До неба рукой подать…
Лариса ГЛАДКИХ
Вопрос пятилетней дочки застал Машу врасплох.
– Мам, – спросила у Маши дочка, – а правда, что когда я умру, то меня закопают в землю и там съедят червяки? Один мальчик в нашей группе в садике мне сказал, что всех людей закапывают, когда они умирают.
Маша стала лихорадочно подбирать мысленно слова, чтобы объяснить пятилетней дочке, что такое смерть. Но Машу выручил муж, который слышал вопрос ребёнка.
– В каждом человеке, – объяснил он дочке, – живёт бабочка. Вот сначала гусеница ползает, потом из неё образуется кокон, а уже потом из этого кокона вылетает прекрасная бабочка.
– Ура! – закричала малышка. – Значит, когда умру, я стану прекрасной бабочкой и полечу высоко-высоко, до самого неба…
На кладбище к родителям Маша выбиралась один раз в году. И обычно летом, во время отпуска. Чаще у неё никак не получалось, из-за чего она всегда очень переживала.
Родилась Маша и жила в детстве и юности в небольшом посёлке, где были одна школа, один детский садик, один магазин, один клуб, один медпункт, одна почта и одно кладбище. В этом посёлке все люди друг друга знали. Это уже потом Маша уехала учиться в большой город и там осталась. Вышла замуж, родила дочку.
Говорят, что время лечит. Но Маша с этим расхожим мнением была совсем не согласна. Прошло уже больше десяти лет после смерти родителей, а боль от их ухода не стала меньше. Просто со временем к этой боли привыкаешь и живёшь с ней дальше.
На кладбище к родителям на этот раз Маша смогла попасть уже в конце лета. Каждый год кладбище становилось всё больше. Раньше их оградка была самая крайняя, а сейчас, чтобы добраться до своих, Маша пробиралась между чужих могил. Почему-то ей никогда не было страшно одной на кладбище. Было очень грустно, но совсем не страшно.
Маша убрала с могилок прошлогоднюю листву, поставила в вазочку живые цветы, протёрла кресты, помолилась своими словами за родителей, поплакала от души и пошла в обратный путь.
Перед самым выходом с кладбища взгляд Маши зацепился за одну фотографию на совсем свежей могилке. Маша подошла ближе. На фотографии она сразу узнала свою бывшую одноклассницу – Олю Орлову. Правда, на ней Оля была без очков, а в школе всегда ходила в очках. Маша так и запомнила Олю, маленькой и какой-то невзрачной серенькой мышкой в очках. Но как же этой совсем невзрачной серенькой мышке завидовали все девчонки, и Маша в том числе! А завидовали ей потому, что в неё был влюблён самый красивый старшеклассник из их школы – Влад Маслов. Влад был гордостью школы. Учился он на одни пятёрки, занимался спортом, играл на гитаре и был очень добрый парень. Его все любили. Девчонки из разных классов были от него без ума. А он выбрал почему-то эту невзрачную серую мышку, Олю Орлову, одноклассницу Маши. Влад всегда ждал Олю после уроков, провожал её до дома. На переменах они стояли рядом, и Влад держал Олю за руку. А однажды, во время школьного праздника, Влад подарил Оле при всех букет цветов и пригласил на медленный танец. Никому из девочек в их классе ещё никто и никогда цветов не дарил.
Маша уже не помнила точно, кому – её подружкам или ей самой – пришла тогда дикая мысль о мести. Девчонки решили отомстить серой мышке за то, что она совсем, на их взгляд, недостойна такого парня, как Влад.
Во время урока физкультуры Оля всегда сидела на лавочке в спортивном зале. У неё было освобождение от занятий спортом. Остальные ребята играли в волейбол, а она только смотрела на них. Именно Маша во время игры специально загасила со всей силы тяжёлый волейбольный мяч в ту сторону, где тихо сидела Оля. Мяч попал Оле по голове, очки упали, одно стекло разбилось. От боли Оля заплакала. Её увели к медсестре. Никто Машу тогда не ругал: игра есть игра. Но сама Маша точно знала и потом хорошо помнила, что сделала она этот удар абсолютно осознанно и специально…
После этого случая Оля Орлова во время уроков физкультуры всегда оставалась в классе, а очки ей купили новые.
По окончании школы Маша ничего про Олю Орлову не знала. Как у неё сложилась жизнь? Была ли у неё семья, муж, дети? Маша с радостью, если была бы сейчас такая возможность, кинулась бы к Оле и попросила у неё прощения за тот удар мячом.
Видимо, Оля Орлова умерла совсем недавно. На её свежем могильном холмике ещё даже не завяли живые цветы.
– Прости меня, Оля, – тихо прошептала Маша и заплакала.
– Не плачь, – услышала Маша успокаивающий голос мужа, хотя он остался с дочкой и был за много километров от неё. – Ты же знаешь, что люди не умирают. В каждом живёт бабочка. А кладбище – это всего лишь место на земле, откуда до Неба рукой подать…
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий