На пустом месте
Давно ли вы пересматривали в последний раз «Белое солнце пустыни»? Помните эпизод фильма, когда воин Петруха попросил женщину снять паранджу: «Гюльчатай, открой личико»? А под ним не милое личико азиатской красавицы, а злобный оскал Абдуллы.
Аналог того, что мы называем паранджой, в мире именуется никабом – отличие лишь в том, что в парандже прорезь для глаз закрыта плотной сеткой – чачваном. И вот по поводу этого жутковатого наряда восточной женщины в конце мая разгорелась жаркая дискуссия.
В «Парламентской газете» 20 мая вышло интервью председателя Совета по правам человека при Президенте Валерия Фадеева, в котором он предложил запретить никабы. Депутаты Госдумы от КПРФ заслали правительству запросы на эту тему, но из правительственных «окопов» 27 мая пришла ожидаемая «ответка»: «Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается». Далее, депутат Госдумы, уроженец Дагестана Хамзаев заявил, что никаб не имеет отношения к мусульманской религии, а относится к доисламской арабской традиции и что дискуссия на эту тему появилась на пустом месте и раскалывает российское общество.
Удивительна в этом смысле безграмотность наших руководителей. Мусульманские народы России бедуинских никабов не знали – женщины покрывали голову платками.
А у пустынных кочевников никабом по сей день пользуются и мужчины с совершенно практической целью – чтоб закрыться от мелкого песка. Происхождение никаба историки возводят к Древней Месопотамии. В честь богини плотской любви Астарты все женщины там раз в год должны были заниматься проституцией в священных лесах. Чтобы не быть узнанными, они взяли в привычку закрывать себя полностью. Косвенно это подтверждают слова из Книги Бытия: «Когда Иуда увидел её, он принял её за блудницу, потому что у неё было закрыто лицо» (Быт. 38,15). К этому же можно добавить анекдот про президента Турции Ататюрка, который безуспешно боролся с паранджой и в конце концов издал указ, что турецкие женщины имеют право одеваться так, как они хотят, зато все проститутки обязательно должны носить паранджу. О парандже в Турции не вспоминали уже на следующий день…
И всё же у нас среди руководителей мусульманских организаций нашлись защитники никабов: муфтий Москвы Аляутдинов заявил, что возможный запрет может повредить отношениям России с исламскими странами; татарский муфтий Самигуллин – что нужно «относиться к вероубеждениям друг друга с уважением». За этими словами – позиция Духовного управления мусульман РФ и Совета муфтиев России, в чьих мечетях окормляются исламские радикалы. Здесь не защищают обычаи традиционных российских мусульман, а внедряют чуждые арабские традиции.
При этом никабы запрещены не только в странах Европы. Таджикистан и другие страны Средней Азии тоже пресекают ваххабитские проявления в одежде, жёстко преследуя как никабы, так и салафитские бороды, – и посему самые радикальные едут в Россию, где они чувствуют себя свободно. Муфтий Чечни Салах Межиев сказал, что «сначала женщина надевает на себя просто никаб, а в будущем к нему добавляется пояс с взрывчаткой» и что те, кто покрывает радикалов, «враги Аллаха, иблисы, шайтаны».
Мне доводилось как-то ехать в московском метро, когда туда вошла женщина в парандже. Все с настороженностью стали оглядываться на неё, и вскоре половина вагона рядом с ней опустела. Нам слишком памятны теракты, которые совершали дамы в таких одеяниях. Именно этим и хотели воспользоваться наши властные структуры, когда запустили шар дискуссии на тему никабов в СМИ.
А получилось что? Вместо обычного законодательного запрета возникла ненужная дискуссия – игра на струнах религиозных чувств. И как следствие – рост напряжения в межрелигиозных отношениях. Спишем это на управленческую бездарность, ладно.
Корни же «дискуссии на пустом месте», думается мне, совсем не в том, что власти озаботились сохранением традиций русского ислама или общественной безопасностью. Сейчас в России бурно продвигается биометрия – идентификация человека по его внешним данным, с камер наблюдения в том числе. На пути к решению этой задачи и оказался никаб. Под шумок борьбы с исламским радикализмом это небольшое препятствие к всеобщей цифровизации и слежке легко преодолеть, а потом идти дальше. Что там дальше? Запрет на солнцезащитные очки, обязательная сдача биометрии при посадке в транспорт дальнего следования, использование для биометрии наших фотографий в соцсетях?.. Время покажет.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий