С кафедры на кафедру

Просматривая журналы с решениями внезапного заседания Священного Синода от 11 октября, обратил внимание на множество перемещений епископов с кафедры на кафедру. Передвижения провинциальных архиереев порой напоминают замкнутые треугольники: с кафедры А передвигают на Б, в свою очередь владыку с Б ставят на В, ну а епископа с В – на осиротевшую кафедру А. Даже запутался немного: кого вместо кого и почему? Известный историк-византинист пишет, что есть правила Вселенских и Поместных Соборов, которые свидетельствуют против возможности перехода или перевода епископа с кафедры на кафедру, и прежде наша Церковь их придерживалась:

«Известно всего несколько случаев переводов епископов до царствования Петра Великого. А с утверждения Синодальной системы начинается настоящая вакханалия переводов. При Петре I перемещали 42% от наличествовавших архиереев, при Екатерине II – 62%, при Павле I началось что-то невыразимое – 89%. Святейший Патриарх Тихон до своего Патриаршества перемещался шесть раз и временами на кафедре бывал лишь два года. Покойный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) поменял 12 кафедр. Трудно не признать в этом глубочайшего извращения идеи епископства как духовного отца, как жениха своей паствы. Получается, что архиерей становился “отцом на год”?»

Эту статью историка Церкви опубликовали на уважаемом интернет-ресурсе, но спустя два дня убрали. Но вопрос остался: Синодальный период уже в прошлом и советской власти, которая гоняла епископов с кафедры на кафедру, тоже нет, почему же такая практика осталась? Наверное, не так-то просто вернуться к допетровскому укладу церковной жизни и тем более ко временам первых Вселенских Соборов. В ту пору епископов выбирал церковный народ, каждая епархия являлась малой Церковью, была полнота живой традиции и преемства. А нынешние наши епископы – в большинстве своём из «призыва» 90-х и последующего времени, когда создавались новые епархии и ставленников не хватало. Всё делалось «в режиме ручного управления», а не по заведённому укладу, и в таком же режиме приходится исправлять последствия – кто-то не справился, кому-то больше пристало другое место служения. Есть, конечно, и другие причины переводов, но пастве о них остаётся только гадать.

Например, перевод митрополита Тихона (Шевкунова) на Крымскую кафедру можно объяснить событиями на Украине. Владыка в Псковской епархии буквально возродил жизнь – от храмостроительства до вовлечения жителей области в общие дела. На возвращённых из Украины территориях, как видно, это востребовано. Не особо удивляет и снятие с должности управделами Патриархии митрополита Дионисия (Порубая) – в последние годы сложилась традиция, что служат на этой должности по два-три года.

Больше вопросов возникло с отставкой митрополита Леонида (Горбачёва) с поста Патриаршего экзарха Африки. Проявил он себя там замечательно, на официальном сайте Патриархии непрерывно шли реляции об успехах миссии Русской Церкви на Чёрном континенте. И вдруг… Снятию владыки Леонида теперь рукоплещут наши недруги в Александрийском Патриархате.

Помню бурные обсуждения, когда в июне сняли с должности главы ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева), которого называли и «западником», и «папистом». Отправили его в Венгрию, и многие посчитали это «ссылкой». Но в 2003-м он уже служил там, имеет два венгерских ордена «За заслуги» – а потому, может, владыку не сослали, а вернули в Европу, где он будет «своим»? Немногие знают, что у него имеется даже награда Литовской республики «за защиту свободы и независимости Литвы в январесентябре 1991 года»…

У всякого назначения, наверное, есть свои причины, и хорошо было бы, коль уж прихожан не спрашивают, то хотя бы объясняли им, что к чему.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий