Райская жизнь

 Мысли деревенского жителя

Андрей ЕГРАШОВ

Есть два вожделения современных людей, освободившихся от каторги тяжёлого физического труда и войн. Хотим и приобретаем – вещи, недвижимость, авто. Идём в храмы и ставим свечки. «Просите и дано будет вам!»: «Чего вам, бедолаги?» – «Хотим комфорта и безопасности!»

Нашим предкам было элементарно не до того. А у нас появилось время. Но сейчас они, глядя на нас, могут сказать: «Мы были счастливее вас! Мы жили радостнее!» Я и сам из поколения, которое помнит ещё советское прошлое. Что у нас было? Ничего, кроме нас самих.

Лишь когда нахлобучит жизнь по полной кого-то, тогда вцепится он в творения святых отцов. Оживут строчки, в которых сказано о спасительности скорбей, что надо радоваться искушениям. Оказывается, всё имеет смысл. Оказывается, скорбь – это не тупик тупиков, не железобетонная стена, но неприметная дверца в Чудный сад…

Комфорт и безопасность застили нам глаза. Даже Президент убеждал нас с экранов, что «главная цель – благосостояние народа»! А значит, потребление. Но теперь-то, надеюсь, и он понял, что за страна оказалась под его… не властью, нет! – под его «временным управлением». Что нынешние обстояния по Божьему Промыслу даны нам для понимания того, что оказались мы здесь, в этом мире, отнюдь не ради пребывания в комфорте и безопасности, но для покаяния в застарелом грехе первочеловеков.

«К чему твои призывы? – слышу я вопрос. – К чему ты призываешь? Общее устремление нельзя остановить. В пещеры мы уже не вернёмся и в 412-й “Москвич” не пересядем».

Да, общее устремление остановить невозможно. Оно ведёт человечество туда, куда оно его ведёт. А частным порядком вполне можно ещё спасаться.

Есть такое полузабытое понятие – «аскеза». Если она ещё и не горделивая, это вообще прекрасная штука!

Поклон читателям из русской деревни Заручевье, что на земле древней Новгородчины. Здесь всё комфортно и безопасно. Для души.

Конечно, относительно безопасно.

…Я – добровольный ссыльник в деревню. Мне говорят, что я «живу как в раю».

Это говорят каторжники, вкалывающие на офисных галерах почти год, чтобы потом пару недель «пожить, как я». Они повосхищаются моим «раем», а потом ложатся на обратный курс и возвращаются в свой городской «ад». «Я – твой друг Аладдин, но я – раб лампы!»

А я и впрямь жил бы как в раю. Но мой рай хрупко инсталлирован в мир, где ковиды и СВО. И у меня в раю есть смартфон, от коего не отлипнуть. Так через меня проходят все электротоки грешной земли. Но это аллегория, а я продолжу про комфорт и безопасность, или «Почему они спешат вернуться».

В деревне тоже есть и водопровод, и канализация. Даже в самых бедных домах. Водопроводная система – вёдра с коромыслом (или без оного) и рукомойник. Канализация – слив и тоже ведро, помойное.

Так вот. Веками эти нехитрые причиндалы воспитывали в сельских жителях очень важное качество – экономность, а через это – добродетель скромности. Объясняю.

Умываешься, чистишь зубы, моешь посуду – не получится пустить воду тугой струёй, ведь рукомойник сконструирован таким образом, что воду добываешь, ударяя по носику. Расход воды – минимальный, что разумно, ибо за водой надо идти, и часто неблизко. И по любой погоде.

То же самое с канализацией. Ведро быстро переполняется – за этим нужно внимательно следить. И то и дело выносить. На улицу. В любую погоду. С больной спиной. Такое вот дублирование от неразумного расходования воды.

В городах сейчас устанавливают водные счётчики, и народишко начал чуток экономить ресурс. Но всё равно ежедневно какая-нибудь юная особа забирается в ванну и привычно открывает кингстоны: «Тра-ля-ля, я ведь взрослая уже!» А рядом трясётся «умная» стиральная машина, ведь в человеке всё должно быть прекрасно – и джинсы, и пуловер…

Кто-нибудь знает нормы расхода холодной воды на одного члена городской семьи? 200 литров в сутки! То есть мне, чтобы подняться до уровня юной потребительницы, нужно притащить 20 вёдер воды. Надо будет её, эту воду, ещё и нагреть. И проложить трубу, чтобы вода не осталась стоять под полом.

Вот бы выпустить просветительский мультик «Тра-ля-ля»: вот отдельно взятая ванная комната, потом камера отъезжает – в аксонометрии стояк высотки: мыльная водичка по канализационному стояку низвергается в диггерские глубины; дом, двор, микрорайон, город – и всё стекает в канализационный коллектор. Пенистая Ниагара! Что дальше – вообразите сами…

«Не мы такие – жизнь такая! – скажут. – Экономить не получается. Некомфортно».

И я тихо поинтересуюсь: «А как у ваших деток в таком случае дела обстоят со скромностью?»

Не менжуйтесь! Ответ ведаю.

…Мне, жителю сельского рая, однако, надобно идти за водой на колодец. Старые косточки болят, посему ведёрочки беру поменьше – восьмилитровые. Шестнадцать литров мне за глаза, да и назавтра ишо останется!

Ну а ежели байну стопить, придётся пару раз прогуляться. Пару вёдер надо горячей, ещё пару вёдер – ледянки. Чего ж, раз в неделю можно. И веник свежий сломать да запарить. У меня, в раю, и дуб, и берёза, и липа произрастают – с моего облома не облысеют. Люблю я свой рай – жалею лишнего взять. Берегу.

Вот только бы знать – для кого…

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий