Застрявший «лифт»

Накануне начала учебного года в нашей Церкви, по сообщению Патриархия.ru, запустили образовательный проект «Ключи» по помощи в подготовке учащихся 10-х и 11-х классов к ЕГЭ. Кому-то это может показаться странным: какое отношение Церковь имеет к ЕГЭ? А вот приходится защищать обездоленных. Считалось, что ЕГЭ станет «социальным лифтом» для школьников из бедных семей: получил заслуженные баллы – и поступай дистанционно в любой вуз страны, даже на билеты не надо тратиться, чтобы ехать куда-то на экзамены. Но этот «лифт» дал сбой. Большие баллы по ЕГЭ стали получать, в первую очередь, дети из обеспеченных семей, у которых имеются деньги нанять репетиторов, и льготные категории школьников.

Иллюстративное фото с сайта sochi.ru

Для примера, в одном только Сыктывкаре, сравнительно небольшом городе, на сайте komi.profi.ru зарегистрировано 6 486 репетиторов по подготовке к ЕГЭ. Среди них есть кандидаты наук с опытом вузовской работы. Берут они за час занятий 600 рублей и даже более. Конечно, глубоких знаний они дать не могут, просто не успевают, но «натаскивают» на сдачу тестов эффективно. Так что в школе можно учиться шаляй-валяй, а потом за деньги тебя подтянут для поступления в вуз. Пример: по статистике 36 процентов старшеклассников вообще не читают книг, но умудряются писать «проходные» сочинения и сдают ЕГЭ. А кто читает, всесторонне знает предметы, тот часто теряется на ЕГЭ – без специальной подготовки. Вот чтобы уравнять возможности, Церковь и взялась за этот проект, причём занятия будут бесплатны – для учащихся из многодетных, малообеспеченных семей и детей-сирот.

Не поспешила ли Церковь с этим проектом, ведь вроде бы говорят, что ЕГЭ могут отменить? В настоящее время в Госдуме, в Комитете по просвещению, находится соответствующий законопроект, который будет рассматриваться в первом чтении в октябре. «Содержание ЕГЭ оторвано от школьного курса. Многие деятели науки и культуры, учителя и родители утверждают, что тестирование в принципе не способно выявить уровень знаний, а процесс обучения превращается в “натаскивание” на экзамен, – приводятся уже хорошо знакомые доводы в Пояснительной записке к законопроекту. Но появилось и кое-что новое: иногда выпускникам, получившим высокие баллы, не остаётся мест в вузе из-за победителей и призёров олимпиад. В результате введения ЕГЭ, как считают эксперты, расходы родителей переместились на рынок репетиторов, а коррупционная составляющая – из сферы приёмных комиссий в сферу олимпиад».

Есть сомнения, однако, что законопроект, предложенный фракцией ЛДПР, поддержит большинство депутатов. Подобные законопроекты вносились уже несколько раз, и всякий раз парламентское большинство или правительство отвергало их. Первый зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга, отметив, что ЕГЭ предлагают упразднить уже не в первый раз, прямо заявил: «Сейчас это похоже на акцию привлечения внимания без последующего обсуждения. Мне кажется, перспектива у этого проекта неоптимистичная». Глава Рособрнадзора Анзор Музаев считает, что отказ от ЕГЭ возможен только при появлении понятной и объективной альтернативы для оценки знаний, а её, мол, нет.

Подготовкой школьников к ЕГЭ на православных приходах в Москве стали заниматься четыре года назад – по инициативе епархиального отдела по церковному социальному служению. Вскоре к этому подключились приходы из Сыктывкара и Кинешмы, учебные центры там устроены на базе воскресных школ. В нынешнем году из 43 сыктывкарских и кинешемских школьников, окончивших курсы, 27 поступили на бюджетные места. Среди них четверо получили выше 90 баллов по ЕГЭ по русскому языку. Нынче в сентябре к учебной программе «Ключи» присоединятся ещё пять православных образовательных центров из Ивановской, Псковской областей и Республики Коми.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий