Крестоповал
Со 2 сентября по 4 ноября 2023 года по благословению Патриарха по России крестным ходом несут святыню – Годеновский крест, явившийся ровно 600 лет назад. В день, когда выходит эта газета, крест прибудет в Омск, где ему в течение двух часов смогут поклониться верующие, и двинется дальше – до восточных пределов России. А мне вспомнилось событие, которое случилось в селе Азово под Омском 31 августа и на которое, по сути, мало кто обратил внимание. Здесь неизвестные срубили Поклонный крест, установленный у села на пожертвования местных жителей. Причём действовали не какие-то пьяные дебоширы – крест рубили на высоте более двух метров, а значит, нужна была лестница. Стало быть, готовились.
Годеновский крест большевики тоже пытались пилить, рубить и даже поливали кислотой, надеясь его уничтожить. Один особенно агрессивный атеист, выкрикнув, что он верит не в Бога, а только в свои силы, хватил топором по стопе образа Спасителя на кресте – кусочек мизинца упал на пол… Через некоторое время у рубщика загноился мизинец правой ноги – на том же самом месте, что и на Распятии, – и началась гангрена… И наоборот: в 2009 году Татьяна Сотникова из Иваново приехала в Годеново с опухшим почерневшим пальцем и приложилась ко кресту с молитвой, а на обратном пути почувствовала, что палец у неё не болит, дома же обнаружила, что он полностью здоров. Это только один из огромного числа случаев чудесной помощи от святыни.
Вывод прост: и православные люди, и враги Христовы знают силу креста. И сила его не только в судьбах отдельных людей, но и даже государств и народов. Неслучайно его изображение часто помещали на гербах и знамёнах.
В условиях продолжающейся войны и попыток изоляции России мы всё яснее понимаем, что наша страна – сама по себе: должна опираться на свои традиции, свою культуры, свою силу. Как недавно заявил Президент на Валдайском форуме, Россия – это отдельная цивилизация. Наконец-то! Однако если мы особая цивилизация, какие же у нас особенности? Философ Бердяев отмечал качества нашего народа: «своеобразный органический демократизм и жажда соборности, преобладание единства любви над единством авторитета, нелюбовь к государственности, к формализму, к внешним гарантиям, преобладание внутренней свободы над внешним оформлением…»
В этом году в Архангельске на освящении кафедрального собора Святейший Патриарх сказал: «Нигде в мире не происходит сегодня ничего подобного тому, что происходит в России. Везде храмы закрываются, перепрофилируются… А если это происходит, значит, та цивилизация нежизнеспособна. Жизнеспособна только та цивилизация, которая сильна духом, – вся история об этом говорит».
Символ «силы духа» и есть крест, и как награду его неслучайно вручают за личный подвиг. Притом, например, мусульмане и люди других исповеданий, участвующие в сражениях в Новороссии, считают за честь получить орден Мужества, который представляет из себя крест, – именно потому, что он является государственным символом. Высшая награда в нашей стране – орден Андрея Первозванного. И это ведь тоже крест. Крест – это символ нашей цивилизации. Тем самым принимаем и обязательства, о которых говорится в Евангелии. Например, мы не можем позволить себе ненависть, какая разгорелась в эти дни на Святой Земле на стыке мусульманской и иудейской цивилизаций. Но мы не должны быть и расслаблены, ибо Христос сказал накануне Иудина предательства: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир».
Под символом креста творилась великая культура Запада, но сегодня там он стремительно исчезает даже в быту, а из культуры давно исчез. В Канаде по предложению премьера этой страны Трюдо (того самого, который аплодировал украинскому фашисту-недобитку) теперь королевская корона на государственном гербе лишена креста сверху – его заменили на снежинку, а боковые кресты – на кленовые листья. Но не вспомнить ли тут слова Евангелия о бревне в собственном глазу? Недавно на Новгородчине определяли символ области. Предсказуемо им стал памятник Тысячелетию России. Но православные возмутилась: а куда с эмблемы исчез крест, венчающий сам памятник? Кто-то пошутил: «Уж не спилили ли его с памятника?» Власти поспешили замять скандал – вернули крест на эмблему. Но главное вот что: большинство жителей проголосовало за «обрезанный» вариант. Делала эмблему какая-то столичная дизайн-контора.
Да у нас такое, оказывается, сплошь и рядом. На плакатах правительства Москвы вместо крестов на храме Василия Блаженного – какие-то шарики. Да что там плакаты – нет крестов на гербе России, размещённом на сайте Минэкономики РФ и даже на официальном сайте Президента, – их подменили ромбами. И что характерно: красные звёзды дизайнеры не убирают, как, например, на эмблеме книжного фестиваля на Красной площади.
Много ездя по глубинке, я замечаю, как за последние лет десять-пятнадцать изменилось отношение к кресту: повсеместно ставят поклонные кресты на въездах в сёла, часовни, а уж кресты на могилах – обязательно. Но в столицах и мегаполисах выросло целое поколение тех, для кого крест ничего не значит. А ковырнёшь глубже – и родина для них пустой звук. Раньше трусливое замазывание крестов на «патриотических» плакатах пытались хоть чем-то объяснить: говорили, мол, мусульмане против (а они, «как назло», не против). А спросишь сейчас, почему крест «забыли», ответят вопросом на вопрос: «А зачем он?»
Дело, конечно, не только в крестах. Мы говорим о России-цивилизации, а на командных высотах сидят манкурты, которым сама эта мысль глубоко чужда, и у них уже выросли дети – недалеко от яблони. Для того чтобы мы развивались, страна должна наполняться не мигрантами, а ментально русскими людьми разных национальностей. Но что мы имеем? В Госдуме предлагался законопроект, по которому в упрощённом порядке предоставлялось гражданство тем, у кого в свидетельстве о рождении хотя бы одного из родителей указана национальность «русский». Юристы из правового управления предложение отвергли с дикой формулировкой: это «ставит в неравное положение иностранных граждан и лиц без гражданства». Подобных примеров много. Легион чиновников работает на то, чтобы слово «русский» оставалось полузапретным, и подтирание крестов тут – частный случай. После выступления Президента этот легион, возможно, будет искать новые формы борьбы с русским народом и его святынями. Или не будет, а просто проигнорирует, как это часто бывало, руководствуясь крыловским: «А Васька слушает да ест».
Добавить комментарий