Целомудрие, верность, покаяние
Светлана КУДРЯШОВА
Целомудрие, верность, покаяние… Об этом мы размышляем, когда 15 июня отмечаем память обретения мощей святой Иулиании Вяземской.
Сам день памяти (смерти) этой русской святой княгини приходится на 3 января, но в народе особо почиталось обретение её мощей. Ведь что важно в понимании святости? Прославление Богом его угодника – а чудесное обретение мощей и было удостоверением святости. При этом, конечно, помнили в народе, когда и при каких обстоятельствах была убита княгиня. Житие её читается как сказка с неожиданным концом – в итоге не только убиенная, но и раскаявшийся убийца обрели святость в глазах Господа. Но это не сказка, а реальная история, чему есть исторические свидетельства, раскрывающие интересные подробности.
Утраты, испытания
Начать с того, что историк Алексей Шахматов, не раз обращавшийся к преданию о Гостомысле, отмечал, что «память о Гостомысле держалась в Новгороде долго» и что из новгородских бояр Гостомысловых вышла святая Иулиания. Тут надо сказать, что, по преданию, именно Гостомысл призвал варягов на Русь. То есть ещё до княжения Рюриковичей в будущей Руси были своя государственность и старшины, к потомкам которых и принадлежала наша святая.
По некоторым сведениям, родилась она в 1389 году в Торжке. В этот городок, подчинявшийся Великому Новгороду, наместником был поставлен её отец, знатный боярин Максим Данилович. Там его убили за приверженность к Великому князю Московскому Василию Дмитриевичу, старшему сыну Дмитрия Ивановича Донского. Воскресенская летопись так описывает: «О убиении Максимове в Торжку. В леть 6901 [1393 г.], в празник Пасхи, на Велик день, Новгородци и Новотржцы, снемшеся [собравшиеся] вечем, убиша в Торжку некоего христолюбца, Максима именем, добра хотяще великому князю…»
Будучи новгородским боярином, Максим Данилович сочувствовал намерению Московского князя собрать всю Русскую землю в одну державу. Об этом историк Николай Карамзин рассказывает так: «Новгородцы отказывались платить дань царю Московскому. Посол Великокняжеский представил новгородцам, что они, с 1386 года платив Донскому народную дань, обязаны платить её и сыну его; обязаны также признать Митрополита судиёй в делах гражданских, или испытают гнев Государев. Новгородцы отвечали, что народная дань издревле шла обыкновенно в общую казну, а Князь довольствовался одними пошлинами и дарами. Сей ответ был принят за объявление войны. Полки Московские, Коломенские, Звенигородские, Дмитриевские, предводимые дядею Великого Князя, Владимиром Андреевичем Храбрым, и сыном Донского, Юрием, взяли Торжок и множество пленников в областях Новгорода, куда сельские жители бежали от меча и неволи. Уже рать Московская, совершив месть, возвратилась, когда Василий узнал, что Торжок, оставленный без войска, бунтует и что ревностный доброхот Великокняжеский Максим убит друзьями Новгородского Правительства. Тут он решился неслыханною у нас дотоле казнию устрашить мятежников: велел боярам снова идти с войском в Торжок, изыскать виновников убийства и представить в Москву. Привели семьдесят человек. Народ собрался на площади и был свидетелем зрелища ужасного. Осуждённые на смерть, сии преступники исходили кровию в муках».
Мать Иулиании, Мария Никитична, не смогла пережить безвременную гибель супруга и спустя несколько месяцев скончалась. Четырёхлетнюю девочку взялся воспитывать брат мужа, Фёдор Данилович, и заменил ей отца. Иулиания росла в доме дяди, окружённая искренней любовью всей семьи. Рано потеряв родителей, она не впала в уныние, а, возрастая, всё больше и больше полагалась на волю Божию. Молитвы ко Всещедрому Господу в доме дяди и в храме были её главным утешением. И Господь, видя искреннюю веру, не оставил дитя, дав ей не только чистую и нежную душу, но и прекрасную наружность. Её выдали замуж за князя Симеона Мстиславича Вяземского, который бежал в Торжок после того, как литовский завоеватель Витовт захватил его родной город Вязьму в 1403 году. Хотя князь был уже немолодым вдовцом, молодая Иулиания искренне приняла его отеческую заботу и была к нему привязана, не имея ни отца, ни матери.
Злодеяние Юрия Святославича
Супруг Иулиании был не одинок в изгнании – точно так же из Смоленска, захваченного литовцами, бежал Смоленский князь Юрий Святославич. Этих князей соединяла крепкая мужская дружба. Деля пополам радость и горе, они попросили покровительства и защиты в Москве у Великого князя Василия. Тот принял их на службу и дал им на прокормление город Торжок, разделив его на две половины.
Князь Юрий Святославич, человек бесстрашный и властолюбивый, отличался крайне беспокойным характером и жестоким нравом. Так как его супруга осталась в Смоленске (Витовт вывез её с детьми в качестве пленников в Литву), он, прельстившись красотой Иулиании, покусился расторгнуть союз добродетельных супругов. Во время весёлого пира обманом и хитростью заманил княгиню Иулианию в одну из комнат своего дворца. Княгиня увещевала его одуматься, но напрасно. Когда князь напал на неё, княгиня закричала, и на зов о помощи прибежал князь Симеон Мстиславич. В ярости Юрий Святославич бросился на него и убил. Иулиания была возмущена и напугана. Она схватила нож и хотела им ударить князя Юрия, но, ранив в руку, побежала. А тот, обнажив меч, погнался за ней и, догнав её во дворе, изрубил мечом, повелев бросить тело в реку Тверцу. И, как пишет летописец, «бысть ему грех и студ велик, и с того бежа к Орде, не терпя горького своего безчестия».
Между тем тело князя Симеона Мстиславича перенесли с почестями в Вязьму, отпели и торжественно погребли в крепости на Соборном холме, в стенах Никольского (впоследствии Троицкого) храма. Его имущество по общему уговору родственников и с согласия Великих князей – Московского Василия и Литовского Витовта – передали в вяземский собор. С тех пор в нём постоянно совершалось молитвенное поминовение князя Симеона и его супруги.
Так как собор несколько раз перестраивался и сам город подвергался нашествиям неприятеля, мощи святого князя Симеона в настоящее время считаются утраченными. Князь Симеон почитается в Вязьме и Торжке «местно». Его изображения встречаются на иконах и в росписях храмов Торжка, Твери и Вязьмы.
Явление святости
Весною 1407 года один частично парализованный крестьянин увидел тело, плывущее против течения реки. Изумлённый, он услышал голос, который указал ему идти в Торжок и там сказать настоятелю соборной церкви, чтобы перенесли тело Иулиании и погребли у южных дверей храма. Тут же крестьянин почувствовал неожиданное исцеление и с радостью поспешил исполнить приказание. Тело перенесли в собор, и здесь многие больные также получили исцеление – более 50 случаев зафиксировала книга, хранившаяся в соборе возле раки святой княгини-мученицы.
В апреле 1815 года в Торжке начали разборку старого Преображенского собора, построенного ещё в 1364 году на месте более древнего Спасского храма. При этом открылась часть каменной гробницы с мощами княгини Иулиании. И 15 июня 1819 года под соборным храмом, с правой стороны, устроили и освятили в честь святой мученицы часовню. В 1906 году, по случаю 500-летия кончины Иулиании, часовня над её гробом была перестроена и освящена как церковь во имя святой княгини. При её постройке открылся целебный источник.
В 1919 году во время развернувшейся по всей России антирелигиозной кампании гробницу с мощами святой княгини Иулиании вскрыли для «публичного освидетельствования» и «ликвидации культа мёртвых тел». По некоторым данным, после этого случая до 1930 года мощи святой Иулиании покоились в Благовещенской (Михайло-Архангельской) церкви города Торжка. Другие источники утверждают, что сразу после вскрытия гробницы большевики бросили мощи святой Иулиании в реку Тверцу – уже второй раз, как это было после её убиения. В настоящее время местонахождение святых мощей неизвестно.
Считается, что святая Иулиания – хранительница и защитница целомудрия. Её почитают как миряне, так и сугубо монашествующие, поскольку целомудрие – один из трёх обетов, которые дают при монашеском постриге (два других – послушание и нестяжание).
Раскаяние князя Юрия
Бежавший после убийства Симеона и Иулиании в Орду князь Юрий надеялся на покровительство хана Шадибека. После свержения хана в 1407 году Юрий Святославич отправился обратно на Русь. Мучимый совестью, он нигде не мог найти покоя. Однажды, встретившись с монахом-отшельником, понял, что пришло ему время обрести место для спасения души. Такое место обрёл князь в Николаевском Венёве монастыре, который был во владениях его тестя, князя Олега Рязанского, – на южной окраине Рязанского княжества, у реки Осётр, в 34 верстах от Тулы.
Но недолго прожил Юрий Святославич там: вспоминая свои «многие беды и напасти, и мирские мятежи, и душевные страсти», спустя год заболел и скоро скончался – 27 сентября 1408 года, в день празднования Воздвижения Креста Господня. Проживая в монастыре, князь Юрий – последний из владетельных князей Смоленских, происшедших от внука Мономахова, – отличился смирением и благочестием, за что был причислен к лику местночтимых подвижников и прославлен в Соборе Тульских святых.
Погребён он был у правого клироса Никольского храма. В начале XX века над его ракой ещё сохранялась металлическая доска, установленная по благословению епископа Тульского и Белевского Дамаскина. Ныне точное место его погребения неизвестно.
«Мы не знаем, простил ли его Господь. Но люди, которые жили рядом с ним, наверное, видели его смирение, подвиги, раскаяние – раз он был удостоен быть погребённым именно в храме. Ведь сколько здесь было настоятелей, игуменов, архимандритов, и никто из них в храме не похоронен» – так рассуждает о князе Юрии игуменья Алексия (Бажина) ныне женского Свято-Никольского Венёва монастыря.
Известно, что Юрий Святославич оставил монастырю значительный вклад, на который были возведены кирпичные стены вокруг обители с шестью башнями и монашескими кельями. В 1784 году наместник граф Михаил Кречетников, исполнявший должность Тульского и Калужского генерал-губернатора, озаботился поиском строительного материала для Тульского оружейного завода. Он приказал разобрать монастырские жилые здания и ограду. И хоть епископ Мефодий (Коломенский) протестовал, приказ был исполнен – годного для нового строительства белого тёсаного камня было заготовлено до 17 тысяч штук. Так растворилось то материальное, что оставил после себя раскаявшийся князь. Но слёзы его, наверное, были непреходящи у Господа.
Святые для нас – это живые примеры христианской жизни: Иулиания является образцом супружеской верности, её супруг Симеон – образцом верного слуги, а вместе они – покровителями христианского супружества; Юрий учит нас великой силе спасительного покаяния.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий