ПРОТИВОСТОЯНИЕ ПУСТОТЕ
В Париже арестовали Павла Дурова, основателя социальных сетей «ВКонтакте» и Telegram. Фигура медийная, поэтому шума много. С удивлением замечаю, что к хору возмущённых подключились и православные, уважаемые мной люди. Только они выступили не за освобождение «борца за приватность личной информации», а совсем наоборот: «Так ему и надо, сатанисту!» Возмутило их интервью, взятое Такером Карлсоном, в котором Дуров заявил: «Христианская Церковь – это фашиствующее воплощение регресса. Чем быстрее она и навязанные ею предрассудки сойдут на нет, тем быстрее европейцы начнут возрождаться духовно. Если выбирать из религий, то я бы выбрал буддизм».
Почему на эту чушь программиста-филолога (Дуров окончил филфак в Петербурге) только сейчас обратили внимание? Точно в тех же словах всё это он «возвестил» ещё в 2012 году – в комментариях к своим «Правилам жизни Павла Дурова», в узких кругах известным как «Евангелие от Павла». Там он, говоря о «духовности», объясняет свой выбор: «Буддизм ближе к славянам хотя бы лингвистически (“Будда” = “пробуждённый”, общий корень с “будить”). А вот ближневосточная мифология не была органична ни для славян, ни для других европейцев». И ведь не поспоришь. Потому что невежество нельзя переспорить. Станешь объяснять, что все мифы мира – что ближневосточные, что европейские – равно повествуют о сотворении мира и человека, а в буддизме сотворения нет, там вообще нет «начала», и что европейцам совершенно чужд буддистский путь отрешения от всех человеческих чувств, – но что толку? Где логики нет изначально, там она никак не воспримется. Сам про славян, про национальный выбор, а христианство у него – «фашиствующий регресс». Так ведь фашизм – это как раз ультранационализм, а в христианстве нет эллина и иудея. И технический прогресс, за который так ратует Дуров, проявился как раз в христианских странах, а не в буддистских.
Вот это и ужасает. Нынешняя «элита», которой люди в рот смотрят, вдруг оказывается чудовищно невежественной и просто глупой. Ладно бы они сами по себе, так ведь свои идеи молодёжи втюхивают: «Мы должны быть свободными, как Дуров!» И читают в его «Правилах» о свободе: «Плыть против течения… Когда ваше мнение шло полностью вразрез с мнением окружающих? Это самые ценные моменты, в которые нужно вцепляться мёртвой хваткой». Наверное, таким «моментом» было, когда он из окна офиса бросал на улицу денежные купюры (по одной) и снимал на видео реакцию толпы?..
Что примечательно: когда Дуров «во имя свободы» отказался предоставить ФСБ данные о террористах, общавшихся через Telegram, никто его не преследовал, а на «свободном» Западе, куда он уехал из России, посадили в тюрьму – за то же самое. Более того, выдали ордер на арест его старшего брата Николая – доктора наук, живущего в Москве и работающего в Математическом институте имени Стеклова, – он, собственно, и является создателем Telegram и «ВКонтакте». В чём можно обвинить человека, который всего лишь написал программный код и мессенджером никак не управляет? Да в чём угодно – просто обвинить, и всё. Русский – значит, плохой. Тамошняя элита ведь тоже не семи пядей – «мочит» неугодных не мудрствуя. Даже бывшего президента США примитивно пытаются убрать из политики, обвинив в каких-то давних домогательствах. И потом эта стрельба по нему из винтовки… Мир меняется – наступает и впрямь что-то вроде «фашиствующего регресса». Должны ли мы подчиниться его правилам, всё поделив на чёрное и белое? Нет конечно! Так почему каких-то пустозвонов возводим в ранг сатанистов?
Да, нас давят и ментально, и экономически. И война идёт. Надо этому отвечать – но реальным вызовам, пусть даже символическим. Давняя наша подписчица и автор из Выборга Светлана Кудряшова пишет: «Если бы не война и Швеция не вступила в НАТО, так наверху нас бы и не услышали. Мы уже сколько лет бьёмся! И только сейчас стало что-то решаться…» Это она о памятнике в самом центре русского Выборга – шведскому оккупанту, маршалу Торгильсу Кнутссону. В XIX веке поставить его захотела местная шведская диаспора. Горожане воспротивились, в чём их поддержал император Александр III. Следующий император – Николай II – также был против памятника, но после революции 1905 года, видно желая показаться либеральным, согласился на компромисс: пусть стоит шведский маршал, но напротив поставьте Петра I. Так два памятника напротив и стояли. В начале Великой Отечественной финны, захватив Выборг, свои военные парады проводили у памятника Кнутссону, а когда наши пришли, то фотографировались целыми взводами у Петра I. В 1948 году каменного рыцаря «случайно» снесли. А в 1993-м местные либералы его восстановили. И только сейчас встал вопрос: какие могут быть компромиссы? Выборг русский город, ещё со времён древних новгородцев.
Об этом странном памятнике мы тоже писали («Выбор на Балтике», № 887, ноябрь 2021 г.), и будем рады, если вопрос и вправду решится. Но просто взять его и сломать, чтобы «насолить» натовцам-шведам, – это будет война с пустотой. Строить козни, запугивать, мелочно мстить око за око – наш ли метод? И тут можно вновь обратиться к истории. Когда шведский король стал проигрывать в Северной войне, он приказал отрубить правые руки пятидесяти пленным русским солдатам (что очень по-европейски) и отпустить их, чтобы они своим видом ужаснули русских, подорвав их волю к победе. Увидев изуродованных солдат, Пётр I пришёл в неописуемую ярость – он был готов совершить то же самое со шведскими пленными. Но, помолившись, сделал совершенно иное. Нет, не стал он прятать искалеченных от своей армии, а, напротив, повысил их в звании до сержантов и распределил каждого по полкам и морским судам. Видя, что и такие калеки полны решимости сражаться, их сослуживцы ещё больше воспряли духом.
Ненависть, месть – это засасывающая пустота, которая не сделает нас сильными. И слава Богу, не вижу я злобы в наших воинах, поэтому и побеждают. Злобствуют в пабликах, в том же Telegram, диванные воины. Остаётся их только пожалеть и самому обходить стороной пустопорожние словесные ристалища.
Добавить комментарий