Обретение святыни

В столице обретён Московский список Казанской иконы Божией Матери, утерянный в 1918 году. Широкой публике его представил в день иконы как избавительницы от польских оккупантов (он же День народного единства) Патриарх Кирилл.

Фото: Сергей Власов, Пресс-служба Патриарха

«Это событие можно отнести к историческим. Мы видим перед собой подлинник чудотворного образа Казанской Божией Матери, перед которым молились Пожарский и Минин, – заявил Патриарх в Успенском соборе Кремля, говоря о спасении России от иностранных интервентов во времена Смуты. – Этот образ является нашей национальной святыней».

История с исчезновением подлинника иконы полна «белых пятен». В 1904-м, когда она пропала из собора Казанского Богородицкого монастыря, следствие вышло на известного «клюквенника» (карманника, ворующего в храмах) Варфоломея Стояна. Выяснилось, что в ночь на 29 июня 1904 года он вместе с подельником Ананием Комовым украл две иконы в драгоценных ризах и деньги из свечных ящиков (около 350 рублей).

Стоян и его сожительница, Прасковья Кучерова, были задержаны на пароходе в Нижнем Новгороде 5 июля. Дочь Кучеровой рассказала, что видела, как рубили иконы, а мать Кучеровой, Елена Шиллинг, сожгла их в печке.

На суде святотатец менял показания. В конце концов обвинение признало: оно не может однозначно утверждать, что икона сгорела. За кражу Стояна приговорили к 12 годам каторги, и в 1916 году он умер в Шлиссельбургской крепости.

Приговор не снял интриги вокруг Казанской, и в дальнейшем расследование продолжалось в полуофициальном порядке. В результате версия о сожжении оказалась не единственной. По одной из них, икона могла «уйти» якобы к местным старообрядцам при посредничестве одной из игумений Богородицкого монастыря. Но твёрдые улики отсутствовали и у этой версии. Всё это дало повод говорить о сохранности оригинала.

Образ Богородицы, именуемый ныне Московским списком Казанской иконы Божией Матери, относится к её ранним копиям XVI века. Он был доставлен в столицу ещё в 1611 году, участвовал при блокаде поляков в Кремле и остался в столице, явив немало чудес. Первоначально святыня была помещена в приходскую церковь князя Пожарского – Введенский храм на Лубянке (Сретенке), где в честь неё устроили особый придел.

Казанская икона, помимо общеканонического почитания, считается также покровительницей восточных рубежей России – что, с учётом наших границ с Японией и США на востоке, полезно помнить.

По словам Патриарха, эксперты вынесли заключение, что найденная в складском помещении патриаршей резиденции в Переделкине икона принадлежит эпохе, в которую был создан Казанский образ. Святейший признался, что не сразу решился объявить об этой уникальной находке, но «потом понял, что таить эту историю невозможно, о ней должен узнать наш народ и весь мир». Обретённый образ Патриарх перенёс в Казанский собор на Красной площади и вложил в напольный киот, расположенный справа от алтаря. В Патриархии журналистам предложили до выяснения всех обстоятельств считать продемонстрированную Предстоятелем икону именно Московским списком первообраза.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий