О противниках прославления царственных мучеников

Впервые сообщение о том, что комиссия по канонизации завершила рассмотрение вопроса о прославлении Царской Семьи, митрополит Ювеналий сделал на открытии IV Международной конференции «Памяти протоиерея Александра Меня». Собрание это носило отчетливо выраженный прокатолический характер. Большинство его участников можно отнести к противникам почитания царя-мученика.

Митрополит Ювеналий (Поярков)

Митрополит Ювеналий попросил собравшихся поддержать его позицию в вопросе о канонизации в средствах массовой информации и завершил свое выступление словами: «Господь связал мою судьбу с вами, и я должен был сказать вам это». Но в следующие дни в программах опять-таки прокатолического «Христианского церковно-общественного радиоканала» участники конференции энергично принялись поливать Государя грязью, объяснять своим слушателям, что Государя-мученика почитают только церковные маргиналы, что «канонизация Николая Кровавого» (выражение некоего игумена Иннокентия (Павлова)) приведет к расколу Русской Православной Церкви» и т.п.

Что касается «маргиналов» – это ложь. Абсолютное большинство представителей православной интеллигенции к канонизации царя относится либо положительно, либо лояльно. Что до раскола – то уход сотни либералов вряд ли станет для Русской Церкви невосполнимой утратой. Все это несерьезно, и говорить здесь было бы не о чем, если бы случившееся не было следствием просьбы митрополита Ювеналия о поддержке.

Может, владыка о другом просил, о том, например, что нужно смириться с канонизацией как с делом уже решенным? Как бы там ни было, не слишком доброжелательное отношение к канонизации Царской Семьи со стороны некоторых видных людей нашей Церкви имеет свое объяснение. Триста с лишним лет, со времен Раскола, государство оказывало на Церковь большое давление. Настоящий террор, развязанный против архиереев и монашества в XVIII веке, мучительная опека в XIX привели к тому, что в XX веке священноначалие Русской Церкви совершило жестокую ошибку. Фактически поддержав Февральскую революцию, оно поставило себя в один ряд с теми, кто распахнул врата Святой Руси для большевиков.

Вину свою участники Поместного Собора 1917 года, на котором было признано Временное правительство (а некоторыми даже и поддержано), искупили кровью. А в тот день, когда в Москве было получено известие о расстреле Государя, Патриарх Тихон в своем взволнованном слове решительно отверг обвинения и упреки, которые делали Николаю II его современники. Святитель фактически заложил основы для будущего прославления Государя. Но… комплекс страха и неприязни по отношению к монархии почему-то в наши дни возродился. Пусть и не в полном объеме, а в качестве некоего отрицательного движения души.

Всероссийский Поместный собор 1917-1918 гг

О причинах неприязни к памяти царя со стороны «христиан-демократов» много говорить не стоит. Здесь сплошная политика и никаких признаков православия. К числу противников канонизации можно отнести и ту часть народа, которая с личностью царя знакома только по советским учебникам. Главное противодействие, конечно же, было и будет исходить со стороны тех, кто не желает смириться с ошибочностью позиции Собора 1917 года и пересмотреть те положения, которые к этой позиции привели. Следует заметить, что в этом мы не одиноки. Зарубежная Церковь канонизировала Государя лишь в начале 1980-х годов, несмотря на горячее почитание памяти царя в среде русской эмиграции. Так что понять противников канонизации можно. Но можно ли принять их точку зрения? Патриарх Алексий II, судя по последним событиям, так не считает. Благодать сана и глубокая вера не раз уже ставили Святейшего выше политических расчетов. Так, думается, произойдет и на этот раз.


ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОСЛАВЛЕНИЯ

Естественно, что не политические причины являются основанием для канонизации Царя. Будь он человеком просто неплохим, достаточно было бы и чувства вины перед ним. Так, например, англичане один день в году посвящают памяти казненного ими короля Карла II, это день всенародного раскаяния в совершенном злодеянии. У нас подобных традиций в последние три века не было. Дворянство, например, не испытывало никакой вины в отношении убийства Павла Первого. Что же касается царя-мученика Николая II, то он заслужил большего, чем чувство вины перед ним.

Глава комиссии по канонизации в одном из прошлых своих выступлений заметил, что Николай II, по существу, ничего не сделал для Церкви. Как он пояснил, речь идет о том, что Государь не слишком энергично добивался восстановления патриаршества. При этом забылось, что основная часть работы по восстановлению патриаршества была проведена с согласия Николая II. Но не это главное.

Ничего не сделал для Церкви здесь означает: ничего не сделал для усиления значения иерархии. Странно слышать такое. Иерархия – это не Церковь, а часть ее, и ставить между ними знак равенства – это подход в духе Ватикана, для православия неприемлемый.
Так что же сделал царь-мученик для Церкви? Здесь достаточно вспомнить, что именно благодаря усилиям Государя состоялось прославление великого нашего святого Серафима Саровского. Когда при Александре II состоялась канонизация Тихона Задонского, один вельможа изрек фразу: «Ну вот, канонизировали последнего святого, и слава Богу!» – мол, всё, хватит, достаточно у нас святых. Но вот наступает царствование Николая II, и за это короткое время святых канонизировано больше, чем за два предыдущих века. Государь словно прозревает, что за страшные времена ждут нас впереди, и спешит укрепить веру народа в то, что не перестали рождаться святые на Русской земле. Несмотря на сильное сопротивление архиереев, заседавших в Святейшем Синоде, царь твердым почерком пишет на докладе комиссии о возможности канонизации Серафима Саровского: «Прочел с чувством величайшего благоговения. Немедленно прославить».

Святитель Феодосий Черниговский

Не эти ли слова следует начертать и на докладе по канонизации самого Государя?

Предпринятая Временным правительством попытка собрать «компромат» на царя закончилась полным провалом. Люди, располагавшие огромными возможностями для проведения расследования, крайне заинтересованные в нем, не смогли найти в биографии Николая II никакого компромата. А что смогли предложить нам большевики за семьдесят лет? Кровавое воскресенье? Мы писали уже об этом на страницах «Веры», и не хочется, право, вновь возвращаться к этому и вновь говорить о непричастности царя к этой провокации. Достаточно сказать, что, когда в феврале 1917-го Государю представилась возможность лично отдать приказ о пролитии крови, он предпочел отречься от трона. Так он любил свой народ.

Даже врагов.

Как писала одна из дочерей Государя, «Папа всем простил и просит ни в коем случае не мстить за него и за нас».

Видение о чаше страданий, которую царь-мученик выпивает за Россию после мольбы к Богу не истреблять ее дотла, впервые было Иоанну Кронштадтскому, но затем повторялось не раз. Свидетелями этого видения были девочка-послушница и матрос-большевик, раскаявшийся затем в совершенных злодеяниях. О скольких таких случаях нам неизвестно? Что до обращения матроса к Богу, то случаев прихода в Церковь через почитание царя-мученика известно множество.

Чудеса, связанные с молитвами Николаю II, привели к канонизации его в Сербии. А вот случай, приведенный в книге протоиерея М. Польского о новомучениках Российских. Речь идет о спасении казачьей сотни, окруженной красными среди болота:

«…Сегодня день памяти нашего царя-мученика. Сын его, отрок Алексий-царевич, был войск казачьих Атаманом почетным. Попросим их, чтобы ходатайствовали перед Господом о спасении христолюбивого воинства казачьего…

И отец Илия отслужил молебен “Царю-мученику, Государю Российскому”. А припев на молебне: “Святые мученики дома Царского, молите Бога о нас…”

Пела вся сотня и обоз… На возражения, что эти святые мученики еще не прославлены и чудеса от них еще не явлены, о. Илия возразил: ” А вот их молитвами и выйдем… А вот и
прославлены они… Сами слыхали, как народ прославил их. Божий народ… А вот и покажет нам путь отрок Алексий-царевич. А вот не видите вы чуда гнева Божия на Россию за неповинную кровь их… А вот явления узрите спасением чтущих святую память их…”

Сотня и обоз из окружения вышли чудесным открытием о. Илии.

Шли по колено и по пояс, проваливались по шею… Сколько шли и устали, не помнят. Никто ничего не говорил. Лошади не ржали… И вышли… 43 женщины, 14 детей, 7 раненых, 11 стариков и инвалидов, 1 священник, 22 казака – всего 98 человек и 31 конь… прямо в середину своих. Из окрестных жителей никто не хотел верить, что они прошли этим путем».

* * *
Троцкий в своих воспоминаниях описывает случай, когда он спросил у Ленина, что делать с Романовыми. И Ленин будто бы ответил известной фразой революционера XIX века Нечаева: «Расстрелять всю великую ектению!» Великая ектения, которой начинается всякое богослужение – литургия, вечерня и утреня, – до революции содержала поминовение Государя, императрицы, матери царя и Государя-наследника Алексия. Кроме того, она включала в себя поминание епископата, пресвитерства, православного воинства и т.д.
То есть, как пишет протоиерей Валентин Асмус, «расстрелять “великую ектению” – это, таким образом, очень большая задача, с которой пытались справиться потом в течение трех с лишним десятилетий. Но во главе этой “великой ектении” виделись все-таки члены Царской Семьи. То есть для убийц, для палачей Царской Семьи она была не просто символом Царской России, но символом Православной России, символом Православной Церкви».

Царская семья

Царская Семья стояла во главе православного народа. Во главе его «великой ектении» и была истреблена. Во главе новомучеников молится сейчас перед Богом о спасении России. Это не только наши мысли. Чтобы убедиться в том, сколь глубоко этот факт запал в душу православного мира, достаточно посмотреть на икону Новомучеников, в центре которой помещена Царская Семья, – икону, ныне признанную каноничной тремя епархиями Московской Патриархии.

Собор новомучеников русских, в центре – изображение Царской семьи

Отказываясь от этого факта, мы, без царя обезглавленные в этом мире, искусственно обезглавливаем наших новомучеников в мире ином. Сможет ли это насилие пройти нам даром?

Как уже говорилось, выбросив из великой ектении имена царя и его близких, без возражений приняв революцию, часть священноначалия нашей Церкви, в известном смысле, поставила себя в один ряд с теми, кто приуготовил Красный октябрь. То, что без Февральской революции не было бы и Октябрьской, – точка зрения сегодня общепризнанная. Не желая признать этой трагической ошибки, отказываясь признать значение того места, которое занимал и занимает царь-мученик в сердце православного народа, мы обрекаем себя на новые страдания.

Только прославление царя способно стать началом преодоления раздробленности на «МП-шников» и «зарубежников», которое почти восемь десятилетий убивает русский народ и калечит Русскую Церковь. К счастью, Патриарх Алексий II это понимает. Как и в годы монголо-татарского нашествия, как и в Смутное время, Церковь продолжает сплачивать русский народ. Она вновь подает нам надежду на то, что России удастся выйти из горнила испытаний окрепшей и просветленной.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий