Пить или не пить

М. Сизов_1Давний наш автор, которого считаю другом, написал на днях: «Миша, здравствуй! Надеюсь, ты не подумал, что я окончательно разобиделся и порвал отношения. Это дело неправославное и непродуктивное…» Не сразу понял, о чём он. Вот так, за мельтешением дел, и не увидишь, что кого-то, возможно, обидел. Начинаю вспоминать…

Было это на Рождество. Мы перепечатали фрагменты перевода англоязычной книги «Афонские рецепты». Там говорится о марках вина, производимого на Святой Горе, и что монахи в некоторых монастырях четыре дня в неделю пьют его за едой. Авторы утверждают, что «умеренное потребление спиртного считается одной из причин долголетия монахов Святой Горы». И вот получаю письмо: «Я прочитал последний выпуск “Веры”, и меня неприятно царапнуло… Речь о несколько раз повторенном постулате “о пользе красного вина”. Что это, как не искушение?» Отвечаю ему в том духе, что у нас в старину и соловецкие монахи здоровье вином поддерживали – это как на подводной лодке, где вино в рацион входит, особые, так сказать, климатические условия. Главное – в меру. Он отвечает: «Знаешь, возможно, в ваших широтах дело в глубинке обстоит лучше с выпивкой и дураками. Ваши земляки хорошо понимают, что такое “умеренное потребление” алкоголя. У нас же для многих спасение – полный отказ от употребления, но не всегда “хватает пороху” на это. А тут ещё добрые и умные советчики, особенно “православно-либерального” толка. Нетвёрдо вставшему на путь перемен немного и надо!»

Вот, задел человека. И напутал к тому же – позже нашёл я исследование о соловецком уставе: «Вино на трапезе никогда не предлагается инокам; только в праздничные дни для старейшей братии разрешается употребление винной порции, по благословению настоятеля, в келарской комнате».
Но мы же не монахи?

Эту последнюю весточку от друга я прочитал, вернувшись из железнодорожного крестного хода, посвящённого памяти св. прав. Иоанна Кронштадтского. А там был такой эпизод. В храме-вагоне в сослужении священников совершал молебен епископ Глазовский и Игринский Виктор (Сергеев). По окончании его владыка сказал проповедь, больше похожую на дружеское увещевание:
«Кто-то слышал из вас имя протоиерея Виталия Бакуна?
– Да… Ясиноватая… ДНР, – раздались голоса.
– А слышали его обращение к братьям-пастырям? Он говорит: “Мы с вами, братья-пастыри, в любую минуту можем быть призваны к какому-то умирающему человеку. И если мы не трезвы, то свой пастырский долг исполнить не сможем”. Нам же надо зайти в алтарь, взять Святые Дары, а это грех – их брать руками пьяного».

Далее владыка поделился своим опытом, мол, в любой ситуации можно воздержаться от винопития:
«Знаете, когда стал вопрос о моём архипастырстве, тоже были волнения по этому поводу, что придётся общаться с мирскими, участвовать в разных мероприятиях. Но, слава Богу, оказалось несложно… Может, я придумываю себе, но на том же заседании Священного Синода, где я был избран, была принята Концепция РПЦ по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма. И в тот же день, 25 июля прошлого года, Синод установил праздник День трезвости, который мы все будем отмечать ежегодно 11 сентября. Почему именно праздник? А потому, что трезвость и есть праздник человеку. Бороться с пьянством бесполезно, надо утверждать трезвость в положительном ключе, показывая радость здорового образа жизни. Как это сделать? Мне дан наказ подготовить учебный предмет по трезвости. Если кто не знает – до революции в некоторых семинариях читался курс науки о трезвости. Этому надо учить наших детей, наших внуков… Если у кого есть вопросы, я в 6-м вагоне на 9-м месте».

Владыка собрался уже уходить, и мне пришлось поспешить со своим вопросом. Пока он говорил проповедь, я сообразил, почему он вдруг начал со священника из ДНР. В поезде всё было тихо и чинно, за исключением купе, в котором ехали батюшки из Донецкой и Ростовской епархий. Ну, взяли они на станции несколько бутылок пива, что такого? Просто жизнерадостные люди. И радоваться-то есть от чего, особенно донецким: из войны вдруг попали в мирную страну – чего же не расслабиться? Стрессы ведь надо лечить. Эти свои мысли владыке я не стал излагать, задал другой вопрос, но так получилось, что он ответил и на них. А спросил я про архангельские деревни, мимо которых ехали. Там ведь некоторые совсем спились: не поздно ли учить их трезвости?
– У меня отец тоже из деревни, – ответил епископ Виктор. – И он говорил, что первый раз попробовал спиртное только перед отправкой на фронт. Его отец съездил в город, продал воз сена, купил чекушку – и вот, сколько за столом сидело, на всех эту чекушку разлили.
– А из какой он деревни?
– Это на реке Каме, сейчас той деревни нет, снесли. И он дальше рассказывал. На фронте давали «наркомовские» сто грамм. Солдату – как слону дробина. И делали так: сегодня я выпью твоё, а завтра ты моё, чтобы по двести выходило. И вот его товарищ двести принял, в полный рост встал, а его снайпер раз – и нету. И я, говорит, вообще отказался от этих «наркомовских».
– Почему раньше крестьяне не пили, а сейчас пьют?
– Им некогда было. И ещё умели радоваться жизни без каких-то искусственных стимуляторов. Верующий человек – цельный человек, лишнего ему не надо.

В том же «иоанно-кронштадтском» поезде должен был ехать игумен Феодосий (Нестеров), поскольку в Архангельске он возглавляет общество трезвости имени св. прав. Иоанна Кронштадтского. Пообщаться с ним не довелось, но понравилось его выступление в СМИ 26 июня, в Международный день борьбы с наркозависимостью. Он тоже говорил вовсе не о «борьбе», а вещах положительных: «Стойкий иммунитет к зависимостям вырабатывается только тогда, когда у человека есть сознательная активная позиция по отношению к жизни – то, что называют мировоззрением, убеждениями. Это понимание своего места в мире, своего назначения, своего призвания». Если человек осознаёт свою ценность перед Богом и людьми, то станет ли он так бездарно, упиваясь водкой, разбазаривать свою жизнь?

И вот что теперь ответить моему другу? Мол, деревенские пьяницы-доходяги сами виноваты, ибо нет у них активной позиции? А мы, мол, знаем свою ценность и потому можем и четыре раза в неделю, «по-афонски», и поболе усладиться вином? Вроде всё так. И что-то не так… Ответа я не нашёл.


Оглавление выпуска     Следующая публикация →

4 комментариев

  1. Евгений:

    Здравствуйте! Мне кажется в наше время, когда спиртное льется рекой, магазины переполнены различными марками спиртного, православным нужно вообще отказаться от спиртного. Культуры пития не может быть по определению т.к. можно также говорить о культуре курения или культуре принятия наркотика. Когда стоишь в продуктовом магазине и видишь, как наш народ берет спиртное, становится страшно за нашу страну. Почти каждый, тут и побитые жизнью “дедушки” и вполне приличные люди, а самое не приятное наши женщины, девушки берут от бутылочки пива до пару ящиков на шашлычок. Но ни один не считает себя пьющим. А что я? Я как все, только по праздникам, ну по выходным, да и так пару раз среди недели пивка. Надо же как то стресс снимать.
    Сам с юности употреблял спиртное. Но с Божией помощью полность решил отказался от спиртных напитков. Если не мы,то кто покажет нашим детям пример? Нужно уметь находить радость без стимуляторов, а иначе какие мы православные?

  2. Валерий Мельников:

    Добавлю ещё. Что же касается Афона, а также Франции, Италии, Испании, Грузии и других мест, где употребляют вино в качестве поддержки физического состояния, то сравнивать с нашей страной их вообще нельзя. И потому что, согласно древней поговорки, безосновательно приписываемой святому равноапостольному князю Владимиру, «питие есть веселие Руси». Так что, когда возникает вопрос пить людям, знающим меру, в присутствии тех, кто меру не знает (или положительно отзываться об умеренном питие, что равносильно), уместно вспомнить апостола Павла: «Всё чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает». (Рим 14, 20-21).

    • Спасибо, Валерий за развернутый комментарий. Ценно, что, кроме констатации “вопрос извечный и вряд ли имеющий однозначный ответ”, Вы предлагаете и что-то однозначное – не пить в присутствии алкоголезависимых. Можно еще добавить – не пить в присутствии детей, чтобы, так сказать, все было “в келарской комнате”. Но тут тоже вопрос. Не лучше ли показать детям пример умеренного пития, чем потом другие научат их разгулу. Вон, епископа Виктора пример отца и его односельчан впечатлил на всю жизнь. Вопросы-то остаются…

  3. Валерий Мельников:

    51-е Апостольское правило гласит: «Аще кто, епископ или пресвитер, или диакон, или вообще священнического чина удаляется… вина не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добра зело,.. или да исправится, или да будет извержен из священнического чина, и отвержен от Церкви. Также и мирянин». Эту выдержку их апостольского правила я впервые услышал лет двадцать назад. Услышал на трапезе по случаю престольного праздника одного из приходов, на которую я был приглашён настоятелем. Откровенно говоря, бывать на таких мероприятиях я старался избегать, но в тот раз было не отвертеться. Избегал же их по причине банальной: после второй-третьей рюмки благочестивая трапеза верующих людей превращалась в обычное застолье, отличающиеся от застолья неверующих лишь тематикой исполняемых песен.

    Так вот. На том престольном празднике я столкнулся со старым знакомцем. Не виделись мы очень много лет, и было очень приятно встретиться именно в православном храме на богослужении, тем более, что я знал беду моего старого знакомого. Если сказать по-церковному, то он имел склонность к винопитию, а по-простому – был алкоголиком. Знакомый мой был в очередной «завязке» и в храм попал не случайно – именно здесь он находил силы бороться со своей страстью и помогал храму, чем мог. Помощь эта была оценена, и он удостоился чести стать участником праздничной трапезы.

    Оказались мы с моим знакомым в разных концах стола, но мне было видно, как он растерялся от обилия спиртного на столах. Кому не известно, что в компании русских людей непьющие люди вызывают непонимание, а иногда и подозрения? А православные люди они же в основном русские. Вот и пришлось моему знакомому буквально отбиваться от желающих наполнить его бокал. Как ни парадоксально, отказаться выпивать в компании крепко пьющих людей обычно легче всего – стоит только сказать: «Я нынче в завязке» или «Ребята, я вшился (вариант: закодировался)» и пьющий народ воспримет это с пониманием. В мало же пьющей, а потому не понимающей проблемы, компании такие заявления не проходят. Здесь самое эффективное уметь незаметно наполнять свою ёмкость минеральной водой или морсом. Поделиться со своим знакомым опытом, как это нужно делать, у меня не было возможности, кричать же через весь стол, чтобы отстали от человека, было неловко.

    Бедный, решивший завязать алкоголик сопротивлялся, как мог до тех пор, пока кто-то из начитанных не процитировал то самое апостольское правило. «Мы же не баптисты, какие-то, мы православные», – заключил он цитирование. После таких убийственных аргументов мужчина робко налил себе бокал и выпил со всеми под какой-то благочестивый тост, не сумев разъяснить, что он не гнушается, а творит подвиг воздержания. Затем стал наливать более уверенно. Чем закончилось застолье, не знаю, так как под нетрезвые голоса, исполняющие «Царице, моя преблагая», я незаметно покинул трапезу собратьев по вере. Мой же знакомец, как и следовало ожидать, сорвался. Об этом мне с горестью сообщила жена, когда я через несколько дней решился ему позвонить.

    Вот такая немного грустная история. А пить или не пить, а если пить, то умеренно – это вопрос извечный и вряд ли имеющий однозначный ответ. Но что касается престольных праздников – глубоко убеждён, что лучше не пить. Иначе, чем мы, верующие во Христа православные люди, отличаемся от людей, без спиртного не знающих о чём за столом поговорить?

Добавить комментарий