Целомудрие, верность, покаяние

Светлана КУДРЯШОВА

 

Целомудрие, верность, покаяние… Об этом мы размышляем, когда 15 июня отмечаем память обретения мощей святой Иулиании Вяземской.

Княгиня Иулиания Вяземская

Сам день памяти (смерти) этой русской святой княгини приходится на 3 января, но в народе особо почиталось обретение её мощей. Ведь что важно в понимании святости? Прославление Богом его угодника – а чудесное обретение мощей и было удостоверением святости. При этом, конечно, помнили в народе, когда и при каких обстоятельствах была убита княгиня. Житие её читается как сказка с неожиданным концом – в итоге не только убиенная, но и раскаявшийся убийца обрели святость в глазах Господа. Но это не сказка, а реальная история, чему есть исторические свидетельства, раскрывающие интересные подробности.

Утраты, испытания

Начать с того, что историк Алексей Шахматов, не раз обращавшийся к преданию о Гостомысле, отмечал, что «память о Гостомысле держалась в Новгороде долго» и что из новгородских бояр Гостомысловых вышла святая Иулиания. Тут надо сказать, что, по преданию, именно Гостомысл призвал варягов на Русь. То есть ещё до княжения Рюриковичей в будущей Руси были своя государственность и старшины, к потомкам которых и принадлежала наша святая.

По некоторым сведениям, родилась она в 1389 году в Торжке. В этот городок, подчинявшийся Великому Новгороду, наместником был поставлен её отец, знатный боярин Максим Данилович. Там его убили за приверженность к Великому князю Московскому Василию Дмитриевичу, старшему сыну Дмитрия Ивановича Донского. Воскресенская летопись так описывает: «О убиении Максимове в Торжку. В леть 6901 [1393 г.], в празник Пасхи, на Велик день, Новгородци и Новотржцы, снемшеся [собравшиеся] вечем, убиша в Торжку некоего христолюбца, Максима именем, добра хотяще великому князю…»

Будучи новгородским боярином, Максим Данилович сочувствовал намерению Московского князя собрать всю Русскую землю в одну державу. Об этом историк Николай Карамзин рассказывает так: «Новгородцы отказывались платить дань царю Московскому. Посол Великокняжеский представил новгородцам, что они, с 1386 года платив Донскому народную дань, обязаны платить её и сыну его; обязаны также признать Митрополита судиёй в делах гражданских, или испытают гнев Государев. Новгородцы отвечали, что народная дань издревле шла обыкновенно в общую казну, а Князь довольствовался одними пошлинами и дарами. Сей ответ был принят за объявление войны. Полки Московские, Коломенские, Звенигородские, Дмитриевские, предводимые дядею Великого Князя, Владимиром Андреевичем Храбрым, и сыном Донского, Юрием, взяли Торжок и множество пленников в областях Новгорода, куда сельские жители бежали от меча и неволи. Уже рать Московская, совершив месть, возвратилась, когда Василий узнал, что Торжок, оставленный без войска, бунтует и что ревностный доброхот Великокняжеский Максим убит друзьями Новгородского Правительства. Тут он решился неслыханною у нас дотоле казнию устрашить мятежников: велел боярам снова идти с войском в Торжок, изыскать виновников убийства и представить в Москву. Привели семьдесят человек. Народ собрался на площади и был свидетелем зрелища ужасного. Осуждённые на смерть, сии преступники исходили кровию в муках».

Мать Иулиании, Мария Никитична, не смогла пережить безвременную гибель супруга и спустя несколько месяцев скончалась. Четырёхлетнюю девочку взялся воспитывать брат мужа, Фёдор Данилович, и заменил ей отца. Иулиания росла в доме дяди, окружённая искренней любовью всей семьи. Рано потеряв родителей, она не впала в уныние, а, возрастая, всё больше и больше полагалась на волю Божию. Молитвы ко Всещедрому Господу в доме дяди и в храме были её главным утешением. И Господь, видя искреннюю веру, не оставил дитя, дав ей не только чистую и нежную душу, но и прекрасную наружность. Её выдали замуж за князя Симеона Мстиславича Вяземского, который бежал в Торжок после того, как литовский завоеватель Витовт захватил его родной город Вязьму в 1403 году. Хотя князь был уже немолодым вдовцом, молодая Иулиания искренне приняла его отеческую заботу и была к нему привязана, не имея ни отца, ни матери.

Злодеяние Юрия Святославича

Супруг Иулиании был не одинок в изгнании – точно так же из Смоленска, захваченного литовцами, бежал Смоленский князь Юрий Святославич. Этих князей соединяла крепкая мужская дружба. Деля пополам радость и горе, они попросили покровительства и защиты в Москве у Великого князя Василия. Тот принял их на службу и дал им на прокормление город Торжок, разделив его на две половины.

Князь Юрий Святославич, человек бесстрашный и властолюбивый, отличался крайне беспокойным характером и жестоким нравом. Так как его супруга осталась в Смоленске (Витовт вывез её с детьми в качестве пленников в Литву), он, прельстившись красотой Иулиании, покусился расторгнуть союз добродетельных супругов. Во время весёлого пира обманом и хитростью заманил княгиню Иулианию в одну из комнат своего дворца. Княгиня увещевала его одуматься, но напрасно. Когда князь напал на неё, княгиня закричала, и на зов о помощи прибежал князь Симеон Мстиславич. В ярости Юрий Святославич бросился на него и убил. Иулиания была возмущена и напугана. Она схватила нож и хотела им ударить князя Юрия, но, ранив в руку, побежала. А тот, обнажив меч, погнался за ней и, догнав её во дворе, изрубил мечом, повелев бросить тело в реку Тверцу. И, как пишет летописец, «бысть ему грех и студ велик, и с того бежа к Орде, не терпя горького своего безчестия».

Убиение Иулиании. Миниатюра из Лицевого свода

Между тем тело князя Симеона Мстиславича перенесли с почестями в Вязьму, отпели и торжественно погребли в крепости на Соборном холме, в стенах Никольского (впоследствии Троицкого) храма. Его имущество по общему уговору родственников и с согласия Великих князей – Московского Василия и Литовского Витовта – передали в вяземский собор. С тех пор в нём постоянно совершалось молитвенное поминовение князя Симеона и его супруги.

Троицкий (Никольский) собор в Вязьме, где был погребён св. блгв. князь Симеон Вяземский (с открытки начала XX в.)

 

Мученик Симеон и мученица Иулиания

Так как собор несколько раз перестраивался и сам город подвергался нашествиям неприятеля, мощи святого князя Симеона в настоящее время считаются утраченными. Князь Симеон почитается в Вязьме и Торжке «местно». Его изображения встречаются на иконах и в росписях храмов Торжка, Твери и Вязьмы.

Явление святости

Весною 1407 года один частично парализованный крестьянин увидел тело, плывущее против течения реки. Изумлённый, он услышал голос, который указал ему идти в Торжок и там сказать настоятелю соборной церкви, чтобы перенесли тело Иулиании и погребли у южных дверей храма. Тут же крестьянин почувствовал неожиданное исцеление и с радостью поспешил исполнить приказание. Тело перенесли в собор, и здесь многие больные также получили исцеление – более 50 случаев зафиксировала книга, хранившаяся в соборе возле раки святой княгини-мученицы.

В апреле 1815 года в Торжке начали разборку старого Преображенского собора, построенного ещё в 1364 году на месте более древнего Спасского храма. При этом открылась часть каменной гробницы с мощами княгини Иулиании. И 15 июня 1819 года под соборным храмом, с правой стороны, устроили и освятили в честь святой мученицы часовню. В 1906 году, по случаю 500-летия кончины Иулиании, часовня над её гробом была перестроена и освящена как церковь во имя святой княгини. При её постройке открылся целебный источник.

Спасо-Преображенский собор («малый Исаакий») в Торжке, в котором до 1919 г. хранились мощи св. Иулиании

В 1919 году во время развернувшейся по всей России антирелигиозной кампании гробницу с мощами святой княгини Иулиании вскрыли для «публичного освидетельствования» и «ликвидации культа мёртвых тел». По некоторым данным, после этого случая до 1930 года мощи святой Иулиании покоились в Благовещенской (Михайло-Архангельской) церкви города Торжка. Другие источники утверждают, что сразу после вскрытия гробницы большевики бросили мощи святой Иулиании в реку Тверцу – уже второй раз, как это было после её убиения. В настоящее время местонахождение святых мощей неизвестно.

Считается, что святая Иулиания – хранительница и защитница целомудрия. Её почитают как миряне, так и сугубо монашествующие, поскольку целомудрие – один из трёх обетов, которые дают при монашеском постриге (два других – послушание и нестяжание).

Раскаяние князя Юрия

Бежавший после убийства Симеона и Иулиании в Орду князь Юрий надеялся на покровительство хана Шадибека. После свержения хана в 1407 году Юрий Святославич отправился обратно на Русь. Мучимый совестью, он нигде не мог найти покоя. Однажды, встретившись с монахом-отшельником, понял, что пришло ему время обрести место для спасения души. Такое место обрёл князь в Николаевском Венёве монастыре, который был во владениях его тестя, князя Олега Рязанского, – на южной окраине Рязанского княжества, у реки Осётр, в 34 верстах от Тулы.

Но недолго прожил Юрий Святославич там: вспоминая свои «многие беды и напасти, и мирские мятежи, и душевные страсти», спустя год заболел и скоро скончался – 27 сентября 1408 года, в день празднования Воздвижения Креста Господня. Проживая в монастыре, князь Юрий – последний из владетельных князей Смоленских, происшедших от внука Мономахова, – отличился смирением и благочестием, за что был причислен к лику местночтимых подвижников и прославлен в Соборе Тульских святых.

Погребён он был у правого клироса Никольского храма. В начале XX века над его ракой ещё сохранялась металлическая доска, установленная по благословению епископа Тульского и Белевского Дамаскина. Ныне точное место его погребения неизвестно.

Успенская (Никольская) церковь Венёва монастыря

«Мы не знаем, простил ли его Господь. Но люди, которые жили рядом с ним, наверное, видели его смирение, подвиги, раскаяние – раз он был удостоен быть погребённым именно в храме. Ведь сколько здесь было настоятелей, игуменов, архимандритов, и никто из них в храме не похоронен» – так рассуждает о князе Юрии игуменья Алексия (Бажина) ныне женского Свято-Никольского Венёва монастыря.

Известно, что Юрий Святославич оставил монастырю значительный вклад, на который были возведены кирпичные стены вокруг обители с шестью башнями и монашескими кельями. В 1784 году наместник граф Михаил Кречетников, исполнявший должность Тульского и Калужского генерал-губернатора, озаботился поиском строительного материала для Тульского оружейного завода. Он приказал разобрать монастырские жилые здания и ограду. И хоть епископ Мефодий (Коломенский) протестовал, приказ был исполнен – годного для нового строительства белого тёсаного камня было заготовлено до 17 тысяч штук. Так растворилось то материальное, что оставил после себя раскаявшийся князь. Но слёзы его, наверное, были непреходящи у Господа.

Святые для нас – это живые примеры христианской жизни: Иулиания является образцом супружеской верности, её супруг Симеон – образцом верного слуги, а вместе они – покровителями христианского супружества; Юрий учит нас великой силе спасительного покаяния.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий