И на песках незыблем храм

Невская святыня

Есть в Санкт-Петербурге такой район – Пески. Это старое название – от песчаной гряды, которая когда-то была дном древнего моря. И песочек в ней морской. Сейчас-то всё застроено и заасфальтировано. В студенческие годы жил я там, на 8-й Советской улице, и немного интересовался историей.

Вот Дегтярная улица – на ней, понятно, стояли склады с дёгтем Смоляного двора, который был на месте нынешнего Смольного. Параллельно тянется Суворовский проспект, который до 1900-го назывался Слоновой улицей – на Песках располагался Слоновый двор, куда привозили этих экзотических животных из Индии. А ещё на Песках было подворье Афонского монастыря – на углу нынешней 5-й Советской и Дегтярной улиц. Впрочем, об этом тогда, в советское время, я не знал и только удивлялся: что это за дом с облупившимися стенами и всегда закрытой дверью – на табличке написано, что это Ленинградский госархив технической документации, а вроде на церковь похоже?

Это и в самом деле некогда был Благовещенский храм Афонского подворья. В 2016-м его вернули Церкви, вывезя архив. И вот новость: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга передал Афонскому подворью участок площадью 570 кв. метров. Решил я сходить туда, узнать о планах новых его насельников. Пошёл утром, чтобы попасть на службу. И… дважды ошибся.

Благовещенский храм с часовней

Во-первых, служба была по-монастырски ранняя, так что попал лишь к окончанию. Во-вторых, ошибся дверью. Вход в храм сразу за углом, как сворачиваешь с Дегтярной – туда ничтоже сумняшеся и вошёл. А надо было чуток дальше пройти, где вход в другое подворье, которому, собственно, участок со зданиями и передали.

Оказывается, подворий два. Одно из них – с небольшой церковью Всех святых, на горе Афонской просиявших, – находится в ведении Афонского подворья в Москве и является ставропигиальным. А другое – Петербургское архиерейское подворье. Оно располагается в самом Благовещенском храме. Как потом понял, ошибся я правильно, поскольку в этот день именно сюда и надо было прийти.

Приложившись к иконе Божией Матери на аналое – необычного письма, без Младенца и с молитвенно простёртой десницей, – включаюсь в службу. Но дело уже к проповеди. Из алтаря выходит настоятель, иеромонах в камилавке, благословляет и делает объявление, что записки на Афон будут приниматься только до 5 декабря. В проповеди же говорит: «Братья и сестры, сегодня праздник нашей чудотворной иконы – Пресвятой Богородицы “Невская Скоропослушница”…»

Далее кратко рассказывает историю образа, упомянув при этом, что во время блокады Ленинграда день её памяти чудесно совпал с открытием «Дороги жизни» через Ладожское озеро, спасавшей тогда жителей града на Неве.

Оказывается, в самом начале «Дороги жизни», в посёлке Заборье, что в Тихвинском благочинии, есть храм в честь Невской иконы Божией Матери «Скоропослушница» и сегодня там престольный праздник. Появился храм в 2002-м, а спустя три года его название несколько изменилось, поскольку синодальная комиссия определила именовать икону так: «Невская Скоропослушница». Тем самым было признано, что это наша особая, петербургская, святыня.

Позже в разговоре с батюшкой выяснилось, что его дед был водителем полуторки, возившей грузы по «Дороге жизни». Тоже ведь удивительное совпадение – если учесть, что его внук, иеромонах Григорий (Сысоев), стал настоятелем храма, история которого хоть и косвенно, но также связана с иконой. А было так…

Иеромонах Григорий (Сысоев)

По сонному видению

В 1878 году с Афона в Санкт-Петербург прибыли два иеромонаха собирать средства на восстановление древнего храма Святителя Николая Чудотворца в Мирах Ликийских. С собой они привезли икону «Скоропослушница», написанную, как гласит предание, «по сонному видению иноку Святой Горы». На ней была изображена Божия Матерь с благословляющей десницей «подчёркнуто больших размеров». А в это время здесь, на Песках, на нынешней 2-й Советской улице, строилась часовня Александра Невского – в честь чудесного спасения императора Александра II в Париже во время покушения на него поляка-эмигранта. И было решено эту часовню «причислить» к храму, на восстановление которого святогорцы собирали средства. Так Афонская «Скоропослушница» и оказалась в часовне на Песках. В ту пору здесь ещё не было Афонского подворья – и образ стал как бы его предтечей.

В 1880-м часовня сгорела. То есть случилось это за год до убийства императора Александра II. До этого шесть покушений террористов из-за разного рода «случайностей» окончились безрезультатно, и вполне возможно, что цареубийцы со зла и спалили часовню. Причём дотла. На пепелище осталась только афонская икона «Скоропослушница» – как писали тогда, «в мусоре пепелища была обретена нетленная икона Божией Матери “Скоропослушница”, писанная на толстом картоне, с явными следами огненного опаления».

К святыне потянулись богомольцы, в том числе особенно почитать её стала императрица Александра Фёдоровна. На месте часовни построили Николо-Александровский храм, в котором непрестанно заказывались молебны перед чудотворной иконой – в сторожке сидел дежурный священник и по звонку выходил служить. Поминальных записок было столь много, что набиралось несколько бельевых корзин, и священник их вычитывать уже не мог, а только благословлял крестом и Евангелием. Часто святыню возили по домам. Обычной картиной на Песках было: едет пролётка со «Скоропослушницей», а по бокам сидят священник и псаломщик. Сохранились выписки из храмового журнала чудес и исцелений. Например, такая: «Заброшенная больная женщина в своей квартире – общий рак с метастазами (грязь, зловоние), никто не выдержал до конца молебна. После молебна исцелилась».

Так что местные жители, зная афонскую предысторию святыни, весьма приветствовали строительство на Песках подворья Афонского Андреевского мужского скита с благолепной церковью во имя Благовещения Божией Матери и Её иконы «В скорбех и печалех Утешение».

Храм освятили в 1892 году. А главным его строителем был золотопромышленник и выдающийся благотворитель Иннокентий Михайлович Сибиряков. Сам он в 1894-м принял монашество в выстроенном Благовещенском храме и некоторое время подвизался на подворье, пока не уехал на Афон – там он и почил, уже будучи в схиме.

Так выглядел прежде храм Благовещения Пресвятой Богородицы

После революции Благовещенский храм остался оплотом православия. Профессор Духовной академии Александр Александрович Бронзов в 1920 году писал: «Если где-то в Петрограде богослужение совершается истово, по церковному Уставу и непрестанно, то именно в Афонском подворье». Не поддался храм на Дегтярной и обновленцам, захватившим почти все церкви в городе. К 1933 году подворье закрыли, в храме разместили архивы, значительно перестроив его внутри и снаружи. Но стены сохранили память…

Чудо спасения

– Знаете, когда в 2016 году митрополит Варсонофий благословил совершать здесь архиерейскую службу, ничего в храме не было, только строительный мусор, – рассказал отец Григорий. – Впору было запаниковать. Но накануне одна из помощниц, реставратор, мыла стену храма и из-под штукатурки проступила фреска с образом святого Димитрия Солунского. А ведь это был день его памяти, 8 ноября! И такое ответственное дело, как первая архиерейская литургия, прошло хорошо. Потом были и другие знаки, которые не давали нам отчаяться.

– Неужели храм оказался в таком плохом состоянии? – уточняю у настоятеля. – Всё-таки не маслозавод какой-нибудь, не МТС здесь размещались, а всего лишь архив.

– Здание десятилетиями не ремонтировалось и было совершенно запущено. Когда мы первый раз приехали сюда с помощником наместника Александро-Невской лавры по реставрации, то просто сердце сжалось. Я ещё тогда не знал, что владыка поставит меня сюда настоятелем. Не думал, что придётся покинуть нашу Лавру и заняться строительными работами. В своё время мечтал я монашествовать на Афоне, а вот как получилось – мой Афон оказался здесь. Голые стены, электричества нет, водопровод и отопление отключены – а уже зима на носу. Слава Богу, успели вовремя запустить отопление, а то случалось, что в переданном храме какое-то время штукатурка осыпалась из-за нарушения теплового режима.

– Сейчас храм без куполов, а раньше, наверное, был очень красивый?

– Архитектор Николай Никитич Никонов выстроил его в неорусском стиле с так называемой разновысокой купольной системой. Внешне храм ничем не уступал знаменитому Спасу-на-Крови. А теперь смотришь со стороны и больно…

– Вы на проповеди не сказали, что было с иконой после революции.

– Николо-Александровский храм на 2-й Советской, где она находилась, власти взорвали, даже следа не осталось. А чудотворный образ был перенесён в Князь-Владимирский собор, где пребывал много лет, в том числе во время блокады Ленинграда. В 1957-м верующим вернули Троицкий собор АлександроНевской лавры и образ перешёл туда – он сейчас находится слева от амвона, можно сказать, на царском месте. А у нас – его список.

Чудотворный образ «Невская Скоропослушница» сейчас находится в Троицком храме Александро-Невской лавры

– Как всё в истории переплелось: чудо спасения императора Александра II, блокада Ленинграда…

– А ещё чудо спасения императора Александра III, которое с нашим храмом также связано. Такое вот совпадение. Когда террорист стрелял в проезжавшего по улицам Парижа императора Александра II – у него, к счастью, стволы в двуствольном пистолете разорвало, – в коляске вместе с императором сидел цесаревич, будущий Александр III. Это было в 1867 году. А в 1888-м террористы заложили бомбу уже под его вагон в поезде. Вагон разнесло на части, но бомбисты не знали, что царь Александр очень рано встаёт – во время взрыва он с семьёй завтракал в вагоне-ресторане. Этот вагон также сошёл с рельсов, и царь, будучи могучим человеком, держал на плечах рухнувшую крышу, чтобы все спаслись. В память об этом митрополит Санкт-Петербургский Исидор благословил строить наш храм.

– Не понял, а как же Афонское подворье…

– Так всё последовательно происходило. В 1875 году благочестивая купчиха Джамаусова пожертвовала афонским монахам землю на Песках, храм заложили в 1889-м, а перед этим было крушение царского поезда – и владыка дал благословение строить с престолом в память о чудесном спасении царя. И у нас в верхнем храме есть придел во имя святого благоверного Александра Невского – небесного покровителя императора Александра III.

В память о спасении были написаны иконы, и царь с семьёй потом молился перед одной такой, ему подаренной. На образе – девять святых, в том числе Александр Невский и пророк Божий Осия, память которого приходится на 17 октября, день спасения. Очень нам хотелось иметь в храме этот образ. В прошлом году при посредничестве фонда «Русь Православная» удалось договориться с хранителем иконы, чтобы она находилась у нас. И вот она здесь, в северном нефе с левой стороны.

Семейная икона императора Александра III о чуде спасения

– Неужели она принадлежала самому императору?

– Была ему подарена. В советское время она находилась в Музее атеизма, который располагался в Казанском соборе, а потом оказалась в частной коллекции. Сложно было договориться с нынешним хозяином, но благотворительный фонд, слава Богу, нам помог. Икона считается национальным достоянием, её нельзя вывезти за границу. Она только для России. И её место здесь.

Афонская молитва

– Какие ещё иконы у вас особо чтимые?

– Главные у нас обе Богородичные – Благовещения в верхнем храме, где ещё идёт ремонт, и «В скорбех и печалех Утешение», во имя которой освящён центральный алтарь в нижнем храме. С этой иконой тоже удивительная история. Она принадлежала Афанасию III Пателарию, Патриарху Константинопольскому, который жил в XVII веке и никогда с ней не расставался. Позже она перешла в русский Андреевский скит на Афоне, образованный на месте кельи святителя. Не раз её привозили в Россию, где по молитвам к ней многие исцелялись. Особенно много таких случаев было в Вятской губернии: косноязычные обретали дар речи, парализованные вставали на ноги. В 1890 году икону по решению братии Андреевского скита навсегда отправили в Россию. Во время Первой мировой войны митрополит Петроградский Владимир (Богоявленский) здесь, на подворье Андреевского скита, положил начало неусыпному молению перед ней о даровании победы русскому воинству. В ту пору на подворье было четырнадцать монахов и десять послушников – молебны и панихиды совершались днём и ночью. Когда же наш храм при советской власти закрыли, то икону передали в Николо-Богоявленский собор, где она и находится в алтаре.

А как у нас её список появился? Когда храм вновь открылся, мы стали молиться, чтобы обрести этот образ. Спустя год позвонили знакомые реставраторы из Иркутска: «Мы нашли икону у нас в епархии, но не можем понять, та это или не та». А дело в том, что когда её до революции возили по губерниям, то появилось несколько списков: на Вятке и, по-видимому, в Сибири. А может, на Афоне списки тоже делали и в Россию привозили. Посмотрел я: «Она!» Правда, икона была в плохом состоянии – доска раскололась надвое. Но отреставрировали – и вот она здесь, в северном нефе. На ней Божия Матерь, Иоанн Креститель, Иоанн Богослов и другие святые. Владыка Варсонофий, узнав об этом обретении, обрадовался: «Отец Григорий, как хорошо вышло! А у меня есть для вашей святыни подарок», – и передал нам мощевик с частичкой Пояса Божией Матери из Ватопедского монастыря. Раз такое дело, решили мы для каждого святого на иконе обрести частицы мощей. И теперь в ней частицы находятся. Такая вот сейчас святыня у нас, «В скорбех и печалех Утешение».

Ещё у нас есть образ «Скоропослушницы», тоже написанный на Афоне и загадочным образом попавший к нам. В 80-е годы в СССР афонские монахи привезли несколько икон для реставрации. Ничего необычного в этом не было, ведь наша школа реставрации всегда в мире славилась. Мастера поработали над иконами, и образы вернулись обратно на Афон. А один остался. О нём все уже забыли, но тут вдруг он обнаружился, и его принесли сюда, как бы к наследникам Афонского подворья. Посмотрел я на оборотную сторону иконы – а там печать с датой «1982» и с именем архимандрита Григория, настоятеля Дохиарского монастыря. Спрашиваю: «А если греки спохватятся, назад потребуют?» Реставраторы: «А мы им новую напишем». На том и порешили.

Дружить с Афоном теперь непросто

– Связи со Святой Горой вы не теряете? Поминальные записки туда отправляете?

– Да, наши люди ездят туда по возможности, молитвенная связь не прерывается. Но ситуация сейчас непростая, как вы знаете. Монастыри на Афоне напрямую подчиняются Константинопольскому Патриарху, который поддержал раскольников на Украине. Поэтому наши клирики не могут Афон посещать, только миряне бывают там. Вот через них и общаемся с монахами-святогорцами, которым тоже непросто в сложившейся ситуации. Ну и телефонная связь, Интернет помогают поддерживать контакты. Сейчас появилось много всяких организаций, которые называют себя «афонскими», собирают платные записки, а куда девают их, никто не знает – в лучшем случае, сжигают, не выбрасывают. У нас, конечно, не так. Связи давние, и ничто их не разрушит.

В такой непростой ситуации не только мы, но и наши соседи – Представительство Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря в Санкт-Петербурге, которое является частью Патриаршего подворья в Москве. Дело в том, что до революции в Санкт-Петербурге было два подворья – наше, Старо-Афонское Андреевского скита, и Ново-Афонское Пантелеимонова монастыря, которое находилось в районе Юсуповского дворца, близ нынешнего метро «Технологический институт». По ряду причин вернуть Церкви Ново-Афонское подворье невозможно, и под него отдали часть территории нашего, Старо-Афонского. Вот и соседствуем. Там освящён небольшой храм, тоже службы идут.

– По плану вы должны восстановить Благовещенский храм целиком, с высокими куполами?

– Мы обязаны это сделать, не отходя ни на миллиметр от проекта. Даже гвоздь вбить по своей воле не вправе, потому что «объект» охраняется государством. Когда архив здесь располагался, это был не памятник, а теперь вот памятник архитектуры. Это, конечно, затрудняет восстановление. Только на разработку технической документации у нас ушло несколько лет.

– Зато какой красивый у вас дубовый иконостас! Он по старым чертежам сделан?

– Да тут всё по чертежам, фотографиям, даже по кадрам кинохроники – сведения всюду искали. Но это только в нижнем храме, а в верхнем не то что иконостаса, даже элементарного ремонта ещё нет.

Раскрытая живопись в нижнем храме (фото: www.citywalls.ru)

– Государство финансирует?

– В нынешней обстановке, когда идёт СВО, как-то неуместно претендовать на государственные деньги. Приходится искать спонсоров. И наши прихожане, хоть их и немного пока, помогают чем могут. Главное же, чтобы молитва здесь не переставала.

– У вас много святынь. И прежние монахи, наверное, стали небесными покровителями?

– Последним настоятелем нашего подворья был священномученик архимандрит Макарий (Реутов). Он вместе с отцом ушёл на Афон, в Андреевский скит, когда ему было 26 лет. В 1912 году его вернули в Россию и сразу поставили на подворье. В 1923-м его дважды арестовывали за несогласие с обновленчеством. Потом «добровольно» выслали, и он с частью братии поселился в посёлке Славянка под Ленинградом. А в ночь с 17 на 18 февраля 1932 года в Ленинграде и пригородах прошла большая «чистка», было арестовано около 500 монахов и монахинь. Отцу Макарию с некоторыми монахами удалось скрыться и поселиться на квартирах в Ленинграде. Но продержались они только до октября – их нашли и отправили в лагеря. Там отца Макария расстреляли. Также не вернулись из лагерей и другие насельники подворья. Вообще в 1932-м в Ленинграде не осталось ни одного монаха. Но они теперь с нами. Так что унывать не приходится!

* * *

После разговора с настоятелем подошёл я к церковному киоску приобрести книжечку про храм. Свечница Наталья посетовала, что книжечка тонкая, напечатана была почти сразу после открытия храма, а сколько уже нового о нём собрано, но нет средств всё это издать. Таких благодетелей, как купец Сибиряков, построивший этот храм, нынче не сыскать. А какая славная фамилия была! У купца, впоследствии схимонаха, Иннокентия (Сибирякова) был брат Александр, также купец и исследователь Сибири. В его честь два ледокола были названы – один до революции, а другой даже при советской власти. В 1932 году «Александр Сибиряков» под командованием капитана Воронина впервые в истории совершил сквозное плавание по Северному морскому пути из Белого моря в Берингово за одну навигацию…

Слушал я рассказ Натальи и удивлялся, сколь много знает «простая» женщина на свечном киоске. Сама она местная, из Песков. Как и Андрей Фёдоров, живущий напротив храма. Бывший преподаватель вуза и журналист, работавший также на православном телеканале «Союз», он сейчас ведёт небольшую воскресную школу на приходе. Места в храме нет, и под это арендуют другое помещение. Там же проходят репетиции церковного хора, который состоит из одних мужчин и на службах поёт знаменным распевом. Регент его – Алексей Жуков – руководит также хором Валаамского монастыря. И бывает, что в Благовещенский храм приходят даже неверующие, чтобы услышать пробирающие до глубины души валаамский и афонский распевы. Да, приход здесь пока небольшой, но какие интересные люди! И какие святыни в храме! Наверное, так и должно быть – в удивительном уголке Петербурга, на Песках.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий