«Я не стремился к этой должности»
«Я не стремился к этой должности»
Первая мысль после вести об избрании Болгарским Патриархом митрополита Видинского Даниила (Николова): свершилось чудо Божие. Во всяком случае, сейчас всё выглядит именно так. Победил сторонник дружбы с Русской Церковью и противник признания богоборческой ПЦУ и Патриарха Константинопольского Варфоломея – в общем, православный монах, а не церковный политик.
Что интересно, биография, на первый взгляд, не располагает. Владыка – в миру Анастас Николов – родился 2 марта 1972 года. В Софийском университете изучал английскую филологию и богословие. В 1997 году стал послушником в одном из болгарских монастырей, спустя два года принял постриг, ещё через девять лет стал викарием своего духовного отца – митрополита Неврокопского Иосифа, вскоре ставшего митрополитом США, Канады и Австралии. В общем, во многом принадлежал к англоязычной культуре: язык знает в совершенстве, жил в соответствующих странах. Но остался при этом самим собой – православным болгарином, следующим всем традициям своей Церкви.
* * *
Патриархом митрополит Даниил стал вопреки прогнозам аналитиков и прочим мирским предположениям, энергичным пожеланиям Вселенской Патриархии, Государственного департамента США, болгарского правительства и той части болгарского епископата, которая склонила перед ними выю. Его кандидатура сначала не рассматривалась вовсе, затем не воспринималась всерьёз, так что когда он сказал: «Я не стремился к этой должности», – это чистая правда, сам он удивлён не меньше других. Дело в том, что местоблюстителем престола после смерти Патриарха Неофита был избран митрополит Врачанский Григорий (Цветков). Это всегда было последней ступенькой к патриаршеству. Но не в этот раз.
Здесь нужно пояснить, что владыка Григорий – фигура не вполне самостоятельная. И это не оценка его личных качеств – просто епископом он стал лишь в 2017 году. Но при этом является ставленником митрополита Пловдивского Николая – самого влиятельного члена Синода. Тесные отношения с ними поддерживает и митрополит Ловчанский Гавриил, который тоже стал кандидатом в Патриархи и потерпел поражение.
Было бы крайним упрощением говорить, что митрополиты Николай, Гавриил и Григорий – русофобы. Все трое бесчисленное множество раз говорили об уважении или даже любви к России. Митрополит Гавриил в советское время, ещё будучи архимандритом, возглавлял подворье Болгарской Православной Церкви в Москве и считается в Болгарии полностью пророссийским.
Совершенно неверно утверждать, что им нравится ПЦУ. О том, что это раскольничья, если не хуже, деноминация, они тоже высказывались не раз. Далеко от истины и то мнение, что они питают хотя бы толику уважения к Патриарху Варфоломею. Нужно понимать, что это не какие-то инфернальные злодеи, а люди со всех сторон положительные, но решившие, что миром сейчас правят те силы, ради которых стоит поступиться некоторыми убеждениями. Это своего рода искушение. Вспомним, его не избежал даже апостол Пётр, трижды за ночь предавший Христа. «Сила солому ломит», – говорит пословица. Кто-то уступает – порой те, от кого этого меньше всего ожидаешь. Думается, борьба за Патриарший престол сыграла не последнюю роль в том, что случилось незадолго до выборов – 19 мая.
Желая угодить силе – речь, понятно, идёт об Америке, – они и совершили ошибку, которая привела их к поражению. Девятнадцатого мая митрополиты Николай и Гавриил отправились на Фанар, где сослужили не только Патриарху Варфоломею, но и Естратию (Зоре), главе ПЦУ, и другим раскольникам. На службе присутствовали и наиболее пронатовские, проамериканские политики Болгарии. Это была своего рода присяга миру сему, которая оттолкнула многих неопределившихся в Болгарской Церкви. Хотели как лучше, но не учли, что выбирать Патриарха будет не Сенат США, а православные болгары.
Хотя митрополит Григорий и не был на этом политическом шоу в Стамбуле, никто не обманывался на его счёт. Как местоблюститель, он не мог поехать без решения Синода, а Церковь никого в Фанар не отправляла – это была частная инициатива. Ещё одной причиной была необходимость сохранять максимально нейтральную позицию, чтобы не оттолкнуть болгарских сторонников Украинской Православной Церкви и её главы – митрополита Онуфрия. Но болгары помнили слова митрополита Николая, снявшего свою кандидатуру с выборов со словами: «Вы не хотите меня – тогда посмотрите, кого я вам дам». Речь шла о митрополите Григории. Думается, владыку Николая застало врасплох открытие, что он не единственный, кто решает, кому быть в Болгарии Патриархом.
* * *
Прямо противоположной позиции о расколе на Украине придерживается сегодня митрополит Даниил, сказавший несколько дней назад, перед избранием: «Вместо того чтобы принести мир Церкви, как говорит Патриарх Варфоломей, он начал войну, в которой буквально те люди, которых он провозгласил каноническими, преследуют каноническую Церковь, захватывают храмы, бьют священников, убивают». Эта твёрдость, которую он демонстрирует не впервые (владыка предельно последователен, не менял мнения под влиянием обстоятельств), и сыграла, возможно, решающую роль в его избрании.
За несколько дней до выборов Союз православных журналистов Украины (СПЖ), руководитель которого Дмитрий Скворцов находится сейчас в киевской тюрьме по ложному обвинению, так оценил причины, по которым владыка Даниил может стать Патриархом:
– Он занимает чёткую позицию относительно ПЦУ и Фанара. Чем привлекает тех, кто называет себя патриотами Болгарии и выступает категорически против вмешательства Константинополя в дела БПЦ;
– Его видят как человека, который не боится говорить правду и который может поставить Болгарскую Церковь на совершенно иную ступень, чем сейчас;
– Он способен противостоять давлению властей на Церковь.
Но шансы его СПЖ оценила как ничтожные, потому что он относительно молод, а также принципиально твёрд в некоторых вопросах. Владыка Григорий как компромиссная фигура – человек, который старается придерживаться нейтралитета во всём, в том числе в споре между Фанаром и Даниловым монастырём в Москве, – выглядел лучше других. При этом никто не сомневался, что он будет проводить политику митрополита Николая. Признание ПЦУ и резкое охлаждение отношений с Русской Церковью казались вопросами решёнными.
* * *
Почему-то мало кто задумывался, что участники Собора, которым предстояло принять решение, хорошо это понимают. Не было секретом и кто стоит за всем этим. Болгарский политик Костадин Костадинов призывал президента страны созвать заседание Совета безопасности по поводу действий Государственного департамента США, откровенно вмешавшегося в выборы Патриарха. Совет, конечно, не созвали, сделав вид, что ничего не замечают, но осадочек остался.
В первом голосовании 64 делегата Собора проголосовали за митрополита Врачанского Григория. Митрополит Видинский Даниил получил 51 голос. Митрополита Ловчанского Гавриила поддержали лишь 19 делегатов, и во второй тур он не прошёл.
Предполагалось, что эти девятнадцать проголосуют за владыку Григория. Но они поступили с точностью до наоборот. То есть оказалось, что митрополита Гавриила поддерживали вовсе не потому, что тот начал уступать фанарцам и американцам.
Так или иначе, во втором туре из 138 участников Собора 66 человек проголосовали за митрополита Григория, а 69 – за митрополита Даниила: ровно половина, три бюллетеня оказались испорченными.
* * *
Реакция Патриарха Варфоломея, приехавшего в Софию поздравить с победой митрополита Григория, была неописуемой.
На литургии он отсутствовал, хотя духовенство и хор патриаршего храма были заранее извещены, что Константинопольский Патриарх будет сослужить Святейшему Даниилу. Это значилось в программе, которую глава Фанара проигнорировал. Накануне он демонстративно отсутствовал на торжественном ужине. По некоторым сведениям, сразу после голосования вернулся в Стамбул, страшно разочарованный. Победил ещё один сторонник каких-то канонов, совершенно, как полагают в Стамбуле, устаревших. Вот уже несколько лет во Вселенской Патриархии забалтывают эту тему и… вдруг обнаруживают, что выглядят нелепо, жалко и даже смешно.
Из высказываний Святейшего Даниила на эту тему:
«С тех пор как Патриарх Варфоломей возглавил Константинопольский Патриархат, то есть с 1991 года по настоящее время, он всегда признавал, что Украинская Православная Церковь находится под юрисдикцией Московского Патриархата. Теперь он вдруг заявил, что Киевская митрополия никогда не находилась под полной юрисдикцией Московского Патриархата».
Вот ещё одна мысль (перескажу своими словами): триста лет Константинопольский Патриархат права Русской Церкви признавал и вдруг признавать перестал – но так как сроки исковой давности установлены Вселенскими Соборами в тридцать лет, это не имеет значения.
«На протяжении трёх столетий православный народ Украины жил в полном единстве и был неотъемлемой частью Русской Православной Церкви. Киевские митрополиты с тех пор являются членами Священного Синода Русской Церкви, избирают и имеют право избираться Патриархами. Все эти 300 лет украинские верующие признавали Московского Патриарха своим духовным наставником. Может ли через 300 лет кто-то извне прийти и сказать: я твой отец? Кто последует за ним и кто ему поверит?»
В общем, планы Фанара вовлечь Болгарскую Церковь в свою орбиту с треском провалились.
* * *
Противники Святейшего Даниила в панике, пишут: «Произошла катастрофа!», «Новый болгарский патриарх – друг Кремля», «Всем честным священнослужителям надо переходить под омофор Константинополя». Вот ещё: «Даниил поддержал вторжение России в Украину». На самом деле он призвал болгар прекратить «сеять ненависть к одной из воюющих сторон, названной единственным агрессором».
Дальше всех зашёл настоятель Гигинского монастыря архимандрит Никанор (Мишков) – открытый сторонник Патриарха Варфоломея, также сослуживший с представителями антихристианской ПЦУ. Он огласил в Фейсбуке: «Моего патриарха с сегодняшнего дня зовут Варфоломей! Завтра подаю заявление о выходе из БПЦ!» Нет никаких сомнений, что это осознанная провокация. Предполагалось, что Патриарх с облегчением подпишет отставку, отправив отца Никанора на покой, а по сути, отпустив в свободное плавание.
Но Святейший Даниил предложил живое общение вместо переписки в Фейсбуке, а отставку не принял, понимая, что за этим последует. Так что перейти к Варфоломею в согласии с канонами у Гигинского настоятеля не выйдет. Конечно, Патриарх Варфоломей примет его в любом виде. Но за расстригой пойдут лишь фанатики евроинтеграции и люди, страдающие душевными расстройствами на почве русофобии.
Разумеется, демарш архимандрита Никифора не главная проблема, а лишь симптом. Такого, кажется, никогда ещё не было, чтобы за Патриарха голосовала лишь половина выборщиков. Худший из возможных сценариев – украинский: раскол при полной поддержке Патриарха Варфоломея, правительства, европейских и американских властных структур. Но при этом далеко не факт, что митрополит Григорий и Гавриил – люди довольно умеренные – захотят участвовать в подобных авантюрах. Вместе с владыкой Николаем они приняли участие в первой литургии, которую отслужил новый Патриарх в соборе Святого Александра Невского. К отсутствию Патриарха Варфоломея отнеслись спокойно. По крайней мере, внешне всё выглядит так, что мир в Болгарской Церкви восстановлен. Бог в помощь братушкам.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий