Один день в Серафимовом монастыре
«Дом – это хорошо»
Утро. В трапезной для паломников пока никого, кроме меня. Слышу, как за стенкой, в другой трапезной – для матушек – читают житие преподобного Феодосия, его же ныне память совершается. Затем – об Успении Божией Матери. Слышен голос настоятельницы: «Радуйтесь, Я с вами во все дни…» Молодая энергичная матушка Серафима (Кривова) была назначена на должность игуменьи Серафимова монастыря нынешней весной, сменив игуменью Иеремиилу (Исупову).
Улыбчивая монахиня вносит мой завтрак: каша, чай, хлеб, варенье в мисочке, – и удаляется. Оглядываю комнату. Наверно, во многих женских монастырьках, удалённых от городов, похожая обстановка: пёстрые домотканые коврики на стульях, на стене – большой календарь с изображением любимого святого (здесь это, конечно, преподобный Серафим); в пластмассовых ящиках дозревают помидоры, прикрытые белой холстинкой.
В окно виден сруб в 16 венцов, с прорубленными окнами. Наверху стоит перевёрнутое вверх дном корыто, а внутри ходит, оглядывая стены и оконные проёмы, седобородый старец библейской наружности. Я приняла было его за батюшку, а он оказался местным жителем, который приходит помогать строителям. Один из них вскоре появляется на крыше – с силой дёргая за шнур, он заводит бензопилу. Потом переворачивает корыто, под которым обнаружились инструменты, и начинает стучать молотком. И седовласый трудник поднимается на крышу: дело не ждёт – нужно до холодов успеть достроить матушкам дом. После пожара, шесть лет назад уничтожившего келейный корпус, монахини ютятся в здании трапезной – довольно ветхом.
Глядят на сруб из окна своей трапезной и монахини, делятся мыслями:
– Дом-то, наверно, холодный будет.
– Если утеплят, может, и хорошо будет.
– Не видно пока, чтобы утепляли. Надо было сразу между брёвен прокладывать. Ну ладно, что будет, то будет, всё равно дом – это хорошо.
Слышится пение: «Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил нас земных Твоих благ…» Трапеза окончена, пора приступать к послушаниям, а их сегодня у всех достаточно – завтра праздник Успения Пресвятой Богородицы.
Сладкое послушание
Нам с паломницей Ириной досталось сладкое послушание – раскладывать по контейнерам протёртую с сахаром смородину. Дело, на первый взгляд, лёгкое, но имеет свои тонкости. Если капнуть на края контейнера, его будет трудно закрыть герметично. Как ни стараюсь донести ковш с вареньем точно до середины ёмкости, это никак не удаётся. Ещё и реплики из коридора слышатся такие, что не удержишься от улыбки:
– У кота опять мыши сидели в тарелке, чуть ли не на голове у него… Надо его поменьше кормить…
– Что творится, козы домой зашли! – матушка Серафима пытается урезонить Ириску – всеобщую любимицу. Та вошла в сени, смотрит смело и умно, при этом бодро топочет.
– Кто пришёл тут? – спрашивает козу одна из матушек с той интонацией, с которой обращаются к маленьким детям. – Чего ты хочешь?..
Ирина берёт бумажный квадратик, пишет: СМОРОДИНА, касается им деревянной лопатки в кастрюле – и сладкая масса действует не хуже клея, бумажка прикреплена к крышке.
Вот кастрюля и пуста, контейнеры с полезнейшим продуктом отправились в холодильник. Но недаром нынче год особенно урожайный на ягоду – матушки вносят новый бак, на сей раз с вареньем. Нужно разлить его по бутылкам.
– Это чёрная смородинка, – поясняет матушка игуменья, – мы отправляем её благотворителям в Воркуту, поэтому надо аккуратненько сделать.
Горлышко у воронки маленькое, пробуем наливать понемногу и проталкивать ягодки шпажкой. Не выходит. Нашлась воронка покрупнее – одного диаметра с горлышком бутылки.
– А если одному держать, а другому заливать?
– А ещё можно чем-то замотать, чтобы не вытекало.
– А если попробовать просто держать?.. Ой-ёй, потекло на стол, чё теперь делать?
– Предлагаю забинтовать скотчем, – говорит вошедшая к нам матушка Серафима, оценив обстановку и вмиг найдя верное решение. – А у кого тут половник утонул?
Это моя оплошность – оставила его в баке. Матушка Серафима скрепляет скотчем горлышки воронки и бутылки, а Ирина отправляется мыть утопленный мною половник.
– Ты пока наливай, – говорит она игуменье.
Матушка Серафима с улыбкой поясняет:
– Мама с Урала в гости приехала. Только мама так может говорить. Мам надо слушаться. Господи, благослови!
Наливаем варенье в четыре руки. Неожиданно звучит мелодичный рингтон смартфона, матушка берёт трубку, и лицо её озаряется улыбкой.
– Здравствуйте, Павел. Бог благословит. Ой, слава Богу, варенья наварили, вот послушанием занимаемся. К празднику Успения Пресвятой Богородицы готовимся. Послужим завтра.
– Завтра я приеду к вам во второй половине дня. Привезу мастера-сантехника, – слышен голос из трубки.
– Павел, как вы меня обрадовали! Сегодня отец Димитрий Хрусталёв нам жертвует радиаторы и насос для подкачки воды. И вы мне сейчас такую новость чудесную говорите! Спаси Господи!
Собеседник матушки приезжает трудиться в монастырь. Не только траву косит, но и разный мусор сжигает. Спрашивает, много ли его скопилось.
– Я на пятачок вынесла два сухих дерева, – отвечает настоятельница. – Ещё одно нашла за алтарём Серафимовского храма, только у меня нет сил его тащить. Возле котельной навалили много хлама: шиповник скошенный, доски. Надо ещё одну иву спилить. Дел много разных. Вот мама приехала, мы начали у козочек фольгоизолом стеночку утеплять.
Кроме мастера-сантехника Павел обещает назавтра привезти ещё грибов – он живёт в деревне, где людей мало, а грибов много, вот и раздаёт мешками.
– Как хорошо! Слава Богу! – радуется матушка Серафима, ведь у матушек ситуация обратная: в Ибе народа много, а грибов мало. – А мы никак не можем добыть грибов. Вот Господь и посылает, потому что непонятно, какое время грядёт. Спаси Господи, Павел. С Богом!
– Хороший человече, – улыбается матушка Серафима, закончив разговор. И тут же, пока телефон в руке, нужно позаботиться о цветах к Плащанице: связывается с монахиней Сергией по поводу покупки в городе белых кустовых хризантем и розовых гвоздик, затем отправляет голосовое сообщение помощнице-мирянке Олюшке, что трудится в цветочном магазине.
Наконец десятилитровая кастрюля опустела, но на стенках ещё много варенья.
Матушка Серафима берёт силиконовую лопатку и приступает к завершающей стадии нашего послушания.
– Мне так нравится это чудо с лопаточкой, – говорит она. – Раз! – и вся кастрюля чистая!
Полторашки со смородиновым вареньем из Серафимовского монастыря скоро отправятся в Воркуту.
– Матушка Пантелеимона, принимайте работу – варенье разлили из кастрюль, – говорит матушка Серафима проходящей мимо монахине преклонных лет.
– О, спаси Господи, дорогие! – радостно удивляется та. – Слава Богу, и как быстро!
– В шесть рук легче, – отвечает с улыбкой настоятельница.
Как во всяком доме, перед праздником много хлопот. Многим сёстрам мать игуменья годится в дочери, так что из любви к ним немало трудов несёт сама.
Предпраздничные хлопоты
Тем временем приближается время обеда, и моё смородиновое послушание сменяется кабачковым. Матушке Вере, которая несёт послушание повара, требуется помощь: надо порезать колечками кабачки.
– Вот здесь у нас живут доски, – матушка Серафима стремительно и гибко наклоняется и выуживает с одной из нижних полок разделочную доску. – А здесь – ножи.
Запыхалась матушка Вера – готовит к обеду несколько блюд. А нужно ещё о завтрашнем праздничном столе побеспокоиться – наверняка приедут гости.
Утром матушка игуменья пособила ей в храме.
– Матушка Вера, я сегодня вместо тебя спела всё, что там было.
– А что? Что съела-то? – не расслышала та.
– Весь майонез съела и сметану, в конце поста, – шутит матушка Серафима, и мы втроём смеёмся. – Да не съела – спела!
Сообщает монастырскому повару радостную новость: завтра приедет сантехник, который будет ставить дополнительные батареи. Господь послал!
– Ой, это хорошо! – радуется матушка Вера и говорит уже мне: – Может, в этом году потеплее будет. А то с середины сентября, бывало, уже начинали мёрзнуть. Хорошо, что сейчас тёплый стоит сентябрь и сухой. Хочется тепла. Это радость, что Господь даёт такие дни.
Бензопилы тем временем без передышки ревут за окном – дом продолжает строиться.
Кабачковое послушание сменяется картофельным – назавтра потребуется много картошки: в праздничном меню уха, пюре к рыбе (нерку привёз утром помощник Владимир). Пока совершаются кухонные дела, матушка Серафима занимается уборкой к празднику. Попутно нашла обычные лампочки и думает, что с ними делать – такими в монастыре уже не пользуются, перешли на энергосберегающие.
– В паникадиле у нас 80 лампочек. Обычные лампочки очень много электричества мотают и перегревают кабель. Когда смотрели счётчик, кабель был обугленный, и пришлось срочные меры принимать – закупить энергосберегающие.
Кроме лампочек, во время предпраздничной ревизии углов отыскалось много чего нужного: валик для ремонта, мешочек с тёплыми рукавичками на зиму, канцелярские ножики – будет чем резать фольгоизол для домика козочек. Самой маленькой из находок матушка обрадовалась больше всего:
– Ой, слава Богу, нашёлся такой же шурупчик, как тот, что вчера потеряла на сеновале! Надо его туда вернуть!
– Кто готов совершить подвиг – отчистить поднос? – спрашивает игуменья. – Мамуль, придётся тебе. Мы его на подворье нашли, когда уборку делали.
Ирина вооружается металлической щёткой и приступает к послушанию, терпеливо отчищая черноту и возвращая предмету былой пригожий вид. А вещи, что отслужили своё, откладываются в сторону – на сжигание. Что-то вынесут потом на компостную кучу.
– Ох! – устало, но радостно выдыхает матушка Параскева, входя в сени с подберёзовиками в ладонях. – Грибов много! Они возле вагончика растут.
Вагончик – это на самом деле настоящий вагон пассажирского поезда. Вид его здесь, на зелёном пригорке у ограды монастыря, несколько фантастичен. Когда-то его пожертвовали обители от Северной ветки РЖД, и в нём в тёплое время года живут паломники.
Матушка Параскева крутит в руках плетёную из соломки хлебницу, предназначенную на сжигание.
– Жалко, – говорит. – Но донце совсем прохудилось. А у меня родители плели, и сама я умею. Папа, Царство Небесное, корзины плёл и морды – рыбу ловить. Голь на выдумки хитра! – смеётся.
Заканчивается предпраздничная уборка. Матушка игуменья отдаёт последние распоряжения, а тут и обед поспел. В трапезной матушек расставляют посуду, а затем оттуда слышится согласное пение – в два голоса поют тропарь Успения: «В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице…»
Позвали к обеду работников Михаила и Владимира, а третий – ибский – отправился подкрепиться домой.
На столе появляются тарелки с дымящимся супом, жареные кабачки, тушёные с морковкой макароны и даже арбуз.
– Такой вкусный суп! – нахваливает Владимир.
Михаил тоже доволен:
– Кабачки у меня любимое блюдо. А ещё драники, в детстве мама бесподобно их делала.
Спрашиваю Михаила, не белорус ли он, – и точно. А мама его, между прочим, похоронена здесь, на монастырском кладбище. Видно, тоже много потрудилась в обители. Узнав, что я из газеты «Вера», Владимир говорит, что его мама была нашей подписчицей. Тесен мир!
– Как вы думаете, – задаю вопрос, – до холодов успеете построить дом для матушек?
– Должны, – уверенно отвечает Владимир.
– Будем стараться, – вторит его товарищ. – В конце сентября под крышу пустим, потом – отделка.
– Вы, наверно, оба строители?
– Самоучки мы, – улыбаются. – Деревенские парни. Хоть живём давно в городе, но детство прошло в деревне.
«Смотрите, какая красавица!»
Матушка Пантелеимона, у которой в руках две аккуратно сложенные ткани, белая и цветастая, обращается к игуменье:
– Матушка, какую ткань возьмём под Плащаницу?
– Лучше белоснежную, конечно.
– Потом, матушка, зайди, пожалуйста, в храм, своими ручками Плащаницу постели. В три часа понесём.
До выноса Плащаницы ещё есть время, и настоятельница поручает мне собирать смородину. Кустов много, ветки тяжелеют под «северным виноградом», как ещё называют у нас эту ягоду. Матушка Серафима вышла проводить до плантаций.
– Смотрите, какая красавица ползёт! – улыбнулась она, остановившись и подняв с земли крупную зелёную гусеницу. Отнесла в сторонку, посадив на куст. – Это будет большая красивая бабочка бражник. Я одну гусеницу такую спасла, и она…
Матушка не успела договорить – к ней подбежали две девчушки лет десяти, обняли радостно, прижались.
– Птички, прилетели! Как отдохнули?
– Хорошо. Мы пойдём к Мурзику.
– Идите покормите его.
Рита с Дариной живут в селе и часто прибегают к матушкам, помогают по мере сил. У матери игуменьи, надо сказать, за плечами немалый педагогический опыт – много лет назад при монастыре воспитывались несколько девочек. Они давно выросли, судьбы их устроены. Гусеница, спасённая матушкой, навела меня на мысль: вот так же и тех девочек она пожалела, подняла, вырастила – и они вылетели в жизнь красивыми бабочками.
– А тут стоял сестринский корпус, он сгорел шесть лет назад, – показывает настоятельница на пустырь с торчащей в небо пожарной лестницей. Предстоит её убрать, прокосить траву, раскопать фундамент…
Все эти труды, как и множество других, – в будущем, а пока матушка Серафима, указав мне путь к смородиновой плантации, идёт встречать цветы к празднику Успения Пресвятой Богородицы.
Собираю ягоды, а рядом козы щиплют траву и листья с дерева. Поразительно смышлёные создания: чтобы добраться до лакомых листочков, одна из них встала передними копытцами на ствол и пригнула его к земле.
Праздник
Но вот отложены нескончаемые хлопоты, наступает Праздник. Матушки в полном облачении собрались возле старинного деревянного Стефановского храма, где находится Плащаница. Отсюда крестным ходом понесут её в новый каменный Серафимовский храм. Ждут матушку Серафиму, которая в эти минуты заканчивает убирать цветами место, где будет находиться Плащаница.
От Стефановского храма открывается чудесный вид. Куда взгляд ни кинь – леса. Вблизи совсем ещё зелёные, а на горизонте мягко синеющие. Так же мягко синеет и храм. Матушки говорят, что хотят покрасить его. Только надо отодрать старую краску, а сил у них на это нет. Мало матушек, они в возрасте, больные.
– А там река вдали – Сысола, – показывает матушка Параскева. – Завивается змейкой. И глубокая-глубокая! А тут, смотрите, слива у нас растёт – терновник называется. И вишня! Правда, вороны всё лопают. А вот кедры, их ещё матушка Серафима, Царство Небесное, посадила.
Игумения Серафима (Волочкова) – мама владыки Питирима, архиепископа Сыктывкарского и Воркутинского. В Серафимовой обители она трудилась на протяжении девяти лет, до кончины, и похоронена на монастырском кладбище.
– Они совсем маленькие были, когда я приезжала сюда в первый раз, – говорит Ирина, глядя на кедры-великаны. – Мы ещё думали, не приживутся, замёрзнут.
Болит у матушек душа о Стефановском храме – ведь ни разу за 125 лет не реставрировался. Обращались к властям, чтобы начали его спасать. Самим можно разве что какие-то косметические работы провести, ведь это исторический памятник федерального значения. Но ещё немного – и спасать будет нечего. Матушки говорят, уже несколько лет с крыши куски падают. Временами приезжают бригады волонтёров – например, недавно были ребята из Молодёжного крыла «Народного фронта». Но храму нужна серьёзная реставрация. Год за годом ветшает эта церковь, построенная всем миром всего за сутки.
Матушка Параскева рассказывает историю:
– В 1896 году построили. Когда Стефан Пермский приплыл сюда, к коми-зырянам, на камне в тысяча триста каком-то году, люди святого не приняли – прогнали, чтобы идолам поклоняться не мешал. А потом начались беды у них: падёж скота, мальчики стали умирать сразу, как родятся, – в общем, чё-то плохо стало. Говорят: «Мы святого обидели». Их потомки за сутки и построили вот эту часовенку, без алтаря. А потом уже алтарь сделали.
Говорят, в 30–40-е годы склад здесь был, зерно, что ли, хранили. Когда гонения закончились, стали потихоньку восстанавливать. Я когда пришла в монастырь 14 лет назад, храм Серафима Саровского ещё недостроен был, и служили тут.
– Ой! Кошка зашла! Я и не обратила внимания, с разговорами-то. Мура, Мурочка, туда нельзя заходить! – ласково зовёт матушка Параскева.
Мы немного ещё посидели на скамеечке возле могилок прежних насельниц, а потом пришла матушка Серафима. Игуменья вынесла из Стефановского храма Плащаницу Пресвятой Богородицы, и процессия двинулась к Серафимовскому храму.
За окном по-летнему тепло, а в храме прохладно, мраморные плиты блестят, точно изо льда. Значит, цветы – белые хризантемы и розовые гвоздики – простоят долго.
Не удалось мне достоять до конца службы – пора было идти на вечерний, последний в этот день, автобус. Матушка игуменья на минуту отлучилась из церкви, чтобы проводить. Напутствуя, передала благословение монастыря – свечи и календарик с преподобным Серафимом, приглашала приезжать ещё.
С сожалением оглядываюсь от ворот на монастырь, освещённый мягкими лучами вечернего солнца. Даст Бог, ещё встретимся!
* * *
Подать записки в монастырь можно в соцсетях и почтой: serafimovmonastyr@rambler.ru. Для контактов: 89121348328 (м. Серафима). Для оказания помощи к номеру привязана карта Сбер (получатель Екатерина Валериевна К.).
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий