Вологодчина, самый дальний уголок
Татьяна МАКАРОВА
Верхняя Ёнтала – самый восточный и дальний уголок Вологодчины. Ёнтальский край расположен на краю Вологодской области по руслам двух лесных рек – Кузюга и Ёнталы, которые, соединяясь, впадают в реку Юг. В селе Верхняя Ёнтала живёт Валентина Николаевна Храмешина, один из инициаторов проекта по восстановлению храма в этом селе. Она рассказывает:
– Наш храм – Ильинский, потому что главный придел в честь пророка Илии. Но есть ещё два придела: в честь иконы Матери Божией «Всех скорбящих Радость» и святых мучеников Флора и Лавра. Когда в селе сгорели деревянные церкви, люди обратились к владыке и попросили построить каменный храм, начали собирать деньги. Это было в XIX веке. Храм построили в 1834 году – такой огромный возвели храм для нас! В 1938 году его закрыли. В нём был сначала склад, а потом сделали мастерскую, тогда храм очень сильно пострадал.
Как я пришла к идее, что нужно обязательно восстановить храм? Ещё в детстве, когда начинаем осознавать себя, и дальше, когда растём, мы задаём себе вопросы: кто мы, откуда мы, как мы созданы. Шла из школы – и такая вокруг красота! У нас здесь природа красивая, особенно весной. Всё выкошено, травка зелёненькая, хозяева в те времена содержали много домашних животных. И задумывалась, глядя на всё это: как же этот мир создался? Конечно, нам преподавали в школе, рассказывали об устройстве мира, но всё равно вопросы оставались. И милостью Божьею вот так я искала истину.
Сначала жила в Череповце, потом вышла замуж, переехали мы с мужем в город Орёл. До революции там было очень много храмов, около сорока. Среди уцелевших церквей, когда мы приехали в 1983-м, были и действующие, но я в то время про Бога ничего не знала. Каждый год приезжала в Верхнюю Ёнталу к маме. Её не стало в 2024 году. Все на Юг, а я – на родину.
А как начала в Орле ходить в храм, то стала вспоминать я и про церковь в своём селе. Как-то раз подошла к своему духовнику, отцу Иоанну. Показала фотографию церкви у себя на родине. Сказала: «Батюшка, вот на родине у меня храм разрушенный стоит, надо ли его восстанавливать?» А у него даже никаких сомнений не возникло, и он ответил утвердительно: «Надо!» Узнала, что у меня дедушка учился в семинарии, и я думаю, что мои предки тоже строили этот храм. И я уверена, что это зов предков, зов родины моей.
Когда приехала к маме в очередной отпуск (это было в августе 2010 года), встретила одноклассника Юрия Непогодьева. Обратилась к нему за советом и помощью. Мы с ним обошли церковь. А внутри я до этого ни разу не была: там страшно было даже ступить, страшно было к чему-то подойти – такое запустение обнаружилось.
Потом мы начали молиться, с Божьей помощью потихоньку разбирать завалы, люди стали помогать. Всё мы расчистили, в том числе и церковно-приходскую школу. Школа стоит без крыши, в ней, как и в церкви, был пожар. Много уже сделано: построили колокольню местные жители. Орловцы хорошо помогают: колокола купили. У нас милостью Божьей каждое воскресенье звучат колокола, молитва идёт потихонечку. Есть действующий молитвенный дом, который нам выделила администрация.

Поклонный крест и звонница, поставленные прихожанами возле восстанавливаемого храма в Верхней Ёнтале
Сейчас и органы власти нам помогают, и просто активные граждане. Пётр Михайлович Лукин очень много делает. Ещё работаем с благотворительным фондом «Белый Ирис» из Москвы. Они занимаются восстановлением храмов в глубинке, и нам повезло: специалисты фонда произвели сканирование нашего храма и потом сделали бесплатный проект консервации, по нему мы будем в дальнейшем работать. За храмом хотим посадить яблоневый сад. Ведь родину свою нельзя бросать! Её надо обустраивать и восстанавливать. Вот это будет правильно. Как раньше поступали предприниматели до революции? Они где жили, там и строили, так страна и поднималась.
Хотелось бы обратиться к читателям: у нас село Верхняя Ёнтала маленькое, все люди очень хотят восстановить храм, но нам одним это не по силам. Уже более 80 лет прошло с тех пор, как разрушен Ильинский храм, и до сих пор кровоточит эта рана на теле нашего села. К разрухе нельзя привыкнуть и думать, что это нас не касается, – она негативно влияет на всё окружающее пространство. Тем более храм! У любого человека при виде обезглавленной святыни появляется чувство вины и сжимается сердце, а душа скорбит. Сейчас идёт срочный сбор на кровлю Ильинского храма – её восстановление даст надежду на спасение!
Банковская карточка: 2202 2007 8678 3611 (получатель Андрей Николаевич Л.). Для связи в «ВКонтакте»: www.vk.com/entala.cerkov
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий