Неостановимые

Владимир Григорян

Несовершенство мира требует, чтобы несовершенные институты занимались каждый своим делом, уравновешивая и ограничивая, а не подменяя друг друга.

В нашей стране особенно это касается чиновничества, ничем и никем (разве что кроме правоохранителей) не сдерживаемой силы. Нововведения порой пугают своей иррациональностью. Например, в Москве сейчас запущен пилотный проект реформы, согласно которой билеты не спектакли и концерты популярных театров и концертных площадок – их примерно около ста – начали продавать лишь по паспортам и другим именным документам.

В итоге невозможно стало дарить билеты, покупать для школьных классов, переписывать на кого-то менее чем за 10 дней и т.д. «Нет ли лишнего билетика?» – более не актуально. Чиновники объясняют, что всё это, разумеется, ради блага людей – для борьбы с перекупщиками. Но люди явно не оценили. Как сообщают «Известия», распространение билетов упало минимум на четверть, а в некоторых учреждениях, занимавшихся их продажей, – на 2/3. Это распоряжение властей Москвы, где с мнением людей уже давно перестали считаться, коснулось лишь московских театров. Но когда подобные решения без учёта мнения людей принимают руководители федеральных ведомств, последствия ощутят на себе жители всей страны, и эти последствия могут оказаться катастрофическими.

Речь о новых правилах продажи земли вокруг культурных объектов.

С 1 марта разрешено строительство в непосредственной близости от охраняемых мест крупнейших сражений, стен многих исторических архитектурных объектов. Как поясняет представитель Центрального Совета ВООПИК Евгений Соседов, строившаяся десятилетиями система охраны культурных ландшафтов и исторических городов откровенно уничтожается. Ну, чтобы нагляднее, коммерческое строительство можно будет вести вплотную к «объектам археологического наследия», например крепостным валам Переславля-Залесского или Рязани, Рюрикова городища, петроглифам Белого моря.

Рушится и «правило прозора», которое пришло к нам из Византии, запрещавшее заслонять красивый вид из окон домов-музеев, монастырей и так далее. Вместо лицезрения озера или парка – смотри на автостоянку или торговый центр. Понятно, что на кону миллиарды, что за решением стоят лоббисты с огромными средствами и недвусмысленными намерениями. С 2028-го отменены будут и десятки действующих нормативно-правовых актов об охране памятников в регионах. В год 80-летия Победы под угрозой оказались и воинские мемориалы. Долгое время шла ожесточённая борьба Волгоградского отделения ВООПИК за охранную зону вокруг Мамаева кургана. Таких примеров по всей стране сотни. Выходит, хранители наследия битву проиграли?

Ещё в августе 2012 года Президент поручил Председателю Правительства принять меры по установлению границ территорий и зон охраны достопримечательного места «Бородинское поле и памятники на нём» и ежеквартально отчитываться о выполнении этого поручения. Поручение выполнили спустя три года – было принято «Положение о зонах охраны объектов культурного наследия». Теперь же новый документ, принятый 27 декабря 2024 года («под ёлочку», как у нас любят проделывать со всякого рода документами, которые могут вызвать скандал), отменил, получается, поручение Президента? И некий безвестный чиновник, «умело» отредактировавший Постановление Правительства, «победил» не только хранителей наследия, но и первое лицо государства? Думается, это тот случай, когда Церкви есть смысл сказать своё слово.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий