачка тем более», – услышали мы в ответ.

В самолёте мы с этим мужчиной оказались рядом. В полёте наш борт, как это нередко случается с небольшими самолётами, попал в сильнейшую болтанку. Ощущения далеко не из приятных. Когда мы вышли из зоны непогоды, пассажиры расслабились, в салоне загудели разговоры. Заговорил и мой молчаливый сосед:

– Вы, наверное, обиделись, когда я отказался с вами за карточную игру сесть. А я на самом деле принципиально в карты не играю. И пришёл к этому, как ни странно, в схожей ситуации, после происшествия в самолёте. Было это лет пять назад. Мы с товарищем летели домой из Москвы с промежуточной посадкой в Омске. И вот, подлетая к Омску, командир, как положено в таких случаях, объявил, что идём на посадку, и попросил пристегнуться ремнями. Но вдруг самолёт стал странно сотрясаться, и мы заметили, что стюардессы как-то нервно засуетились и стали проверять, все ли пристёгнуты. Суета стюардесс и странное потряхивание всех напрягло. Кроме того, обнаружилось, что самолёт кружит над городом и снижаться на посадку не собирается. Потихоньку начала нарастать паника.

Наконец, командир самолёта объявил, что в связи с неполадками в шасси мы будем приземляться «на брюхо», потому при посадке нужно крепче держаться в креслах. Самолёт будет кружить, чтобы выработать топливо, а в аэропорту в это время аварийные службы приготовят полосу для посадки. Пассажиры в страхе затихли, а с одним мужчиной случилась истерика. Он вскочил, стал размахивать руками, что-то громко кричать, а когда стюардесса подошла и протянула ему стакан с водой, ударил её по руке, и стакан отлетел в сторону. Как ни странно, именно этот неприятный инцидент всех немного успокоил – никому не хотелось уподобиться жалкому паникёру. А его успокоил один из пассажиров, крепкий молодой парень. Подошёл, встряхнул и что-то сказал, точнее, процедил сквозь зубы. Мужик сразу обмяк, сел в кресло, пристегнулся и затих. Что сказал ему парень… Может, убить пообещал.

Ну а мы с товарищем решили, пока самолёт кружит, отвлечься игрой в карты. Откинули крышку у расположенного впереди кресла и начали играть. А в нашем ряду сидел ещё один пассажир – мужчина средних лет. И вдруг он нашу колоду молча сгребает со столика, всё это бросает в кармашек кресла и протягивает нам два листочка с отксерокопированным текстом. «Читайте!» – говорит. Так впервые в жизни я прочитал 90-й псалом «Живый в помощи Вышняго». Ситуация была настолько критической, что мы и спорить не стали, даже обрадовались такому раскладу. И читали минут двадцать: от начала до конца и снова от начала до конца.

Тряхануло нас при посадке капитально, но всё обошлось. В аэропорту нам предложили либо подождать другой рейс, либо отправиться до Новосибирска поездом. Мы с товарищем и соседом по самолёту решили добираться домой более надёжным – наземным – транспортом, тем более что соседу ехать на поезде оказалось даже выгодно, так как состав держал путь через нужную ему станцию. И вот, расположившись в купе, мы с товарищем, чтобы скрасить дорогу, решили перекинуться в карты. Тут обнаружилось, что карты так и остались в самолёте. В ответ на наши укоризненные взгляды сосед поведал нам историю возникновения игральных карт.

«Карточная игра – изобретение древнее, – рассказал он. – Есть предположение, что родилась она в Египте и первоначально на картах изображались небесные светила. Проникновение карточной игры в страны Ближнего Востока совпало с распространением в них христианства и яростной борьбой старых религий с религией новой. Борьба эта была разнообразна – от кровавых гонений до высмеивания христианских святынь. В связи с последним египетская карточная символика и трансформировалась в современный вид. Появились карточные масти: “трефы”, “вини”, “бубны” и “черви”.

Этимология слов, обозначающих карточные масти, в различных справочниках либо вообще не приведена, либо изложена довольно невнятно. Много споров вызывает происхождение названия масти “трефа”: возможно, произошла она от слова “трефоль” – название растения трилистник, а возможно, как утверждал Владимир Даль в своём словаре, и от слова “треф” – “поганый”, “не кошерный”. В простонародье же трефовую масть называют “крестями”. Многие христианские исследователи так и считают, что трилистник, изображённый на картах этой масти, есть не что иное, как символ креста, на котором был распят в Иудее Иисус Христос. Связаны со страданиями Христа и остальные масти. “Пики” – копьё, которым был прободён Иисус. “Черви” – губка на трости, наполненная уксусом, поднесённая Ему воинами. “Бубны” – четырёхугольные шляпки кованых гвоздей, которыми были прибиты руки и ноги Спасителя.

Так что получается, что, швыряя карты на стол, игроки насмехаются над страстями Господними. Грех, к сожалению, многими не осознанный. А если учесть, что абсолютное большинство россиян, играющих в карты, являются христианами, то становится понятно, отчего у такой популярной в православной России карточной игры в дурака столь символическое название».

Вот такую историю мы услышали от нашего попутчика. Откровенно говоря, в то время на меня лично она особо сильного впечатления не произвела. Но когда через три года я крестился в православной церкви, то, вспомнив эту историю с самолётом, выбросил в помойное ведро домашние игральные карты. С тех пор никогда в них не играю.

* * *

Этот рассказ об игральных картах отпечатался в памяти. Спустя несколько лет я тоже принял крещение; как и мой тогдашний попутчик, я выбросил карты и с тех пор никогда их в руки не беру.


От редакции

Нельзя не согласиться с тем, что игра в карты такое же убийство времени, как и компьютерные игры. Церковь не раз выступала против карт, но главным образом как средства для гадания и азартной игры, многих разорившей. При этом никто из учителей Церкви не упоминал карточные масти в связи с их «антихристианской» версией происхождения. Ведь исторически подтвердить это весьма сложно.

Есть несколько версий происхождения и самих карт, наиболее убедительная из которых утверждает, что карты возникли ещё в Древнем Китае. В Индии на картах изображали бога Шиву, у которого в руках были кубок, меч, монета и жезл. Символизировали они касты. В Европе карты появились в четырнадцатом веке, где были переняты от арабов. Масти тогда изображались в виде мечей, цветов, листьев, лопат, кубков, сердец, бриллиантов, жезлов и так далее. Современный вид они приобрели во Франции. Кстати, «треф» в переводе с французского означает «клевер». Ассоциировались они не столько с крестом, сколько с мечом. Черви, в свою очередь, со щитом, пики – с копьем, бубны – со знаменем и гербом. Добавим, что шляпки гвоздей, которыми прибивали Господа нашего Христа ко Кресту, вовсе не похожи на масть «бубны», как не похожи и «червы» на реальную губку, использовавшуюся в древности.

Означает ли это, что версия, с которой нас познакомил Валерий Мельников, не имеет под собой никакой почвы? Почва есть, просто Египет здесь, по-видимому, ни при чем, тем более что карты известны лишь с двенадцатого века. Дело в том, что то значение мастей, о котором рассказывает наш автор, придумали оккультисты. Они во всём искали тайный смысл и постарались придать картам антихристианский характер. И довольно успешно, ведь от карт и без их придумок исходит немало зла, так что интуиция героев рассказа Валерия не подвела, и христианам, безусловно, брать их в руки не стоит. С другой стороны, едва ли стоит убеждать людей, что оккультный характер карты носили изначально. Доказательств этого пока не найдено.


← Предыдущая публикация    Следующая публикация →
Оглавление выпуска

1 комментарий

  1. Елена:

    Благодарю за статью!
    Версию причастности к попранию христианских святынь во время игры в карты слышала давно. Даже, если это и не совсем так, меня она устраивает, дабы вновь это не вошло в мой дом, даже под видом “дурочка”. В любом случае карты – это зло. .. Давно их нет в моем доме. Зато появился “заменитель” – “господин” интернет. Даже при “добром” применении он порождает сильную зависимость. а это тоже не есть хорошо.

Добавить комментарий