Серафим

Татьяна БЕРЕЖНАЯ

Была ночь. Не такая уж и тёмная, и совсем не страшная. Звёзд на небе было много, и их неясное отражение словно плавало в холодном осеннем воздухе. На земле лежали целые кучи упавших листьев. При свете дня они выглядели как красивый разноцветный ковёр, но ночью, в темноте, они сливались с землёй и оживляли её. Они уже были неотделимы друг от друга. Земля дышала, шевелилась и вздрагивала, точно во сне, когда ветер бесцеремонно тревожил её, пытаясь лишить усталого покоя.

Среди груды листвы сидел маленький котёнок. Он устроил себе там целое гнёздышко – уютное и сухое. И, что ещё важнее, безопасное. Котёнок твёрдо знал, что собаки тут не бегают, людей в такой час на улице не бывает, так что был совершенно спокоен за свою жизнь. К тому же был сыт, что случалось не так уж и часто. Этим вечером он пробегал вдоль домов и возле одного из них обнаружил большого кота. Тот сидел прямо посреди дороги и что-то усердно жевал из плоской миски, стоявшей перед ним. Заметив котёнка, он посторонился.

– Есть хочешь? – поинтересовался кот. Котёнок открыл было рот, чтобы сказать что-нибудь очень вежливое (он всё-таки был воспитанным!), но уже через секунду обнаружил себя лицом в этой самой миске. Он мгновенно доел всё, что там оставалось, и благодарно уставился на взрослого кота, облизывающего свои усы.

– Понравилось? – уточнил кот. Котёнок кивнул.

– Тогда приходи ещё! – покровительственным тоном продолжил он. – Здесь рядом магазин, всё время что-нибудь подбрасывают. Всегда есть чем перекусить. Так что заходи. С тобой я поделюсь.

Малыш не знал, чем он так понравился взрослому коту, зато теперь точно знал, где завтра найдёт себе пропитание – а такого с ним, пожалуй, ещё не случалось. А поскольку ближайшее будущее не вызывало у котёнка никаких тревог, то он с чистой совестью устроился на ночлег. И уже начал засыпать, как вдруг его внимание привлекли какие-то непонятные звуки. То ли большая птица захлопала крыльями (но ведь ночью они не летают?), то ли ветки посыпались с дерева. Одним словом, звук был громкий и котёнку явно не померещился. От природы он был любопытен и, кроме собак, не боялся никого и ничего. Котёнок высунул из-под листьев голову и, оглянувшись по сторонам, увидел незнакомого кота, задумчиво бредущего неподалёку. Именно задумчиво, потому что кот шёл очень уж медленно, будто больше привык парить в воздухе, чем ходить. Или у него просто болели лапы? Разумеется, котёнок не собирался ему мешать: ну, идёт себе куда-то и идёт – иди на здоровье! Но ему почему-то очень захотелось познакомиться с этим странным пришельцем. Очень уж он его заинтересовал.

Кот словно бы угадал его мысли. Остановился, внимательно вглядываясь в темноту.

– Привет! – сказал он. – Ты кто?

– Котёнок! – ответил малыш, покидая своё укрытие и плавно подкрадываясь к незнакомцу. – А ты кто?

– Я – Серафим! – ответил кот. Его голос звучал мягко и был таким добрым, что котёнок невольно подумал: «А вдруг это вовсе и не кот никакой?»

– А сколько тебе лет?

Серафим ненадолго задумался.

– Не знаю! – честно признался он. – У нас нет возраста.

– А разве так бывает?

– Бывает. Здесь у вас есть время, а у нас его нет. Поэтому и возраста нет.

Котёнок сел и почесал задней лапой ухо.

– Ясно, – кивнул он. – Значит, ты ангел?

– В некотором роде, – тут же согласился Серафим. Его откровенность котёнку понравилась. Он всегда приветствовал деловой подход к жизни.

– Ясно! – повторил котёнок, совершенно не удивляясь его словам. – А я всегда думал, что ангелы выглядят как люди…

– Распространённая ошибка, – кивнул в ответ Серафим. – Многие так думают. Но, если честно, мы никак не выглядим. Мы же духи! Хотя если будет нужно, то мы можем принять вид любого живого существа. Это не так сложно. Была бы, как говорится, цель.

– А какая она у тебя? – заинтересовался котёнок. Конечно же, он знал, что любопытство – это плохо, но впервые видел настоящего ангела и говорил с ним! Так что его поведение было вполне понятным и простительным.

– Понимаешь, – задумчиво начал Серафим, – мне дали задание. Я должен помочь одному человеку. Он очень хороший, но совсем запутался. Если я буду выглядеть так же, как он, то у меня ничего не получится. У кота здесь гораздо больше шансов на успех.

– Но почему? И как вообще кот может помочь человеку?

Серафим промолчал. Вместо ответа он подошёл к длинной скамейке и запрыгнул на неё, изящно выгнув свою спину. Котёнок последовал за ним – правда, у него прыжок получился далеко не с первой попытки. И изящным его уж точно назвать было нельзя. Так они и сидели вдвоём: маленький котёнок и большой взрослый кот, который на самом-то деле был ангелом.

– Видишь ли, – снова заговорил Серафим, – иногда люди так ожесточаются, что перестают слышать и понимать друг друга. Они перестают любить. А ведь именно любовь делает их души бессмертными! Поэтому, если человек не может или не хочет позаботиться о другом человеке, он может позаботиться о животном! Вот, например, о коте. Это ему поможет – пусть немного, но всё-таки вылечит его душу.

– Некоторые люди не любят даже животных! – грустно заметил котёнок. – Моего знакомого кота – его звали Бин – выгнали из дома. Он говорил, что вёл себя хорошо, но его всё равно выгнали. Было холодно, и он отморозил себе лапы.

– Да, такое тоже случается! Конечно, ещё есть цветы… Вообще всё живое, созданное Богом, может помочь человеку сохранить свою душу. Но если он сам от всего отказывается, если он оставляет Бога и привязывается душой к тому, что Ему чуждо, то тогда приходит настоящая беда.

Серафим снова замолчал. И в этот раз котёнок не стал задавать ему вопросы. Он сидел и задумчиво глядел на звёздное небо. Ему стало очень грустно, когда вспомнил о Бине. Тот был хорошим, добрым котом, не заслуживавший того, что с ним произошло на улице. Бин попался собакам – с такими больными лапами никто не смог бы от них убежать.

– Послушай, малыш! – вдруг сказал ангел, и котёнок встрепенулся. – У меня есть к тебе одна просьба. Ты хочешь мне помочь?

– Конечно! Что я должен сделать?

Серафим придвинулся к нему и долго шептал ему на ухо что-то очень важное. Поначалу котёнок плохо понимал, что от него хочет ангел, но постепенно его задача становилась для него всё яснее и яснее, и в конце концов он обо всём догадался. И очень обрадовался! Для него такое доверие было большой честью.

Убедившись, что котёнок понял его правильно, Серафим позвал его за собой, и они, покинув скамейку, долго блуждали по ночным улицам. Котёнок забрасывал его вопросами – на самые разные темы! – а ангел охотно отвечал на них. Они явно подружились, и это не переставляло удивлять котёнка, который даже не предполагал, что с ангелами можно так интересно общаться.

– Ничего в этом удивительного нет, – совершенно спокойно заметил Серафим. – Мы ведь все созданы Богом, а значит, способны понимать друг друга. Секрет на самом деле очень прост: нужно думать о других чуть больше, чем о себе самом. Вот, пожалуй, и всё. Вся тайна.

Наконец они пришли на нужное место. То есть это была самая обыкновенная улица, и она ничем не отличалась от любой другой, но раз Серафим сказал, что это здесь – значит, так и было. Ангел бросил прощальный взгляд на котёнка и внезапно растворился в воздухе. Как будто его и не было никогда!

– Подожди! – крикнул растерянный котёнок. – У меня ведь тоже есть к тебе просьба!

– Какая? – тут же откликнулся Серафим. Его самого при этом видно не было.

– Передай, пожалуйста… – начал котёнок и вдруг замялся. Ему почему-то стало неловко, но он набрал в лёгкие воздуха и продолжил: – Передай, пожалуйста, Богу спасибо! За всё. Только не забудь!

– Конечно, я обязательно передам!

В одиночестве котёнок просидел долго. На улице постепенно посветлело, появились прохожие – сначала несколько, потом всё больше и больше. Но все они котёнка не волновали, он ждал его. Того самого, о ком так много рассказывал ему Серафим. И, наконец, дождался. Он появился в конце улицы – высокий, худой, в наглухо застёгнутом пальто. Его плечи были такими сутулыми, что казались вывернутыми в другую сторону. Его ботинки (явно очень дорогие) были давно не чищены, а на краях брюк виднелся слой грязи. Он так спешил, что совсем не смотрел по сторонам и чуть не наступил на котёнка, бросившегося ему под ноги.

– Это что ещё значит? – грозно крикнул он. Голос его был довольно страшен, но котёнок не испугался, ведь ангел обо всём предупредил его. Впрочем, он и сам всё понял по его глазам. Человек этот действительно был несчастен. Злость, застывшая у него на лице, на самом деле была его болью. И эта боль была так сильна, что котёнок на секунду усомнился в словах ангела. Неужели он и в самом деле сможет ему помочь?

Ещё какое-то время они стояли, молча глядя друг на друга. А потом человек нагнулся, ловким движением подхватил котёнка и спрятал его у себя на груди.

– Предупреждаю: когда ты наешься, я сразу же выставлю тебя вон! – всё тем же строгим голосом сказал человек.

Но котёнок ему не поверил. Он прижался головой к его подбородку и начал сопеть. А ещё мурлыкать – очень громко! Так они и шли вдвоём этим поздним осенним утром – человек и кот. Может быть, они выглядели немного странно, но какое им было до этого дело? Они шли и шли, а впереди у них была целая жизнь. Человек осторожно поглаживал котёнка по голове огрубевшими пальцами, а тот щурился от наслаждения и ни о чём уже больше не думал. Никто не обращал на них внимания, и только одинокий луч тёплого осеннего солнца с таинственной добротой и лаской тихо смотрел им вослед.

Рисунки Елены Григорян

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий