Верхом на папе

Эта птица кажется ожившей картинкой, созданной искусным художником. Уж до того ровны и тонки белые полоски на её грудке и шее! А на спинке и крыльях чёткие квадратики постепенно переходят в мелкие «бусины» – будто расшито жемчугом чёрное бархатное платье. И это ещё не всё: на груди птички красуется атласный шарф, отливающий то изумрудно-зелёным, то фиолетовым.

«Плывёт такое диво дивное по озёрной глади, поглядывает по сторонам рубиновым глазком…» (фото: behance.net)

Плывёт такое диво дивное по озёрной глади, поглядывает по сторонам рубиновым глазком… И что удивительно – такой изысканный наряд Господь дал и самцу, и самочке. У птиц, как правило, самочка окрашена гораздо скромнее – в целях маскировки. Ведь именно ей приходится высиживать птенцов. А вот у арктических гагар по-другому: на яйцах сидят по очереди и мама, и папа – может быть, поэтому они «одеты» одинаково?

Зато яйца у этого вида гагар по виду не отличишь от камней-голышей. В случае опасности птицы могут незаметно для хищника сойти с гнезда к воде, и защитная окраска яиц уберегает их от зубов непрошеного гостя.

Яйца гагар не отличишь от камней-голышей(фото: ebirds.ru)

Когда птенцы подрастают, родители начинают учить их плавать. Уроки плавания в первые две недели протекают весело: папа или мама просто-напросто катают птенцов на себе, да ещё при этом подбрасывают им рыбёшку. Таким образом заботливые родители защищают их от холода, и лишь когда пух у малышей сменится перьями, их спускают на воду.

А недавно, в 2019 году, американским биологам удалось наблюдать на небольшом озере в Калифорнии уникальный случай: пара арктических гагар приютили утёнка кряквы. Вообще-то гагары и утки друг к другу дружеских чувств не питают и постоянно ссорятся, но тут вышло так, что у гагар погиб их птенец и они отчаянно хотели заботиться о ком-то, а утёнок отбился от выводка. Они нашли друг друга.

Утёнок-кряква на спине приёмного папы-гагары (фото: translated.turbopages.org)

Малышу крупно повезло: он никогда не катался на своей маме, потому что у уток так не принято, а приёмные родители стали воспитывать его по-своему: сажали на спину, кормили рыбой. Утёнку такая жизнь до того понравилась, что он не хотел слезать с гагар ни через две недели, ни через пять.

Гагары терпеливо катали великовозрастное дитя около двух месяцев – видимо, ждали, пока у того проснётся совесть. Когда это произошло, утёнок стал учиться ловить рыбу не по-утиному, а по-гагариному: нырял глубоко под воду и доставал со дна какую-нибудь лакомую живность. Надо сказать, гагары – прекрасные ныряльщики, они могут находиться под водой до двух минут и нырять на глубину до шести метров.

Учёным удалось увидеть и трогательный момент прощания молодого селезня с его приёмными папой и мамой. Он летал над озером, пока гагары с тревогой наблюдали за ним, а потом подлетел к ним, приземлился рядом и напоследок, по словам одного из биологов, «немного поболтал с ними». Наверное, они научились понимать друг друга, хотя голос гагар совсем не похож на утиный. Их возгласы можно принять за протяжные крики девушек, что ходят по лесу и перекликаются: «Ау-у-у!» – «Ау-у-у!»…

Чернозобая гагара встречается во многих уголках земного шара, в том числе на Севере России, например в Республике Коми, Ленинградской области. Но учёные заметили, что численность этой прекрасной птицы сокращается, поэтому она занесена в Красную книгу. Пусть украшает собой Божий мир!

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий