Не только хватские
Имя Вятки на карте России
Ольга ТУЛЯКОВА
Когда Колумб открывал Америку…
Известно, что предки вятчан были себе на уме. Как говорят в Нолинском районе, они «блинами острог конопатили, мешком солнце ловили, с полатей в штаны прыгали, толокном реку солили, в лыковый колокол лаптем звонили». Хотя больше известно, что «вятские – ребята хватские». И не только потому, что «семеро одного не боятся», но и потому, что не страшатся путешествовать. По одной из пословиц, «когда Колумб открыл Америку, там уже было семеро вятских мужиков». Это, конечно, преувеличение, но на территории России наберётся не менее полутора десятка сёл и деревень с названиями Вятское, Вяткино или Вятка.
Их могло быть и больше, но, судя по фольклорным прибауткам, иногда наши земляки попадали впросак. «Поехали вятские в Москву. В дороге настигла их ночь. Попросились они в одной деревне на постой. А чтобы не сбиться с пути, связали оглобли и повернули туда, куда ехать дальше. Ночью какой-то деревенский шутник взял да и повернул оглобли в обратную сторону. Утром вятчане запрягли лошадей и поехали. К полудню добрались до города. Смотрят и диву даются: “Гляди-кось, Москва-то матка – как наша Вятка. И вороны такие же…”».
Есть поселения вятчан в Смоленской, Владимирской, Калужской, Курганской, Астраханской областях, в Алтайском крае и в других регионах России, даже на Восточной Украине. Приезжая на новое место, вятские первым делом ставили церковь, потому что «без Бога ни до порога». Остались ли сёла, построенные вятскими переселенцами, и какова судьба их храмов?
На Дальнем Востоке
Самое удалённое поселение «хватских ребят» – это село Вятское Хабаровского края. Расположено оно на правом берегу реки Амур в 72-х километрах ниже Хабаровска. Интересно, говорят ли там до сих пор наши вятские словечки «баско», «поди» и «буди»?
Лежит оно на территории бывшей Маньчжурии, которая в 1860 году отошла к России. В тот же год там поселилось несколько семей из Котельнического уезда Вятской губернии. Добираться тогда на Дальний Восток было и накладно, и долго – по суше два года, да и по морю прилично.
Что толкало переселенцев с насиженных мест? Вятский край не назовёшь подходящим для земледелия – суров он на погоду и скуден на плодородные земли. К тому же накопились, как любят говорить учёные, «исторические предпосылки»: душевые наделы земли стали уменьшаться из-за естественного прироста населения в деревнях, а значит, количество малоземельных крестьян росло. За землёй да за лучшей долей ехали вятские мужики в далёкий дикий край. Правительство обеспечивало переезд и обустройство, а Церковь поддерживала духовно, в том числе сближала пришлое и коренное население через веру, через единую церковную общину.
Поначалу жили переселенцы на Амуре в суровых условиях: землянки, расчистка места под усадьбы в сплошной тайге, продовольствие от казны (своего не было), вокруг тунгусы и маньчжуры. Но вятские мужики справились – через девять лет в с. Вятском было уже 17 дворов и 102 жителя. Но жили по-прежнему скудно – только через 25 лет на общественные средства смогли построить деревянную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Ещё через десять лет Вятское расцвело: были открыты почта и при ней сберкасса, выстроено здание церковно-приходской школы, а на миссионерские деньги построена катехизаторская школа с общежитием, где обучались нанайские и корейские дети. Недаром, проезжая по Амуру, это село весной 1891 года посетил цесаревич Николай, впоследствии российский император.
В начале XX века село разрослось в несколько раз – здесь уже жило триста человек. И жили хорошо: во дворах до десятка коров и столько же лошадей, а в некоторых хозяйствах стада по два десятка голов. Занимались жители Вятского-на-Амуре и рыбной ловлей: тоннами добывали кету, осетрину, тайменя. Для засолки икры и рыбы ежегодно сколачивали более 800 бочек.
В 1910 году не так далеко от села появилась своя Елабуга, основанная выходцами из ещё одного населённого пункта Вятской губернии. Не успели переселенцы построить дома, как началась Первая мировая война, затем – Гражданская, которая на Дальнем Востоке продлилась до 1922 года. Но вятские из Елабуги не сдались, село выжило.
В середине XX века там было уже триста домов, тысяча жителей, большая ферма, лучшая пасека и садовое хозяйство (однажды собрали небывалый урожай груш – 47 тонн). Но потом село начало постепенно хиреть. Сейчас в нём около 60 жителей, нет ни школы, ни церкви, из достопримечательностей только продмаг.
Неслучайная слава
Вятское называют самым известным селом Хабаровского края. Ведь здесь жил и служил в 88-й отдельной стрелковой бригаде Дальневосточного фронта Ким Ир Сен, здесь в 1941 году у него родился сын Ким Чен Ир – будущий руководитель Северной Кореи. Также это село – родина Героя Советского Союза лётчика-истребителя Владимира Петровича Некрасова, который лично сбил 21 фашистский самолёт, выполнил более 250 боевых заданий, написав о своём боевом пути книгу «На крыльях Победы».
От храма Покрова в Вятском не осталось ничего, жители даже точно не помнят его местоположение. Хотя теперь он мог бы стать местом сугубых молитв и паломничества – в нём служил священномученик Филипп Распопов, убитый вскоре после революции. Партизаны-анархисты ворвались 6 декабря 1919 года в дом отца Филиппа, на глазах у матушки и семерых детей вытащили его на улицу и поволокли к реке. Поводом для расправы было то, что однажды отец Филипп укрыл от партизан белого офицера. Священника вытащили на лёд Амура, долго били, оскорбляли и потом бросили в прорубь, где он принял мученическую кончину.
Его молитвами и заступничеством Божией Матери православная жизнь в селе Вятском начинает возрождаться. В мае 2021 года сюда приезжали миссионеры во главе с секретарём Хабаровской епархии. В июне здесь было совершено первое за много лет Таинство крещения, и Православная Церковь пополнилась двенадцатью христианами – жителями сёл Вятское и Елабуга. О возрождении храма пока речи нет, но души начали возрождаться.
На землях древних вятичей
Немало сёл с именем Вятка исчезло с лица земли, а вот деревня Вятка в Новгородской области ещё жива. Это одно из самых старых поселений с названием Вятка, упоминалось оно ещё в писцовых книгах XVI века. До революции в Вятке действовали спиртовой и кирпичный заводики, принадлежавшие помещику Ф.И. Родичеву. Сейчас в деревне двенадцать улиц, около трёхсот жителей, есть библиотека, фельдшерский пункт, почтовое отделение. Действует церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, построенная в 1800 году.
Невозможно точно выяснить, почему деревня получила такое название. Вероятно, потому, что некогда здесь проходила северная граница владений непокорного племени вятичей – того, про которое ещё Владимир Мономах в своём Поучении пишет, что опасно через земли вятичей случайному путнику проезжать. Соседями были кривичи и новгородские словене – а потому обозначить себя именно как поселение вятичей его жителям было важно. Другие историки, впрочем, считают, что Вятка получила в своё время название от «ветки», то есть ответвления (притока) крупной реки Мологи – речушки Волдомицы («вет» – «вят» соответствует кривичскому диалектному компоненту древненовгородских говоров).
Переселенцы в Сибирь
С 1861 года, когда крепостное право было отменено, в течение 45 лет в Сибирь переселилось почти два миллиона человек. Были среди них и вятские. Некоторые историки говорят, что в 1860–1870 годах среди выходцев из северо-восточных земель их было большинство. Переезжали и позже, когда в 1891–1892 годах на Вятке был неурожай. Новопоселенцы получали в бессрочное пользование наделы по числу мужчин «в размере, определяемом условиями земледелия и производительностью почвы», освобождались от уплаты казённых сборов и арендных платежей на три года полностью, получали разные ссуды и трёхлетнюю отсрочку от воинской повинности. Как же не поехать!
В 1899 году, преодолев четыре тысячи километров на конных повозках, вятские высадились в Омской (тогда Акмолинской) области на правом берегу Иртыша, в пятидесяти верстах от Усть-Ишима. Назвали новый посёлок в честь малой родины Вятским и стали строить жильё, раскорчёвывать землю, пахать и сеять. Старожилы, переселившиеся на несколько десятилетий раньше других, говорили: «Понаехали вятские, все поганки поели», – для них было странно, что вятские собирают пластинчатые грибы. Отсутствие у вятских развитого хлебопашества объясняли леностью и тугодумием, не учитывая их традиции в кустарных занятиях.
В 1911 году под руководством женщины-архитектора из Санкт-Петербургского университета здесь возвели церковь в честь св. Василия Блаженного – вторую в России после той, что стоит на Красной площади в столице. Где-то через полвека после переселения, в 1914-м, в Вятке было уже 67 домов и жило 380 человек. Действовала церковно-приходская школа, где обучалось около 60 детей. А потом страшные события, прокатившиеся по стране, дошли и до этих мест.
Времена лихолетья
В 1929 году из Рязанской губернии приехал служить о. Алексий Каменев с матушкой Александрой и дочерью Марией, монахиней. По приезде батюшку и псаломщика сразу обложили большим налогом, хотя земли не дали. Денег за требы священник не брал, доходов у церкви было мало, платить налог помогали крестьяне. Жители вспоминают: «Батюшка ехал с тележкой по улице, высокий такой, в серой холщовой одежде, а люди выносили, кто что мог – муку, картошку». Жалели его крестьяне, хотя самим было тяжело: насильно отбирали зерно, продукты, вещи, принуждали вступать в колхоз, раскулачивали крепкие крестьянские семьи.
В 1933 году о. Алексия арестовали, осудили на год принудительных работ. И потом продолжали вызывать в следственные органы. Не раз бывало, что шёл он за конным конвоиром 60 километров по бездорожью. В 1936 году перед всенощной на Рождество Пресвятой Богородицы о. Алексия арестовали и через год расстреляли вместе с псаломщиком Каллистратом Глуховцевым и вятским переселенцем Игнатием Терентьевичем Гребневым. Затем разорили храм.
«Когда разоряли церковь, – вспоминала Татьяна Леонтьевна Цива, – весь народ собрался. Солнечный был день. Ревели все. Навязали верёвок на крест, один пилил, а снизу тянули. Верёвки рвались, их связывали. Рванули сильнее, проломили крышу. Никак не падал крест, красивый был, позолоченный, светился весь. Наконец упал так, что земля дрогнула. Я сама стояла, смотрела издали с другими, близко не подпускали. Люди старые проклинали разрушителей. Один из них разбил люстру берёзовой дубиной, вся разлетелась. Иконы отдирали, жгли, били. Всех, кто участвовал в этом, постигла кара Божия: кто страшно болел, а кого в первые же дни войны убили на фронте. В церкви сделали склады, сыпали зерно, потом устроили клуб. Кто постарше, туда не ходил – страшный грех».
Клавдия Григорьевна Шейпак вспоминала, что в военные годы или после войны местный старичок Иосиф Иванович Лазаревич собирал подписи и просил в Москве разрешения открыть церковь: «Больше года оформлял старик бумаги, ходил по окрестным деревням из дома в дом, все готовы были собрать средства, отдать последнее, чтобы только церковь была. Пришла бумага с разрешением, и старичок, радостный, принёс её в сельский совет. Председатель, ярая коммунистка, на его глазах порвала в клочки документ и со словами “вот тебе церковь!” бросила старику в лицо. Тот, не выдержав такого удара, заболел и умер».
Вятская церковь не закрывалась дольше других, и говорят, что старинный чтимый образ Николая Чудотворца, принесённый ещё казаками-первопоселенцами этих земель и явленный в Усть-Ишиме, находился именно здесь. Местные жители помнят большую икону, но где она сейчас – неизвестно.
В 1996 году началось возрождение храма. При нём создана обитель, отреставрирован храм – заменили сгнившие брёвна, установили иконостас и кресты на куполах. В обители устроили зимнюю церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В память о мучениках за веру на том месте, где когда-то стоял домик священника, построена церковь.
Сейчас в небольшом скиту Василия Блаженного заведено небольшое хозяйство: две лошади, две коровы, есть трактор. Снова в церкви омского села Вятка возносятся молитвы, и в эти красивейшие места регулярно ездят помолиться паломники из Омска.
Самое красивое
Село Вятское в 46 километрах от Ярославля, пожалуй, самое известное и самое старое из тезоименных сёл – впервые оно упоминается в грамотах XIV века. А прославилось в последнее время оно тем, что здесь действует историко-культурный комплекс «Вятское» – крупнейший негосударственный российский музей. На территории села находятся 53 объекта культурного наследия, которые ежегодно посещают триста тысяч туристов. В 2016 году село было внесено в «Путеводитель самых красивых деревень России», а в 2019-м – в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Историки выяснили, что Вяцк и митрополичья Вяцкая волость существовали ещё во времена Стефана Пермского, при митрополите Киприане. Проходили столетия, село росло, по четвергам в нём проходил торжок. Торговля шла бойко, и Вятское быстро богатело. Способствовало этому и отходничество местных жителей на заработки в столицы. Самым знаменитым из отходников был «небесный кровельщик» Пётр Телушкин, без лесов отремонтировавший шпиль Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.
Вятские оказались предприимчивыми людьми: богатели и строили в родном селе особняки по образцу питерских – до сих пор эти двухэтажные каменные дома с лепниной создают особый колорит села. Подобно селу Истобенскому Вятской губернии, известному вкусными огурцами, село Вятское называют огуречной столицей – но только Ярославского края. Огурцы здесь растут в открытом грунте и без полива. Существовала специальная технология их выращивания. Встав на базаре, вятские огуречники зазывали народ закличкой, очень напоминающей известную вятскую поговорку: «Вятские огурцы – хватские!». А дальше: «Налетай – подешевело, как куснёшь, так уснёшь, как вскочишь, опять захочешь!»
В своё время Вятское было вотчиной Патриарха Филарета, отца первого царя из династии Романовых – Михаила Фёдоровича. Неизвестно, сколько и каких храмов здесь было раньше, но те, которые стоят сейчас, выстроены в конце XVIII века.
Храм Воскресения Христова в центре села был построен на средства прихожан. В нём хранится чудотворная икона с мощами Пантелеимона Целителя, которая мироточила и привлекала множество паломников. В 1929 году, когда решено было снести храм, местные жители закрыли его пудовыми замками, отправились с ходатайствами в различные инстанции – и отстояли, он никогда не закрывался. Но порядком разрушился, так что в 2013 году местный житель предприниматель и учёный Олег Алексеевич Жаров начал его реставрацию, установил купола и провёл внутренние отделочные работы. Он же восстановил 35 исторических зданий, создал туристический центр с гостиницей, открыл 15 музеев, в том числе «истории печатного дела», «кухонной машинерии», «возвращённой святыни», «русских забав» и др.
Напротив этого храма через реку Ухтомку стоит другая церковь, «купеческая» – Успения Божьей Матери. Пятипрестольная, построенная местным купцом Григорием Кубаниным, она была порушена в 30-е годы. Когда храм взрывали, жителям приказали заклеить свои окна полосками бумаги, чтобы стёкла не вылетели. Только от второго взрыва колокольня упала. Старожилы рассказывают: «Иконы плыли по реке как дрова, а подойти взять – не моги. Два крестьянина нашей волости возили иконы возами и жгли на пекарне, и оба свою жизнь плохо закончили: один повесился, второй утонул». В советские годы в здании Успенской церкви была машинно-тракторная станция. Храм ещё предстоит восстановить.
Издавна Вятское славилось источниками – сейчас в селе четыре крупных родника. Пантелеимонов источник, по легенде, находится на месте старинной часовни, а источник Пресвятой Богородицы на 37-ми ключах называется так потому, что рядом есть маленький пруд с многочисленными ключами. Воду Ерехтанского источника в XIX веке пытались добывать в промышленных масштабах, но она тогда «спряталась», иссякла, и теперь течёт скромной струйкой.
* * *
Разные судьбы у сёл и храмов с вятскими названиями. Некоторые сгинули в лихолетье, а в других ещё теплится огонёк православной веры и согревает тепло человеческого жилья – продолжают жить ростки веры, посеянные когда-то предками вятчан и выходцами из Вятской земли.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий