На этом и стоим!
Наступивший год для нашей Церкви – год столетия памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. Принята обширная программа празднования. В числе прочего состоится многодневный крестный ход, который начнётся на Псковщине, в деревне Клин, где 19 января 1865 года родился будущий Патриарх и был крещён в сохранившемся до наших дней Воскресенском храме, и затем через Торопец, Псков, Санкт-Петербург и Ярославль проследует в Москву – туда, где гонимый святитель почил 7 апреля 1925 года. В местах, связанных с его жизнью, будут установлены памятные знаки. Пройдут различные выставки, в том числе в Третьяковской галерее, – с экспозицией картины Павла Корина «Русь уходящая». Будут изданы как научные труды, так и популярные книги о жизненном подвиге русского святителя. Также Патриархией решено «рекомендовать епархиальным архиереям, где есть возможность, заложить или освятить храмы в честь святителя Тихона».
В Северной столице, где более двухсот действующих церквей, храма Святителя Тихона никогда не было. А теперь их будет сразу три – и первый из них уже был освящён заранее, за месяц до наступления Нового года. Это часовня на Синопской набережной.
Иду туда пешком по проспекту Бакунина, который до революции именовался Калашниковским. В честь купца Калашникова, владевшего торговыми пристанями на берегу, прежде называлась и сама набережная, а Синопской она стала только в 1952-м. Изначально же, когда возникла одновременно с Александро-Невской лаврой, она была Охтенской.
Вот выхожу на неё – и какой простор! Небо, река Нева. На другой её стороне виднеются чёрный огрызок знаменитого газпромовского небоскрёба («Охта-центра», строительство которого остановили в 2010 году после протестов общественности) и белоснежный Успенский храм. А на этой стороне взгляд упирается в забор, за которым начата какая-то стройка. Иду вдоль забора, и кажется он бесконечным. Это что такое грандиозное здесь собираются возводить? В конце – площадка с кованой оградой, там и стоит храм-ротонда Святителя Тихона.
Уже вечереет, и в зимнем сумраке окна ротонды светятся уютным жёлтым светом, как бы призывая войти. К тому же большой баннер на ограде сообщает: «ХРАМ ОТКРЫТ». Внутри тепло, пахнет ладаном. Здесь уже регулярно служит иерей Илья Макаров.
– На Рождество тоже будет действовать? – спрашиваю батюшку.
– Конечно! Будет ночная служба, а днём – святочные гулянья.
– Сейчас у вас не очень-то разгуляешься, на стройплощадке только кусочек земли огорожен.
– Так и нас пока немного. Поставим на улице палатку, стол с пирогами накроем – и колядки попоём, и с детишками в зимние игры поиграем.
– А много людей в общине?
– Храм чуть больше месяца как открылся, поэтому в субботу и воскресенье на службах пока что битком не стоят. Это несколько прихожан Успенской церкви, которая на другой стороне Невы и где я прежде служил, а ещё жители соседних домов на Синопской набережной. Многие из них помнят Борисоглебский собор, который здесь стоял. Его ведь разрушили сравнительно недавно, в 1975 году, когда набережную расширяли.
– Как понимаю, эта огромная стройплощадка – место строительства нового храма Благоверных князей Бориса и Глеба. А храм-ротонду возвели для того, чтобы уже сейчас здесь была молитва и формировалась община будущего собора? И наверное, неслучайно освятили её во имя святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России?
– Тут прямая духовная связь, даже искать её не надо. Благоверные князья Борис и Глеб и святитель Тихон, первый русский Патриарх после реформ Петра I, – они ведь в смутные времена стояли за единство Руси во Христе и пострадали за это.
– В 1925 году многие думали, и небезосновательно, что Патриарха Тихона отравили. И тогда он, получается, тоже страстотерпец, как и наши первые святые?
– Официально считается, что он умер от сердечной недостаточности – после арестов, допросов. Но важно не это, а что он выступал за сохранение единства как нашей Церкви, так и России. Принято полагать, что святитель был ярым противником новой советской власти, поэтому и пострадал. Это не совсем так. Он твёрдо стоял в вере в Бога, ничем церковным не поступался, но при этом искал пути, как сохранить Россию при новой власти.
Наш митрополит Варсонофий на недавних региональных Рождественских чтениях в Санкт-Петербурге делал доклад, и назывался он так: «Память и патриотизм. Роль Святейшего Патриарха Тихона в формировании национального самосознания». Владыка привёл интересные факты. С одной стороны, после начавшихся гонений на христиан святитель Тихон объявил анафему новой власти. А с другой – пытался направить эту власть в правильное русло, дабы сохранить Россию как государство. Он был категорически против заключённого с немцами Брестского мира, по которому от России отрезали не только Прибалтику, но и Украину. И пророчески писал, что отделение Малой Руси принесёт «великий урон и горе, а Отечеству – неисчислимые потери». Что очень важно, он не стал благословлять вооружённую борьбу с большевиками и категорически отвергал обвинения в благословении белого движения. В проповеди в день памяти священномученика Патриарха Гермогена 2 марта 1919 года святитель подчёркивал, что «Церковь должна быть совестью государства» и может благословить лишь ту власть и тот строй, которые приносят людям мир и правду.
– Насколько знаю, Патриарх Тихон переживал, что в Белую армию влились интервенты – англичане, американцы, японцы.
– Было же понятно, что внешние силы, пользуясь нашей смутой, что-то отхватят от России. Будь это англичане, бывшие союзники, или немцы. Патриарх возглашал: «Исстрадавшиеся сыны нашей Родины готовы даже малодушно броситься в объятия врагов… Горе той власти, которая довела русских людей до такого отчаяния!» Он был против гражданской войны, пытался её остановить. И считаю, благо для нашего города, для всей нашей Родины, что теперь здесь, в храме Святителя Тихона, перед его иконой и образами святых страстотерпцев Бориса и Глеба совершаются особенные молебны за Отечество. Молимся об умножении любви, искоренении ненависти и единстве всех православных, в том числе с теми, кто остался на Украине.
– Ещё такой вопрос: вас не смущает, что ваш храм оказался напротив безобразной, на мой взгляд, недостроенной «башни Газпрома»?
– Мы её называем «чайником», поскольку похожа на электрический чайник. Там рядом, как вы, наверное, заметили, ещё одно ультрасовременное здание бизнес-центра появилось – похоже на стеклянную черепаху. Мы все переживали за исторический облик города, но что уж теперь, куда деваться. Но знаете, когда я на ту сторону в Успенский храм ездил, то с моста Александра Невского открывался необычный вид: когда светит солнце, лучи отражаются от этих стеклянных бизнес-центров и храм стоит в световом ореоле, будто сам светится. Необычный эффект. Кстати, Газпром теперь помогает строить наш Борисоглебский храм – он высокий будет и станет здесь архитектурной доминантой, вместо той башни.
Купцы-предприниматели прежде и отстраивали Калашниковскую набережную. Здесь были причалы, к которым приставали их торговые суда с хлебом для столицы и другими товарами. Когда же в 1866 году случилось покушение на императора Александра II, береговое купечество решило собрать средства на строительство храма «в благодарность Господу за его счастливое избавление». Борисоглебский храм получился великолепным, богато украшенным, с мраморными порталами, по периметру купола были установлены барельефы двенадцати апостолов. Помимо главного алтаря, освятили приделы во имя Феодоровской иконы Божией Матери и преподобного Александра Свирского. Сохранилось много фотографий, поэтому проектировщикам нашего храма удалось воссоздать всё один к одному. Отличие только в том, что из-за дороги-дублёра, что появилась на набережной, его сместили немного в сторону от прежнего фундамента и высоту совсем чуток уменьшили. Ещё новое – вокруг храма насадят деревья, цветы, горожанам можно будет гулять вдоль Невы.
– Синопская набержная теперь преобразится…
– Да, представьте панораму слева направо: купол церкви Валаамского подворья, Успенский храм на той стороне, наша Борисоглебская пятиглавая церковь с храмом-ротондой Святителя Тихона, купола Александро-Невской лавры… В Санкт-Петербурге появится, точнее будет воссоздана, ещё одна благолепная его сторонка. Чтобы люди не забывали, что мы живём в граде святых апостолов.
– К какому сроку обещают построить?
– Работы ведутся второй год, пока что обустраивают подземные коммуникации. А весной фундамент заложат.
– В 2025 году мы будем отмечать столетие памяти святителя Тихона. Что это значит для нас, православных?
– Когда я учился в семинарии – а это было двадцать лет назад, то застал ещё священников, которые служили в советское время. Это и отец Василий Ермаков, и отец Василий Стойков, первый проректор нашей Духовной академии, и другие пастыри. Они рассказывали, как духовенству трудно было при коммунистах: если что не так, в любой момент могли изгнать с прихода, в обществе они были изгоями. И что меня поражало: они говорили об этом без какой-либо злобы или обиды. Богу Богово, а кесарю кесарево. Какая бы ни была власть, она не может поколебать нашу радость жизни во Христе. Эти священники, несмотря на трудные годы служения, были радостны и позитивны, куда даже радостнее нас, юнцов, пришедших в Церковь, когда уже прекратились гонения. Это удивительно!
К чему я это говорю? Образ святителя Тихона – это образ исповедника, твёрдо стоявшего в Церкви, и человека, открытого миру, переживавшего за судьбы своей земной Родины. Он был патриотом России, и люди это видели. В ту пору большевики минимизировали его влияние на Церковь, но он всё равно оставался духовным лидером. Ведь сколько народа пришло провожать его в последний путь!
У нас не раз бывали смуты в государстве. Сейчас, слава Богу, этого нет, но всё равно времена трудные. И Патриарх Тихон учит нас быть твёрдыми и мудрыми и не делать ошибок. Чтобы сегодня мы не поддавались на все эти волнения ненужные. Верность Богу, Церкви и Отечеству – это всегда было в русском народе. Даже если я страдаю, Родину всё равно не продам, какую бы цену ни предлагали. На этом и стоим, с Божьей помощью.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий